Воображаемые беседы с мудрецами
Дон-Аминадо (Аминодав Петрович [Пейсахович] Шполянский, 1888-1957) - русский поэт-сатирик, мемуарист, адвокат. Постоянно сотрудничал в газете «Раннее утро» и журнале «Сатирикон». В январе 1920 года эмигрировал в Париж, где регулярно вплоть до 1940-х гг. печатал фельетоны в газете П. Милюкова «Последние новости», сотрудничал также с другими эмигрантскими изданиями, выпустил несколько сборников своих произведений. Произведения Дона-Аминадо издаются в России с 1990 г.
М. – Уважаемый мэтр, Вы принадлежите к поколению, на долю которого выпало слишком много трагических событий: революция и три войны. Все время менялись не только условия жизни, но и основные понятия, взгляд на мир. Как люди с этим справлялись?
Д-А. – Счастливые поколения занимаются шведской гимнастикой, несчастные – переоценкой ценностей.
М. – Хотелось бы думать, что столь катастрофические события уже не повторятся. Как Вам видится ближайшее будущее?
Д-А. – Чтобы прослыть ясновидцем, предсказывай будущее на сто лет вперед. Чтобы прослыть глупцом, предсказывай его на завтра.
М. – Как Вы думаете, есть ли основания надеяться, что у человечества завтра будет лучше, чем вчера?
Д-А. – Надеяться надо до последней минуты. Но в последнюю минуту можно и перестать.
М. – Похоже, Вы пессимист. Впрочем, может, я ошибаюсь.
Д-А. – Пессимизм – это вопрос темперамента, оптимизм – вопрос жалования.
М. – Оригинальный взгляд. Значит, чем выше жалование, тем оптимистичней человек. А разве бедный не может быть оптимистом? Впрочем, если иметь долги, это очень угнетает.
Д-А. – Долги надо делать в государственном масштабе, иначе их надо платить.
М. – Вы правы. Вот я не пессимист и не оптимист, а, пожалуй, скептик.
Д-А. – Скептик – это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.
М. – Вот именно. Хотя есть и такие примеры. А что Вы об этом думаете?
Д-А. – Ложась животом на алтарь отечества, продолжайте все-таки думать головой.
М. – Но народ ведь должен верить «отцам отечества».
Д-А. – Чтоб доверие было прочным, обман должен быть длительным.
М. – Вы правы. Нас обманывают постоянно и везде. Но грустно жить мизантропом.
Д-А. – Люби человечество сколько тебе угодно, но не требуй взаимности.
М. – Это очень трудно. Впрочем, есть и достойные люди.
Д-А. – На свете очень много хороших людей, но все они страшно заняты…
М. – Да, порой до них трудно достучаться. Зато люди эгоистичные и неприятные встречаются на каждом шагу.
Д-А. – Не думай дурно обо всех ближних сразу, думай по очереди.
М. – Сказать по правде, о них думать не хочется. Лучше заняться самоусовершенствованием и познать самого себя.
Д-А. – Не старайтесь познать самого себя, а то вам противно станет.
М. – Вы так считаете? Но мудрецы всегда призывали нас заняться именно этим. Впрочем, разные школы предлагали различные программы и способы поведения. Какая из них Вам кажется предпочтительней?
Д-А. – Стоик уезжает со своей женой, циник – с чужой, эпикуреец – один.
М. – Ну, Вы все приземляете. Как правило, философы избегали брака.
Д-А. – Если бы Диоген вовремя женился, он бы не дошел до бочки.
М. – Вы думаете? Что же, поговорим о любви. Чем она отличается от дружбы, которую все философы прославляли как самое ценное благо?
Д-А. – Дружба все видит и ни на что не обращает внимания. Любовь на все обращает внимание и ничего не видит.
М. – В этом ее слабость, а, может, и сила. Тем не менее, она быстро проходит.
Д-А. – Чтобы любовь была вечной, равнодушие должно быть взаимным.
М. – В таком случае положение истинно любящего безнадежно. Тем более что человеческие отношения вообще крайне хрупки: люди часто расходятся без всяких видимых причин.
Д-А. – Когда люди не сходятся в главном, они расходятся из-за пустяков.
М. – Возможно, они просто превратно понимают друг друга.
Д-А. – Взаимное понимание требует взаимной лжи.
М. – Что Вы говорите! Иногда людей разводит просто сплетни. И откуда они берутся?
Д-А. – Сплетня – это плата за гостеприимство.
М. – Какой ужас! Но в нашей стране всегда было принято гостеприимство!
Д-А. – Чем больше у хозяйки самообладания, тем она гостеприимнее.
М. – Хозяйка может потерять самообладание, когда гости заставляют себя ждать. Впрочем, только желанные. Ведь бывают и исключения.
Д-А. – Неудачники никогда не опаздывают, но всегда приходят не вовремя.
М. – Им можно только посочувствовать. Вообще, чтобы не быть нежеланным гостем, лучше оставаться дома. Например, взять и перечитать А. П. Чехова. Многие его герои были очень озабочены мнением о них потомков. Вас тоже это волнует?
Д-А. – Если б мы знали все, что о нас будут говорить, когда нас не будет, нас бы уже давно не было.
На этой оптимистической фразе мы расстались с нашим собеседником.
Добавить комментарий