Больше 70-ти лет я живу в замечательном доме. В исторической части моей родной Одессы много красивых старых домов, построенных в конце XIX века, но этот – особенный. Он был создан выдающимся архитектором Львом Влодеком – автором знаменитого Пассажа, гостиницы «Большая Московская» и ряда других прекрасных зданий Одессы.
Дом, признанный со временем памятником архитектуры, был построен в 1900 г. в качестве одесской резиденции Фальц-Фейнов – владельцев огромного поместья-заповедника Аскания-Нова в южном Приднепровье. Оно было родовым имением богатых потомков двух семей немцев-колонистов, которые были приглашены в Россию Екатериной II для освоения плодородных земель северного Причерноморья и впоследствии объединились после женитьбы своих детей.
Владение Фальц-Фейнов отделёно от тротуара оградой в виде ажурных металлических решёток между массивными кирпичными столбами и такими же ажурными двухстворчатыми воротами. Между оградой и торцом дома – небольшой участок; я ещё застал на нём изящный круглый фонтан. Мраморная лестница с балюстрадой – парадный вход на чуть приподнятый первый этаж. Над вторым этажом необычная мансарда с наклонными стенами. Основная часть этого Г-образного дома далеко уходит в глубину участка.
Оригинальный фасад из тёмно-бордовой, очень гладкой кирпичной кладки удивительно сохранился в течение ста двадцати с лишним лет. Бежевые выпуклые полосы связывают углы фасада с выступающими вперёд объёмными обрамлениями окон, снабжённых причудливыми барельефами. Красивый длинный балкон с балюстрадой и угловая башенка, увенчанная небольшим многогранным куполом над прямоугольным эркером, дополняют неповторимое впечатление от фасада.
Резиденция не кажется помпезной, роскошной, не подавляет масштабами, а смотрится уютной, приносящей удовольствие хозяевам.
Рядом с воротами – известная скульптурная группа работы Т. Фишеля, состоящая из двух атлантов, поддерживающих на своих «натруженных спинах» небесную сферу. Она служит опорой оригинального трёхэтажного эркера, огибаемого внизу фигурным балконом с балюстрадой и принадлежащего соседнему четырёхэтажному дому, построенному Влодеком в том же стиле, что и наш, и составляющему с ним единый архитектурный ансамбль.
Эти два атланта, наряду с памятником Дюку де Ришелье, Оперным театром, Потёмкинской лестницей, стали своеобразным символом нашего города, эмблемой Всемирного клуба одесситов.
Уникален открытый в сторону моря внутренний двор, в который попадают через сквозной арочный проезд. Я не знаю в Одессе другого подобного двора; в нём ощущаешь себя в открытом пространстве – видна вся бухта, порт, противоположный берег залива.
В этот уютный зелёный двор с огромным старым каштаном, ровесницей дома и до сих пор плодоносящей шелковицей с тремя разнонаправленными стволами, палисадником с травяным газоном и множеством цветов выходят окна моей квартиры. Ещё несколько лет назад напротив них росла небольшая японская плакучая софора с узловатыми, как будто закрученными стволами, но её, как и два пирамидальных тополя высотой более 20 метров, пришлось убрать.
К торцу здания на уровне первого этажа примыкает огромная прямоугольная открытая терраса, обрамлённая по периметру двенадцатью дорическими колоннами. Они поддерживают расположенную на уровне второго этажа открытую площадку с балюстрадой; открывавшийся с неё вид на залив ещё прекраснее, чем с уровня двора. Вероятно, Влодека вдохновила на её создание построенная в том же стиле на три четверти века раньше изогнутая дугой колоннада Воронцовского дворца, возвышающаяся над заливом; она прекрасно смотрится с колоннады моего дома.
В углу внутреннего двора стояла изящная беседка с основанием из пористого камня в виде нескольких причудливых гротов. По преданию, в первые годы существования дома она была окружена искусственным озером причудливой формы. Гости Фальц-Фейнов, пройдя через анфиладу залов на нижнюю террасу колоннады, могли при желании спуститься с неё по нескольким ступеням, перейти в причаленную там небольшую шлюпку-ялик, и слуга, одетый матросом, переправлял их к беседке.
Поселившись в этом доме после войны, беседку я застал, а искусственного озера не было – то ли его в послереволюционные годы сочли буржуазным излишеством и засыпали, то ли услышанный мною от старожилов рассказ о нём недостоверен.
В начале 70-х беседку перенесли в создававшийся тогда рядом с нашим домом «Уголок старой Одессы», ставший впоследствии своеобразным музеем под открытым небом. Его дорожки выложили старинными квадратными плитками, изготовленными из лавы Везувия –парусные суда, на которых отправляли из Одессы в Европу зерно, брали их на обратный путь в качестве балласта. Такими «вечными» плитками во второй половине XIX в. были покрыты тротуары центральных улиц Одессы. Потом недальновидные городские власти заменили их современными, изготовленными из цемента с мраморной крошкой, но тех хватило ненадолго.
Под изогнутым мостиком с ажурными коваными перилами можно пройти вниз, к старинному мраморному колодцу над водосборной цистерной, чудом сохранившемуся в одном из дворов старого города – в Одессе до постройки в 1873 г. водовода из Днестра всегда были проблемы с водой.
Рядом с беседкой грифон – мифический крылатый лев.
Недалеко от беседки установлена беломраморная скульптура «Дева», стоящая в центре небольшого фонтана с чашей.
Стилизованный мостик имеет прямое отношение к старой Одессе. До наших дней сохранились несколько каменных мостов, перекинутых через спускающиеся к морю «балки» – по-видимому, русла некогда существовавших рек; в старой Одессе мостов было намного больше.
Через одну из балок – Военную, к которой примыкает «Уголок старой Одессы», за два года до его создания был построен (в нашем городе говорили «перекинут») современный пешеходный металлический мост в конструктивистском стиле – точная копия моста герцогини Шарлотты в Люксембурге.
Одесситы практически сразу стали называть его Тёщиным мостом. Кто-то пустил в обиход красивую легенду – будто бы тогдашний первый секретарь обкома партии М. С. Синица поддержал идею строительства моста потому, что с его помощью значительно сокращался путь от Приморского бульвара, где жил всемогущий руководитель, до дома, где поселилась его тёща, – история вполне в духе одесситов.
Название настолько прижилось, что иначе этот мост никто не называл, и горсовету через 50 лет пришлось его узаконить.
Но вернёмся к моему двору, от которого я отвлёкся, продолжая рассказ о беседке, а заодно – и к оправданию названия этого повествования.
После ряда варварских надстроек, пристроек и перестроек дома, а в ещё бо́льшей степени – после неоднократных раскопок во время непрекращающихся аварийных ремонтов всех видов подземных коммуникаций, двор превратился в труднопроходимую территорию, состоящую из горбов и впадин с небольшими вкраплениями остатков разбитого старого асфальта.
Наши неоднократные обращения к городским властям были безуспешны. Наконец через много лет сняли остатки старого асфальта, земли и мусора, засыпали щебень и песок; осталось только уложить сверху долгожданный новый асфальт.
И тут на много дней зарядили дожди. Понятно, что пока всё не высохнет, асфальтировать нельзя. Ждём…
В это время у жены моего внука подходила к концу беременность. Дней за десять до срока родов, определённого врачами, ей приснился будущий сын, который в ответ на вопрос «Когда мы увидимся?» решительно заявил, что до укладки асфальта он не появится – трудно будет выезжать с коляской…
Мы, конечно, весело посмеялись. Но, как писал Зигмунд Фрейд, в каждой шутке лишь доля шутки, а остальное правда. Дожди закончились, на жаре всё быстро подсохло, и бригада рабочих за два дня ударными темпами уложила и укатала свежий асфальт. Помню, как под лучами солнца переливался разными цветами радуги тонкий слой воды, которой его поливали для ускорения застывания.
В конце второго из этих дней будущую маму срочно отвезли в роддом. Мы с женой по узким настилам, уложенным на ещё мягкий асфальт, кое-как добрались до ворот и поехали «болеть» за роженицу. А поздним вечером, когда асфальт уже затвердел, родился мой правнук – в полном соответствии с его обещанием, хоть и на несколько дней раньше срока.
В ознаменование этого события я отправил друзьям и знакомым СМС: «Вечо́р вчера мы стали ПРА. Ура!». Это было десять лет назад.
Ну как тут не поверить, что есть вещие сны?
Комментарии
Приятно читать Ваши статьи
Господин Гаузнер,
Рад читать живописные описания жизни в Одессе. Привет Вашей супруге от её учеников.
Спасибо, уважаемый Александр,
Спасибо, уважаемый Александр, за тёплый отзыв о моих статьях. Передать привет супруге не могу - к сожалению, она скончалась 9 лет назад. Всего доброго! М. Гаузнер
Михаил, спасибо за интересный
Михаил, спасибо за интересный рассказ. Как будто побывал на небольшой экскурсии по Одессе. Вы очень любите и родной город, и место, где живёте - это чувствуется в каждом Вашей слове.
Спасибо, Самсон. Вы правы.
Спасибо, Самсон. Вы правы. Самого доброго!
Добавить комментарий