НЛО – как знак перемен
В дебютном фантастическом романе бостонца Юрия Коробченко «Пятая раса» рассказывается, как прилетевшие на летающей тарелке инопланетяне решают судьбу населяющей Землю популяции людей.
В качестве связного они выбирают некоего российского академика Шушерского. Сей академик на самом деле мошенник и плагиатчик, ибо присвоил себе чужие достижения и занимает чужое место. В конце романа с Шушерским происходит метаморфоза – он осознает свое нравственное падение, видит, к каким последствиям приводит ложь.
Роман оказался поразительно актуальным. Я вспоминала его на этой неделе не только потому, что 1 декабря в небе над Англией (графство Девон) был замечен неопознаанный летающий объект, но и в связи с нашими земными делами.
Имею в виду расследования Диссернета и их замечательный поворот, который - дай то Бог – станет прецедентным.
Министр правительства Москвы А. Г. Комиссаров, отвечающий за московскую науку, обратился в ВАК с отказом от степени кандидата экономических наук, т. к. в его диссертации были «некорректные заимствования». Таким образом он внял предложению Сергея Пархоменко, уже давно занятого обличением плагиатчиков и мошенников от науки.
Честный и прямой поступок Алексея Геннадиевича Комиссарова не может не вызвать уважения. Хочется думать, что он подвигнет и других высокопоставленных чиновников отказаться от незаслуженных степеней.
Дело это далеко не пустяшное. Будем следить за ситуацией, поглядывая на небо, нет ли и там наблюдателей? И что если от их наблюдений действительно зависит, достойна ли существовать «пятая раса» человечества, то есть мы с вами?
***
Музыка для всех?
Программа «Тем временем» на канале «Культура» под председательством Александра Архангельского на этой неделе была озабочена проблемами музыки. Есть ли у нее слушатель? Речь шла о музыке классической, в ее сегодняшних проявлениях.
Два музыковеда, два музыканта, один исполнитель и один педагог – говорили, что современная музыка не востребована и страшно переживали на сей счет. Нет, вру, один – и как раз самый интересный – не переживал. Имею в виду композитора Владимира Мартынова, музыкального гения и известного парадоксалиста.
Если я правильно его поняла: современной музыки, конгениальной творениям прошлого, не существует.
Сегодня нет ни одного крупного композитора, равного не только Баху и Моцарту, но и более к нам близким Шенбергу и Стравинскому... Так лучше будем слушать великолепные оперы Генделя, Рамо и Люлли, которые сейчас научились аутентично исполнять и представляют в полном блеске, чем внимать современным жалким поделкам.
Вот он, Мартынов, написал современную оперу, соблазнился большими деньгами, но написал по старым лекалам, своей собственной - «неосвоенной поляны» - не нашел (или не искал?). Такая же претензия у него ко всем современным операм. Когда девушка-музыковед сказала, что была на премьере «Левши» Родиона Щедрина в Мариинке и что произведение это пользуется успехом, композитор вскричал в негодовании: «Разве это современная опера»?
С другой стороны, на призыв работать с аудиторией, воспитывая в ней вкус к современным музыкальным опусам, Мартынов отреагировал так: «Не надо ни с какой аудиторией работать, не надо воспитывать и подготавливать, если будут правильные вещи, аудитория поймет».
Тут я вспомнила один концерт, с которого сбежала. Действительно, как бы меня ни готовили к прослушиванию этой «архисовременной» музыки, мои нервы все равно не смогли бы выдержать этих режуще-пилящих звуков.
Вообще Мартынова было интересно слушать, хотя его парадоксы порой заставали врасплох.
Вот например, педагог говорит о воспитании молодежи на классике, об уроках музыки в школе, о примере Китая. А Мартынов: «Лучше бы не было гонконгских и китайских исполнителей!».
И, каюсь, я мысленно присоединилась к этой весьма неполиткорректной фразе. Ибо часто в последнее время приходилось слышать виртуозно механическое, лишенное всякой живой эмоции исполнение представителей «азиатской» школы.
Но конечно, не всех, не всех, Владимир слишком радикален и совсем не политкорректен.
Еще одна реплика Владимира Мартынова повергла меня в изумление. Она последовала в ответ на мнение исполнителя, что на музыкальном концерте он (как и публика) хочет «получить удовольствие», а в перерыве выпить бокал шампанского. – Удовольствие! – вскричал Мартынов, - Веберн бы вас не понял!
А вот интересно, зачем ходит на концерты Мартынов? И что хочет доставить зрителю своей музыкой? Страдания? Мигрень? Желание отключиться? В принципе всякое искусство доставляет нам удовольствие, даже трагедийное. Ибо, по слову Аристотеля, в конце трагедии наступает катарсис, избавление от всего страшного и тяжелого в душе и сознании.
Так что тут я с композитором не соглашусь. Хотя, как кажется, именно он, эдакий мальчишка-несоглашайка, был протагонистом в этой передаче. И музыка у него замечательная, вполне под стать композиторам прошлого.
"Тем временем"
***
30 ноября 2013 года не стало Юрия Яковлева
Мое поколение запомнило его сразу - по первой крупной кинороли: князь Мышкин в фильме Пырьева «Идиот» (1958).
Была девочкой, романа еще не читала, да и Достоевский был тогда полузапрещенным автором. Но прекрасно помню, как не отпускал меня слабый, одинокий и такой человечный герой Юрия Яковлева, сыгранный им с такой исключительной самоотдачей.
Я думаю, такие сверхусилия чреваты... Яковлев не зря отказался сниматься во второй серии фильма. Мне кажется, здесь сработал инстинкт самосохранения, еще немного - и психика молодого тридцатилетнего артиста могла надломиться.
Если говорить о том давнишнем пырьевском фильме, то по силе воздействия он для меня далеко впереди последующего сериала Бортко с прекрасным актером Евгением Мироновым в роли Мышкина. Кстати, не помню, кто и как играл в нем Настасью Филипповну, а вот партнершу Яковлева Юлию Борисову забыть трудно. Незабываемо сыграли оба.
Потом в кино у артиста были роли комедийные или характерные, такие как Стива Облонский в «Анне Карениной», поручик Ржевский в «Гусарской балладе», царь Иван IY в «Иван Васильевич меняет профессию», Ипполит в «Иронии судьбы». Всех этих персонажей Яковлев играл слегка отстраненно, с долей юмора и иронии, словно оценивая их со стороны. А в родном Вахтанговском театре истинно его ролью стала роль Антона Павловича Чехова в спектакле по пьесе Малюгина «Насмешливое мое счастье» (1965).
И не зря литературовед Владимир Лакшин именно Юрия Яковлева привлек к своему документальному фильму «Путешествие к Чехову», включающему их совместную поездку на Сахалин. Помню, что было у меня при просмотре впечатление, что Лакшина сопровождает не актер Юрий Яковлев, а сам Антон Павлович Чехов.
Видела по ТВ документальную ленту о том, как делался спектакль «Пристань» новым для театра Вахтангова главным режиссером Римасом Туминасом. Он пригласил для работы над разными кусками спектакля разных режиссеров и дал сыграть в постановке многим маститым артистам. В итоге получилась своеобразная солянка, где смешалось все со всем, яство не вызвало у меня большого аппетита.
Кроме одной части. Той, где Яковлев играл в бунинском рассказе «Темные аллеи» старого военного, встретившего на постоялом дворе свою прошлую любовь. В документальной ленте запечатлелась борьба Юрия Васильевича с молодым амбициозным режиссером, желавшим воплотить не столько Бунина, сколько себя самого. Борьба была деликатной, но упорной. Борьба за бунинский рассказ, за его смыслы и подтексты.
В итоге Яковлев победил, его интерпретацию одобрил главный, который и стал режиссером этой части спектакля.
Юрий Яковлев, при всей своей добродушной иронии, человеком был сильным и искусства не предавал. Да будет земля ему пухом!
"Пристань". Отрывок из спектакля
***
«В вашем доме» на канале КУЛЬТУРА
Великолепный дуэт двух асов, знаменитого тенора Большого театра Алексея Масленникова и музыковеда Святослава Бэлзы.
Послушайте только, о чем Масленников рассказывает: создание цикла «Из еврейской народной поэзии» Шостаковича, чистосердечное признание Рихтера, ночной разговор с Ростроповичем перед его отъездом на Запад, Герберт фон Кароян и «Борис Годунов»...
А уж как он рассказывает – красочно, с подъемом... Короче – послушайте и посмотрите!
"В вашем доме". Алексей Масленников
***
Наталья Горбаневская
29 ноября 2013 г. в Париже ушла из жизни поэт, правозащитник и нонконформист, основатель и первый редактор "Хроники текущих событий" Наталья Евгеньевна Горбаневская. В 1968 году она в числе семи протестующих против оккупации Праги советскими войсками вышла на Красную площадь. Их лозунг был «За вашу и нашу свободу». Вечная память!
***
Свободу Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву!
Свободу всем политическим узникам!