Этан (слева) и Джоэл Коэны на съемках фильма True Grit Photo by Wilson Webb © 2010 Paramount Pictures |
---|
В последние годы у критиков стало обязательным оценивать фильмы братьев Этана и Джоэла Коэнов исключительно с придыханием. В отличие от братьев Васильевых и братьев Тур, Коэны — настоящие братья родом из Миннесоты, сыновья университетских преподавателей. Джоэлу 56 лет, а Этану 53. Они оригинальные, очень хорошие, хотя и неровные режиссеры, осыпанные дождем наград. В 2007 году им почему-то дали трех "Оскаров" за нелепый фильм No Country for Old Men по роману ужасного писателя Кормака Маккарти. В нем актер Хавье Бардем всех непрерывно убивает из чего-то вроде огромного огнетушителя. После этой картины Коэны вознесены на пьедестал и считаются великими кинематографистами. Но их следующую, превосходную картину A Serious Man ("Серьезный мужчина", 2009), про трагикомические злоключения несчастного еврея, хоть и выдвинули на "Оскаров" как лучший фильм и за оригинальный сценарий, премиями обошли. (Обе награды, впрочем, отдали тоже очень хорошему фильму The Hurt Locker про войну в Ираке).
На сей раз Коэны решили поставить вестерн. Такое решение можно только приветствовать, потому что этот замечательный, чисто американский жанр уже много лет находится в загоне. Их привлек к себе роман Чарльза Портиса True Grit ("Несгибаемые"). 77-летний ныне автор написал его в 60-ые годы, и по нему тут же был снят фильм. Роль шерифа сыграл легендарный Джон Уэйн и получил за нее своего единственного "Оскара". Коэны говорят, что фильм помнили плохо и не собирались делать его римейк. Их заинтересовала книга.
Я Портиса не читала и не знаю, справедливо ли его сравнивают с Марком Твеном. Пишут, что ему присуща такая же манера невозмутимо рассказывать о смешных вещах. Несколько лет назад Этан Коэн прочел всю книгу вслух своему сыну. Вероятно, надеялся приохотить его к чтению, и выбрал "Несгибаемых" (в российском прокате фильм называется "Железная хватка"), потому что героиня — 14-летняя девочка. А потом братья стали подумывать об экранизации, потому что "Несгибаемые" — необычный вестерн, а Коэны любят все необычное.
Сюжет, который происходит в 1870-е годы в Арканзасе, состоит в том, что злодей Чейни убил отца девочки по имени Мэтти Росс и сбежал на индейскую территорию. Местным властям туда хода нет. Преследовать преступника имеет право только федеральный шериф. Мэтти, которая одержима одной мыслью — наказать убийцу, — находит такого шерифа, одноглазого пьяницу Когберна по прозвищу Рустер ("Петух"), и нанимает его за немалые деньги. Несмотря на сопротивление Рустера, упрямая девочка присоединяется к нему. В погоне за Чейни эта странная пара встречает Ла Бифа, техасского рейнджера, который хочет арестовать этого же злодея за убийство сенатора у них в штате.
Как полагается в вестерне, порок в конце-концов наказан. Но торжество добродетели имеет горький привкус. Мэтти, как героиня классической трагедии, отягощена трагической виной, за которую жестоко расплачивается.
Вместе с тем, эта история действительно рассказана с юмором. Герои Портиса говорят вычурным старомодным языком, который звучит очень смешно. Сочетание трех несхожих персонажей — Мэтти с ее стальным характером, свирепого, но болтливого Рустера и нескладного Ла Бифа — дает комический эффект. Есть несколько очень смешных эпизодов — например, жуткая, но уморительная сцена казни трех преступников в начале картины. Или сцена, где Мэтти торгуется с местным коммерсантом. Ей нужны деньги, и она требует, чтобы торговец взял обратно лошадей, купленных ее покойным отцом. Старик — тертый калач, но он вынужден уступить перед напором непреклонной девицы.
60-летний Джефф Бриджес просто купается в роли Рустера, играя его сочно, с явным наслаждением. Некоторые критики, правда, упрекают актера за то, что некоторые свои монологи он проборматывает невнятно. Хорош и Мэтт Деймон — заносчивый техасец, который задает Мэтти изрядную шлепку.
Режиссеры рассказали, что их прежде всего заботили две вещи. Им нужно было, чтобы герои хорошо смотрелись в седле. И чтобы нашлась подходящая Мэтти.
Два ассистента по актерам искали ее по всей стране целый год. Посещали родео, где выступали юные дарования, беседовали с деревенскими девочками. А нашли 13-летнюю Хейли Стайнфелд в Лос-Анджелесе. Она с восьми лет мечтала быть актрисой и успела сняться в нескольких короткометражках и в телерекламе. Хейли легко справилась с тем, что составляло главную трудность для всех остальных претенденток — она замечательно заговорила на стилизованном, старомодном языке романа Портиса, словно на нем и объяснялась всю жизнь. Оказалась хорошей наездницей, а друг ее отца, полицейский, научил ее стрелять. Среди актеров-мужчин Хейли чувствовала себя прекрасно ("они как будто большие дети"). На съемках всегда была ее мать. За сквернословие на площадке налагали шуточные штрафы — от доллара до пяти.
По словам Коэнов, главной трудностью в работе были жесткие правила по обращению с лошадьми. За последние двадцать лет защитники прав животных добились того, что снимать стало почти невозможно — нельзя делать подсечки лошадям, и тому подобное. Но с этой трудностью справились, тем более, что по сравнению с другими вестернами в "Несгибаемых" главное — не "действие", а характеры и атмосфера. Роджер Дикинс прекрасно снял мрачные, холодные пейзажи, на фоне которых все и происходит.
Зрителям фильм нравится (90 процентов положительных отзывов на сайте "Гнилые помидоры"). У критики он заслужил 95 процентов, и уже объявлен "классикой".
True Grit
Режиссеры Этан и Джоэл Коэны
****
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
* — кошмарный
Добавить комментарий