Как оставаться оптимистом
Silver Linings Playbook
Режиссер Дэвид О.Рассел
Этот фильм не только имеет на сайте «Гнилые помидоры» поддержку 92 процентов критиков и 89 процентов зрителей, его не только именуют «смешной, романтичной и теплой комедией», он не только получил два десятка премий на фестивалях и в обществах кинокритиков, не только сделал, при бюджете в 21 миллион долларов, 100 миллионов кассовых сборов, он был выдвинут на восемь «Оскаров» по всем главным категориям и завоевал одного из них.
Прежде чем его посмотреть, я прочла роман, по которому он снят. И чтение, и просмотр повергли меня в состояние озадаченности и грусти. Адресовала я эти чувства самой себе. Видимо, что-то со мной не в порядке, если я не нахожу в себе сил присоединить свой голос к оглушительному хору восторгов.
Между книгой и фильмом немалая разница. Книга использует модный сейчас прием, когда важно не что рассказывают, а как. Она начинается с того, как Пэта Пиплза привозят домой, к отцу с матерью, из сумасшедшего дома. Провел он там несколько лет, но ничего не помнит и думает, что несколько месяцев. Пэту, бывшему учителю, уже хорошо за тридцать. Он зациклен на своей жене Никки и на том, как он с ней вновь соединится. Однако, Никки на горизонте нет, все окружающие избегают о ней говорить и прячут ее фотографии. Три четверти книги приходится думать, что Пэт убил жену и за это был отправлен в психушку.
Пэта знакомят с молодой и несколько странной вдовой Тиффани. Она интересует его в основном потому, что предлагает передавать письма Пэта к жене. За это Тиффани просит Пэта быть ее партнером в танцевальном конкурсе. Он соглашается. Никаких писем она, однако, не передает, а ответы от Никки сочиняет сама. Пэт, узнав об этом, впадает в ужас и гнев. Пытается разыскивать Никки, его избивают хулиганы, но выручает чернокожий друг Дэнни из сумасшедшего дома, которого Пэт считает мудрейшим человеком на свете. Тут нам, наконец, сообщают, что жену Пэт не убивал, а застал ее с любовником голыми в душе и изметелил любовника. И что Никки давно замужем и имеет семью. Тиффани признается, что Пэт ей «очень нужен», он целует ее в лоб и отвечает, что она тоже ему нужна. Конец.
На втором плане в книге проходит сюжетная линия всеобщей помешанности на футболе, который составляет весь смысл жизни для отца Пэта.
Когда вышел фильм, я с изумлением прочла, что это, оказывается, комедия.
Многое по сравнению с книгой изменили. Пэт (теперь его фамилия Солатано, потому что папу играет Роберт Де Ниро) пробыл в больнице всего несколько месяцев и все помнит. Лекарства принимать отказывается. Мы сразу узнаем о том, что жена жива. Пэт с ней разлучен просто потому, что после избиения любовника в душе судья вынес запрет Пэту к ней приближаться. Я все ждала, когда начнется комедия. Вот Пэт ежедневно бегает по улицам, нацепив поверх спортивного костюма пластиковый мешок для мусора (чтобы лучше пропотеть). Комедия? Вот Тиффани (ее играет Дженнифер Лоренс, которая была удостоена Оскара за лучшую женскую роль), познакомившись с ним, заявляет: «Можешь трахнуть меня, как только погаснет свет». Юмор? Вот она рассказывает ему, как после смерти мужа переспала на работе с одиннадцатью сотрудниками. Очень смешно. Пэта интересует только, были ли среди них женщины. Были, три штуки. Идет обсуждение того, как это происходило. Умереть со смеху. Вот Пэт посреди ночи врывается в спальню к родителям, размахивая романом «Прощай, оружие», негодует, что Хемингуэй придумал плохой конец, и швыряет книгу в окно, выбивая стекло. Вершина комического.
И так далее, далее и далее, до финала, когда Пэт и Тиффани уже страстно влюбились друг в друга, и она сидит у него на коленях, под счастливыми взглядами родителей Пэта.
У авторов фильма были сугубо личные причины для его создания. Сын режиссера, которому сейчас 18 лет, с детства страдал «эмоциональным расстройством» и склонностью к самоубийству. Автор романа Мэтью Квик, впав в тяжелую депрессию, ушел с работы в школе, поселился, как Пэт, у родителей и стал писать свою книгу, которая, по его словам, «спасла его брак». Так что тема психических болезней им обоим близка.
Критик Колин Коверт, которому очень нравится фильм, правильно подытоживает его смысл: «Картина говорит нам: счастье зависит от того, найдем ли мы тех, кто может жить с нашим безумием, а не тех, кто будет выводить нас из него».
«Прогрессивная» идея всеобщего равенства вообще не усматривает разницы между людьми. Ни между мужчинами и женщинами, ни между психически здоровыми и менее здоровыми, которых не следует «выводить» из их состояния. Да здравствует жизнь с безумием. Последнее особенно трогательно на фоне того, что теперь уже каждый день приносит вести о новых убийствах, совершенных психопатами.
Я присоединяюсь к мнению другого критика, Стивена Силвера, который пишет: «Этот фильм принадлежит к одному из самых моих нелюбимых жанров под названием «Кино про то, как Любовь Исцеляет Душевные Болезни». Так же, как в свое время фильм «Прекрасный ум» (A Beautiful Mind) и другие, этот фильм упрощает сложные и серьезные проблемы психического здоровья, которые якобы легко может исцелить романтическая любовь».
Это упрощение хорошо почувствовал российский кинопрокат, не мудрствуя лукаво давший этой страшноватой «комедии» веселенькое название «Мой парень — псих».
Добавить комментарий