День святых - пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, чтимых всеми тремя авраамическими религиями. За 600 лет до Рождества Христова вавилонянами был завоевал Иерусалим, и эти знатные молодые иудеи стали пленниками. Навуходоносор (Набукапетнецль в подлиннике Библии), царь Вавилона, решил воспитать их при своем дворе и обучить "халдейским наукам", но пленники не изменили заповедям своей веры и не устрашились грозящих им казней. Отроки, помещенные в огненную печь, были спасены Всевышним. Даниил не дрогнул, будучи помещен в ров со львами, и львы к изумлению вавилонян смирились перед ним.
Здесь разные мысли о "Пещном действе, русской мистерии, как части богослужения, (впервые упомянуто в 1548 году), о Симеоне Полоцком, о библеизме Владимира Соловьева. Вспомнились первым делом стихи Николая Клюева, Матери Марии о Данииле, учителя моего Михаила Зенкевича о Навуходоносоре. И так далее. Но ограничусь стихотворением Арсения Тарковского, которое помню и в авторском чтении - не раз мы бывали наедине, и он откликался на просьбы прочитать стихи, свои и чужие... Пожалуй, работа поэта в некоторые мгновение действительно напоминает "пещь огненную".
К СТИХАМ
Стихи мои, птенцы, наследники,
Душеприказчики, истцы,
Молчальники и собеседники,
Смиренники и гордецы!
Я сам без роду и без племени
И чудом вырос из-под рук,
Едва меня лопата времени
Швырнула на гончарный круг.
Мне вытянули горло длинное,
И выкруглили душу мне,
И обозначили былинные
Цветы и листья на спине,
И я раздвинул жар берёзовый,
Как заповедал Даниил,
Благословил закал свой розовый
И как пророк заговорил.
Скупой, охряной, неприкаянной
Я долго был землёй, а вы
Упали мне на грудь нечаянно
Из клювов птиц, из глаз травы.
1960