Вокруг этой картины поднят невероятный шум. Ее объявили крупным событием американского кино, эпосом, классикой, возрождением жанра гангстерского фильма, ее сравнивают с «Крестным отцом». Главные роли играют суперзвезды, лауреаты «Оскара» Дензел Вашингтон (гангстер Фрэнк Лукас) и Рассел Кроу (сыщик Ричи Робертс). И Лукас, и Робертс не только существовали, но и продолжают существовать в действительности.
На канале PBS (Общественное телевидение) известный тележурналист Чарли Роуз пригласил для интервью создателей фильма и его прототипов. Естественно, я прилипла к экрану. А час спустя отлипла в большом недоумении.
Знаменитый режиссер Ридли Скотт (Alien,1979; Blade Runner,1981; Thelma and Louise, 1991; Gladiator,2000), оба его актера и крупный продюсер Брайан Грейзер беседовали с Роузом в первой половине передачи. Все четверо словно ходили по тонкому льду, старались ничего конкретного не сказать и большую часть времени объясняли, как им было приятно работать вместе. Когда Роуз спросил у Дензела Вашингтона, как проходила его встреча с Лукасом, актер ответил, что его поразила физическая немощь (он сказал «хрупкость») своего героя, прикованного к инвалидному креслу. Позже я узнала, что у Лукаса сломана нога. Из этого интервью самое сильное впечатление на меня произвела прическа продюсера. Почему 56-летний Грейзер ходит с волосами дыбом, как у панка, — психологическая загадка. Видимо, считаеsт, что это его молодит. На самом деле похож на пожилого клоуна.
|
Бывший гангстер, 77-летний Фрэнк Лукас в программе Чарли Роуза на общественном телевидении |
---|
Во второй половине передачи нам показали писателя и журналиста, которые освещали дело Лукаса, а также самого 77-летнего Лукаса (он сидел, утонув в кресле, плечи торчали выше ушей) и сыщика Робертса. Оказывается, Робертс еврей, и наделен довольно приятной, вполне типичной внешностью. В лице у него есть что-то детски-простодушное (это Кроу передал в фильме), но улыбка очень хитрая (этого у Кроу нет). Роуз пытался придать беседе откровенный характер. Например, спрашивал Лукаса, бил ли его Робертс на допросах. Осведомлялся, сколько народу Лукас убил собственноручно. Но оба героя виляли, уходили от ответов.
|
Бывший сыщик, а ныне адвокат Ричи Робертс в программе Чарли Роуза на общественном телевидении |
---|
На чем основан сюжет? Лукас смолоду был бандитом в Гарлеме, подручным у какого-то знаменитого Джонсона. Уважительно сказал в интервью, что многому у него научился. Чему — легко себе представить. После смерти учителя перехватил его торговлю наркотиками. Сообразил — это было в 70-е годы, шла война во Вьетнаме — что выгоднее поехать на Восток и там покупать героин из первых рук, без посредников. Что он и проделал. Героин был страшной силы, неразбавленный, Лукас выбросил его на улицу под названием «blue magic» и стал зарабатывать бешеные деньги — чуть ли не по миллиону в день. Особенно прославился тем, что ухитрился ввозить героин из Вьетнама в гробах погибших американских солдат. Долго держался на плаву, потому что окружил себя преданными и свирепыми помощниками по прозвищу «Деревенщина» — чернокожими родичами, выписанными из родной Северной Каролины. На него работало 30 членов его семьи. Затем Робертсу в 1975 году удалось все-таки его поймать. Робертс тоже был знаменит тем, что когда-то конфисковал миллион долларов у наркодельцов и ничего оттуда не украл. Хотя вполне мог. Многие коллеги этого не поняли и относились к нему как к слегка чокнутому.
У Лукаса конфисковали 250 миллионов долларов и посадили его... всего на пять лет! Это потому, что он раскололся и стал продавать всех подряд — и торговцев наркотиками, и сотрудников бюро по борьбе с наркотиками, которые брали взятки. По его показаниям арестовали чуть ли не сотню человек. Выйдя на волю, он не унялся и снова вернулся к любимому делу. Пришлось посадить его еще на 7 лет. Таким образом, хотя первоначальный приговор ему был на 70 лет, он отсидел всего 12, и то в два приема.
Вот и вся история. Никак не могу понять, что в ней увлекательного. Только два момента выделяются: как Робертс не украл миллион и как возили героин в гробах. Ну и что?
Несколько пошатнуло меня известие (это выяснилось в интервью), что теперь Лукас и Робертс дружат, что Робертс (у него юридическое образование) сейчас не только адвокат Лукаса, но и крестный отец кого-то из его бесчисленных детей. В этом есть, по-моему, что-то бредовое.
Фильм стоил больше 100 миллионов. Он чудовищно длинный (2 часа 40 минут) и, на мой взгляд, адски скучный. Дензел Вашингтон изображает этакого невозмутимого мыслителя. Все время кажется, что он в уме решает теорему Ферма. Время от времени стреляет кому-то в голову. Очень хороший семьянин. Привозит любимую маму жить в свой роскошный дворец. Женится на красотке из Пуэрто-Рико. Режет индейку на День Благодарения. С образом мыслителя, правда, не совсем вяжется огромная, дико безвкусная шуба и шапка из шиншиллы, которую он на себя напяливает. Это такой гангстерский шик. Правда, потом он сжигает ее в камине (уж не помню, почему.) Все 160 минут потерянного времени я себя спрашивала: зачем мне это показывают? Не дают ответа.
В «Крестном отце» перед нами обнаруживали потайные пружины власти гангстеров, проникали в их закрытый образ жизни, в их способ мышления и своеобразие их отношений. Поэтому смотреть и было интересно.
Здесь ничего похожего нет. Нет ни запоминающихся персонажей, ни выигрышных сцен. Скотт сделал картину в какой-то странной импрессионистической манере — все мелькает, скользит по поверхности. Видно потому, что и сценарий ни во что не углубляется, ни на чем не останавливается. И, наверно, о многом врет. Думаю, что авторы боятся обвинений в расизме.
Есть здесь, конечно, и левацкий идейный подтекст. Его обнаруживаешь почти во всех рецензиях, да и в самом ходе фильма. Лукас показан как незаурядный, талантливый бизнесмен. В его лице афроамериканцы переплюнули даже американо-итальянскую мафию! Есть чем гордиться негритянскому народу! Он, кстати, и гордится изо всех сил. Мастера рэпа и хип-хопа уже вовсю посвящают фильму свое творчество. У чернокожей молодежи — спасибо Голливуду — появился новый герой, образец для подражания.
И во многих рецензиях повторяют, что Лукас — типичный представитель американского капитализма. То, чем он занимается, и есть капитализм. А чем он там торгует, совершенно не важно. Капитализм ведь аморален по своей сути. Бизнес уравнивается с преступлением.
Вызывает отвращение этот постмодернистский подход к страшной теме, когда мразь, подонка, убийцу, наживавшегося на отравлении людей, представляют как равноправного члена общества и даже любуются его «деловой хваткой». Поистине, стерта в либеральных умах грань между добром и злом. Все для них равны! С их точки зрения, говорить о том, что зло существует, старомодно. Это якобы свидетельствует об умственной дремучести говорящего. Волосам не позволено вставать дыбом от ужаса, только от лака для волос — как у передового продюсера Грейзера.
АМЕРИКАНСКИЙ ГАНГСТЕР
American Gangster
Идет везде
Режиссер Ридли Скотт
Добавить комментарий