С 14 по 19 июня 2016 года в Иванове и Плёсе проходил X Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского “Зеркало”. Специальный приз “За огромный вклад в сохранение наследия Андрея Тарковского” был вручен сестре режиссера - Марине Арсеньевне Тарковской - как “главному помощнику и идейному вдохновителю” фестиваля на протяжении десяти лет. Марину Тарковскую по праву можно назвать музой фестиваля “Зеркало”. Она - член Союза кинематографистов России, писатель, составитель поэтических сборников поэта Арсения Тарковского, ее отца. Марина Тарковская, бесспорно, самый популярный гость в Иванове, ведь она принимала участие не только в создании фестиваля, но и Дома-музея Тарковского в Юрьевце, где во время войны жила их семья: мать - Мария Ивановна и двое детей - Андрей и Марина, а также Дома-музея в деревне Завражье, где родился будущий режиссер.
В течение десяти лет кинофестиваль “Зеркало” превращает Ивановскую область в центр мирового авторского кинематографа. В этом году в день открытия кинофестиваля в Плёсе на открытой площадке показали “Андрея Рублева”.
Последние годы фестиваль проходит в двух городах: в Иванове и в приволжском Плёсе - обладателе небольшого, уютного музея Исаака Левитана. На фестивале проходят не только показы фильмов (более сотни), но также проводятся лекции, мастер-классы, проходят десятки творческих встреч, устраиваются круглые столы, музыкальные и поэтические вечера. Фестивальные мероприятия посещают десятки тысяч человек; проводятся они и в других городах Ивановской области: в Юрьевце, Кинешме, Плёсе, Завражье и Шуе. Ежегодно в Юрьевец приезжают гости фестиваля и сажают дерево в память о великом режиссере.
В исполнении одного из членов жюри, Аллы Демидовой, снимавшейся в фильме “Зеркало”, на фестивале прозвучали стихи Арсения Тарковского. Помню, в Лондоне, я спросила Алису Фрейндлих, сыгравшую жену Сталкера в одноименном фильме, как с ней работал Тарковский? Она ответила: “А никак не работал. Отведет куда-нибудь в уголок, да как начнет читать стихи своего отца…” Таким образом, Тарковский-сын вводил актеров в нужное состояние с помощью поэзии своего отца. Недавно в Питере мне посчастливилось попасть на спектакль “Дядюшкин сон” с Алисой Фрейндлих. Великая актриса - это о ней.
На фестиваль “Зеркало” меня приглашали дважды: первый раз как организатора фестиваля Андрея Тарковского в Лондоне в 2007 году, а второй - как автора книги о съемках “Жертвоприношения” в Швеции “Андрей Тарковский: собиратель снов”. Незабываемы поездки в Юрьевец и Завражье, где устраивались концерты, фейерверки, народные гуляния на берегу Волги.
За десять лет существования фестиваля на нем побывали многие знаменитые режиссеры и актеры: Тео Ангелопулос, Олег Янковский, Инна Чурикова, Рейф Файнс, Фэй Данауэй, Андрон Кончаловский, Александр Сокуров, Юрий Норштейн, Нури Бильге, Джейлан и Карлос Рейгадас и многие другие.
Президентом фестиваля с 2010 года стал кинорежиссер Павел Лунгин. Кинокритик и программный директор фестиваля Андрей Плахов говорит, что задача фестиваля - представить лучшие достижения мирового кинематографа и создать центр притяжения для авторов со всего мира. По мнению Плахова, “постмодернизм уже умер или, во всяком случае, находится на последнем издыхании”. Прогнозы о закате авторского кино, о тотальном торжестве массовых зрелищ, к счастью, не оправдались. Напротив, сейчас наблюдается некий ренессанс авторского кино, появляются новые талантливые режиссеры в самых разных концах мира. Фестиваль “Зеркало” - один из лабораторных центров, где демонстрируют такого рода фильмы.
В рамки фестиваля входила не только конкурсная программа игровых фильмов. Здесь можно было посмотреть документальное кино, короткометражные работы под названием “Коротко и ясно”, анимационные фильмы для детей и взрослых. В этом году Юрий Норштейн показал отрывки из гоголевской “Шинели”.
Для большинства участников фестиваля Тарковский - священная фигура. Следует уточнить, что это не слепое подражательство. Тарковский вдохновляет молодых авторов на поиск своего голоса. Помните первые кадры “Зеркала”? Заикающийся юноша громко и четко почти выкрикивает: “Я могу говорить!"
Как известно, 2016 год в России проходит под знаком Года российского кино. В панораме российского кино - под названием “Свои” на суд зрителей представили 14 картин, объединенных, как пишут критики, темой страсти и любви. Среди них новые фильмы Александра Миндадзе “Милый Ханс, дорогой Петр”, Андрея Прошкина “Орлеан”, Василия Сигарева “Страна Оз”, дебютные картины Романа Волобуева “Холодный фронт”, Ильи Найшуллера “Хардкор”, победителя прошлогоднего “Кинотавтра” - фильма “Про любовь” Анны Меликян с ее новой картиной “8”. Анна Меликян - очень интересный, талантливый режиссер. “Про любовь” я смотрела трижды, и он мне не надоел. Говорят, чтобы удержать Музу, нужно жить с увлечением, любить жизнь, прислушиваться, присматриваться к ней и самому себя. Анне Меликян это удается.
Назову несколько конкурсных лент: “Детство лидера”, “Земля просвещенных, “Под небесами”, “Рассвет”, “Темный зверь”, “Чума в ауле Каратас”, “Перформанс”, “Радиогрезы”, “Я, Ольга Хепнарова”, “Лицемер”. Ни одного из фильмов я не видела, поэтому от рекомендаций воздержусь, но надеюсь, что все они - достойные фильмы. Хочется увидеть фильм Отара Иоселиани “Зимняя песня”.
Фильмы открытия фестиваля: “Слушая Бетховена”, режиссер Гарри Бардин и “До любви”, режиссер Игорь Ковалев. Фильм закрытия: “Разрушение”, режиссер Жан-Марк Валле.
Все бы хорошо, только огорчает спесь столичных организаторов, отстранивших в этом году от работы на фестивале Ивановский культурный центр. Я знаю этих людей из Иванова, они профессионалы своего дела. И относятся они к наследию своего земляка с пиететом и уважением. В прошлом году я предложила им создать премию Марины Тарковской, а также наградить ее за неоценимый вклад в дело процветания фестиваля. Мне было очень радостно, что это произошло.
В Лондоне с 20 мая, в течение двух месяцев, проходит ретроспектива только что отреставрированных семи шедевров Тарковского. Называется она “Sculpting Time” (“Ваяние времени”).
“В чем же суть авторской работы в кино? Условно ее можно определить как ваяние из времени. Подобно тому, как скульптор берет глыбу мрамора и, внутренне чувствуя черты своей будущей вещи, убирает все лишнее, кинематографист из “глыбы времени”, охватывающей огромную и нерасчлененную совокупность жизненных фактов, отсекает и отбрасывает все ненужное, оставляя лишь то, что должно стать элементом будущего фильма, то, что должно будет выясниться в качестве слагаемых кинематографического образа”. Это строки из книги Тарковского “Запечатленное время” (в переводе “Sculpting in Time”), ставшей настольной книгой как для профессионалов, так и кинолюбителей.
Крупная дистрибьютерская компания “Artificial Eye” (“Искусственный глаз”) вместе с Curzon Сinemas несколько лет трудились над восстановлением картин Тарковского и переведения их в формат Blue-ray (“синий луч”). Curzon Artificial Eye - площадка независимого авторского кино на иностранных языках.
Основатели “Искусственного глаза” - немец Энди Энгель (одно из его имен - Олег, мать его была русского происхождения) и его жена и партнер Памела Балфри (она помогала мне во время фестиваля Тарковского в 2007 году). Компания появилась на свет в 1976 году. В этом году “Искусственный глаз” празднует свое сорокалетие, Curzon Сinemas восьмидесятилетие! Джордж Керзон - в честь кого названа сеть кинотеатров - видный английский государственный деятель и страстный путешественник.
Энди Энгель был известным пьяницей, недоумевавшим, как он мог дожить до 64 лет. На кинофестивалях он обычно сидел не в кинозалах, а за стойкой бара, убеждая всех, что он вообще фильмов не смотрит, этим занимается его жена. Благодаря ему и Памеле, Англия увидела бесчисленное количество шедевров, ставших классикой мирового кино. Разумеется, его байке никто не верил. До мельчайших подробностей он мог разобрать любой фильм. Кстати, он сам снял три фильма, один из них “Меланхолия” удостоен международной премии. Количество любимых режиссеров Энди, которыми он в течение 30 лет “одаривал” британского зрителя, поражает: Робер Брессон, Жан-Люк Годар, Бернардо Бертолуччи, Эрик Ромер, Бела Тарр, Маргерит Дюрас, Тео Ангелопулос, Клод Шаброль, Эрик Ромер, Ким Вендерс, Ален Рене, Кэндзи Мидзогути, Кшиштоф Кесьлeвский, Нури Бильге Сейлан, Йылмаз Гюней, ну, и, конечно же, Андрей Тарковский.
Излюбленными кинотеатрами британских любителей авторского кино стали кинотеатры, приобретенные Энди и Памелой: Camden Plaza, Lumiere, Chelsea и Renoir. Они сразу же стали Меккой для почитателей европейского кино. Я пропадала там вместе с другими дни и ночи. Увы, ни одного их этих кинотеатров не осталось. Невозместимая потеря для культурной жизни Лондона.
О встрече Энди с Тарковским хочется рассказать подробнее. Андрей, узнав, что его фильмы за большие деньги покупает и прокатывает какой-то сумасшедший немец, при встрече с ним не преминул спросить: “А зачем вы прокатываете мои фильмы? Они же не принесут вам прибыли…” На что Энди простодушно ответил: “Представьте, что вы для меня священная корова, вроде индийской… Да, я не заработаю больших денег на ваших фильмах, но я всегда буду что-то на них зарабатывать…” Ответ не убедил подозрительного Тарковского. “Я понял, - внезапно обрадовался осенившей его мысли русский режиссер, - это все потому, что вы ангел, у вас фамилия такая…” Энди нечего не оставалось делать, как пожать плечами и согласиться. Engel на русском, действительно, звучит как Ангел. С той встречи прошло много лет, но Энди Энгель оказался прав. Полные залы восторженных молодых людей подтверждают его слова.
Фильмы демонстрируются не только в кинотеатрах Curzon Сinemas, но и в Институте современного искусства (ICA) и других залах английской столицы. Ретроспектива Тарковского проходит по всей стране: мне звонили из Эдинбурга, Глазго, из Оксфорда. На днях моя дочь Лена сообщила, что ее оксфордские друзья идут на “Сталкера”. Сама она в этот вечер не смогла посмотреть фильм на большом экране, фотографировала студенческий симфонический оркестр, но взбудораженные ребята обсуждали фильм до четырех утра. Фильмы Тарковского покажут и в Ирландии.
Увидеть фильмы Тарковского на большом экране - поистине огромное удовольствие. Атмосфера в залах наэлектризована. Удивительно, но фильмы Тарковского не стареют, стареют только его зрители. Каждый сеанс представляют известные писатели, историки, журналисты, кинокритики, архитекторы - Такео Шимазаки создал кинотеатр, инспирированный “Сталкером, Орландо Фиджес (автор книг “Танец Наташи”, “Крымская война”, “Шепчущие”), Джефф Дайер ("Влюбиться в Венеции, умереть в Варанси”, “Зона”).
Один из писателей - Уилл Селф, представляя “Солярис”, который он впервые увидел в 12 лет и с тех пор каждый год пересматривал (всего 40 раз!), признавался в любви к Наталье Бондарчук. К своему обожанию главной героини фильма Хари Уилл Селф добавил, что, если бы он - атеист начал религиозное течение, оно бы базировалось на творчестве Тарковского! “Это была бы церковь Тарковского…” К этому мнению присоединяется Ларс вон Триер. “Тарковский для меня Бог!” - сказал он.
В последний день ретроспективы 29 июня меня попросили представить “Жертвоприношение” в Curzon Mayfair, где в 2007 году проходил мой фестиваль, на котором присутствовали Олег Янковский (этим летом в Саратове ему открыли памятник), Вадим Юсов (гениальный оператор “Иванова детства”, “Андрея Рублева” и “Соляриса”), Наталья Бондарчук, Марина Тарковская, Александр Гордон - однокурсник Тарковского по ВГИКу, написавший чудесные воспоминания “Не утоливший жажды” о годах учебы в мастерской Михаила Ромма. Совсем недавно вышла новая книга Александра Гордона “Тучерез”, представленная на фестивале “Зеркало”. Это увлекательная повесть с элементами фантастики, в которой описаны и реальные эпизоды из жизни всемирно известных кинорежиссеров Андрея Тарковского и Сергея Эйзенштейна.
Страстному поклоннику и куратору ретроспективы Тарковского Джеймсу Кингу, следящему за процессом реставрации фильмов, я предложила отметить сорокалетие Artificial Eye показом любимого фильма Энди Энгеля “Зеркало”, на который, мы очень надеемся, в сентябре в Лондон приедет Марина Тарковская.
В заключении мне хочется выразить слова благодарности всем, кто работал над реставрацией фильмов Тарковского. В случае “Ностальгии” - это было реальное спасение картины. Горжусь всей английской командой из “Artificial Eye”! И даже, если англичане выйдут из “объятий” Европейского Союза, чего бы мне не хотелось, творчество Андрея Тарковского будет всегда объединять зрителей всего мира.
Тарковский не раз говорил, что даже, если искусство не может спасти мир от зла и от войн, оно может придать нам сил. Потому что искусство - это инъекция, защищающая нас от пошлости и мерзости.
PS. Несколько слов из британской прессы: “SPECTACULAR, ASTONISHING… THE NEAREST TO POETRY THAT CINEMA CAN EVER ASPIRE”, THE FINANCIAL TIMES; “VISUALLY UNFORGETTABLE”, THE GUARDIAN, “A DAZZLINGLY BEAUTIFUL FILM, FASCINATING IN ITS VISUAL SPLENDOUR… IT IS AN EXPERIENCE WHICH SHOULD NOT BE MISSED”, THE TIMES; “INTENSELY MOVING… A HALLUCINATORY, RICHLY SENSUOUS MASTERPIECE”, THE TELEGRAPH; “AN EXTRAORDINARY ODE TO THE POWER OF ART”, SIGHT & SOUND; “A POETIC AND MOVING MASTERPIECE”, TIME OUT; “A REWARDING DISPLAY OF FILMMAKING MASTERY THAT FORMS A MYSTICAL AND ENIGMATIC CODA TO A LEGENDARY CAREER”, BBC FILM
Редакция журнала ЧАЙКА поздравляет Марину Арсеньевну Тарковскую с присуждением ей специального приза фестиваля "Зеркало"!
Добавить комментарий