Иудаизм− первая из трёх монотеистических религий. В XII веке знаменитый учёный и философ-талмудист Моисей бен Маймон, прозванный Маймонидом (или Рамбамом) (1135, Кордова− 1204, Каир) вывел тринадцать принципов веры, которые, по его мнению, являются главными в иудаизме. Кратко они могут быть сформулированы следующим образом:
1. Б-г существует.
2. Б-г один.
3. Б-г не существует в телесной оболочке.
4. Б-г вечен.
5. Иудеи должны поклоняться только Ему одному.
6. Общение с Б-гом происходит только через пророков.
7. Моисей величайший из пророков.
8. Тора имеет Б-жественное происхождение.
9. Тора никогда не утратит своего значения.
10. Б-г знает о всех поступках людей.
11. Б-г наказывает зло и вознаграждает добро.
12. Б-г пошлёт своего Мессию.
13. Б-г воскресит мёртвых.
Христианство и ислам в разных степенях использовали опыт иудаизма. Так, церкви и мечети являются последователями, в определённой степени, синагог.
Синагога − здание, где иудеи молятся Б-гу. Слово «шул» на идише означает и «школу» и «синагогу», потому что ортодоксальные синагоги всегда были центрами не только молитвы, но и учёбы.
Хотя нет сохранившихся данных о точном времени возникновения синагог, учёные считают, что они оформились в эпоху Вавилонского пленения (после 586 г. до н.э.), а затем этот институт был привнесен в Палестину из диаспоры.
Получение систематизированных знаний и навыков (обучение, просвещение) с использованием книг как учебного пособия в западном мире было осуществлено на основе практики иудаизма в изучении Писания.
Книга − произведение печати (в старину, в основном, рукописное) в виде переплетённых листов с каким-нибудь текстом. Как пишет выдающийся британский историк А. Дж. Тойнби, по мнению профессора Гилберта Мэррея из Оксфордского университета «в греко-римском мире письменное слово имело функцию, в чём-то схожую с машинописным текстом, обычно используемым диктором в радиостудии. Как и сегодняшний дикторский текст, греко-римская «книга» была на самом деле набором мнемонических приёмов [совокупностью приёмов, помогающих запоминать нужные сведения, факты и т.п.] для связывания отдельных изречений, а не книгой в современном смысле, предназначенной для чтения про себя и для себя.
В сирийском обществе, к которому принадлежали и иудеи, книга определенно не считалась памяткой для разговора или дискуссии. Её почитали как откровение божие: священный предмет, в котором каждый знак и каждая буква написанного текста имели магическую силу и от этого неизмеримую ценность.
Одна из странностей истории заключается в том, что наш традиционный путь изучения греческой и римской классики унаследован от иудейского метода изучения Закона и пророков.
Талмудический способ толкования Писания состоял в тщательном изучении и осмыслении его и в составлении комментариев, то есть в работе над текстом. А это − один из основных методов научного подхода.
Говорят, что человек есть то, что он ест. Важное место в иудаизме занимают законы приготовления продуктов и правила еды − «кашрут». Основные законы «кашрута» изложены в Моисеевом Пятикнижии (Торе), а их полное толкование содержится в Талмуде. Они делят продукты на две категории:
1. Продукты питания, запрещённые к употреблению в пищу в любых обстоятельствах.
2. Продукты питания, которые разрешены к употреблению в пищу, только в том случае, если они приготовлены соответствующим способом.
Не знаю, что думал Фридрих Дюренматт, когда произнёс или написал эти слова: «Высокое кулинарное искусство− единственная способность человека, о которой нельзя сказать ничего дурного». Почему-то приятно это слышать.
Не вдаваясь в подробности, (желающие могут с ними познакомиться в различных книгах, например, Блу Гринберг «Традиционный еврейский дом»), напишу, что запрещено для употребления в пищу мясо всех тех животных, которые не жуют жвачку и у которых нет раздвоенного копыта. Запрещено к употреблению в пищу и мясо всех животных, которые не были забиты по соответствующим правилам. К ним относится мясо всех животных и птиц, убитых на охоте, мясо животных умерших естественной смертью или убитых другим животным (падаль). Запрещено употреблять в пищу кровь.
Книга Бытие (Берешит) глава 9, стих 4: «Только плоти с душею её, с кровию её не ешьте» или книга Левит (Ваикра) глава 17, стих 10: «Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лицо Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю из народа её; «… Замечу, что из этих слов ясно, насколько достоверны периодически возникавшие в разных странах, слухи, «что пьют они кровь христианских младенцев».
Основное правило забоя скота (не вдаваясь в подробности) − животное должно быть убито быстро и милосердно.
Тот, кто соблюдает «кашрут», должен принимать пищу соответствующим образом. Это ритуальное омовение рук перед едой и произнесение благословения над хлебом, олицетворяющим данную нам пищу, и посыпание хлеба солью, которое символизирует посыпание солью жертвоприношения в Храме, и произнесение благодарения после еды. Думаю, что известное: «руки мой перед едой» и встреча гостей в русской традиции хлебом-солью имеют истоки в иудаизме.
Всё, что ясказал выше о еде, а ведь человек во многом проявляется в том, что и как он ест, написано для того, чтобы показать, что правила ислама «халяль», касающиеся пищи, во многом заимствованы из иудаизма.
Слово «халяль, халал» (по-арабски − разрешённый)− «всё то, что разрешено и допущено в исламе». В немусульманском мире это понятие чаще всего используется для обозначения продуктов и правильно, в соответствии с правилами шариата, приготовленной пищи. Что касается «халяля» в пище, то в Коране чётко определён перечень продуктов, употребление которых мусульманам строго запрещено.
В третьем аяте суры Аль-Маида (Трапеза) сказано: «Вам запрещено [есть] мертвечину [падаль], кровь, свинину, а также то, что заколото без упоминания имени Аллаха [убоину], удавленную, забитую палками, издохшую при падении [с высоты], убитую рогами, и животных, которых задрал хищник − если только не заколите её по предписаниям,− и то, что заколото на [языческих] жертвенниках». «Если же кто-либо, страдая от голода, а не от склонности к греху, вынужден будет [съесть запретное], то ведь Аллах− прощающий, милостивый».
Есть рыбу и морепродукты шариатом не запрещается. Разрешено есть мясо животных с раздвоенным копытом. В «халяль» явно прослеживаются заимствования из «кашрута».
То же можно наблюдать в правилах «халяль», касающихся забоя животных и птицы (это, как и в иудаизме, целый ритуал). Основной принцип его взят из иудаизма – животное (или птица) должно быть убито быстро и милосердно,− напоминающего, что право лишать жизни животное или птицу дано людям Б-гом.
Раввины говорили, что законы «кашрута» призваны учить состраданию и их следует рассматривать, как образцы высоких этических норм.
Традиционные толкования говорят о том, что с приходом Мессии все люди станут вегетарианцами, как Адам и Ева в Эдемском саду.
***
Поздравляем всех верующих иудеев с Пейсахом! Всех верующих христиан с наступающей католической и православной Пасхой!
Редакция ЧАЙКИ
Комментарии
Пожалуйста, объясните, почему
Пожалуйста, объясните, почему вы говорите о трёх религиях, а не считаете христианство и мусульманство сектами иудаизма. Почему так поступают гордые христиане и мусульмане мне понятно, а вот почему Вы – не понятно. Буду премного благодарен за объяснение.
Игорь Троицкий
Добавить комментарий