90 лет назад в Москве основан цыганский театр "Ромэн". Созданный по мысли Луначарского, дабы средствами искусства склонить цыган к оседлости и трудовой деятельности (идея столь же продуктивно-жизненная, как предложенный тем же А.В. вдохновенный прожект внесения эроса в пролетариат).
Удивительный все же народ . Превратившийся из касты кашмирских лудильщиков металлической посуды в племя вечных странников. Тут, конечно, из памяти выплывают разные рассказы о цыганских гаданьях, тайнах, прегрешеньях ("Забором крался конокрад..." и так далее. Всё понятно...). Тут и собственный, иногда прискорбный, опыт соприкосновения с ними, и есть что вспомнить в мемуарах. Во всяком случае, старая гадалка не промахнулась, всё сбылось и покуда ещё сбывается. И подходящие ко мне оракулы в разноцветных юбках долго не пристают - сразу видят, что мне уж основательно нагадали... Ладно, это всё личная история и лирика... Но именно лирикой для меня всё искупается. И каково их, цыган, воздействие на мировую культуру! Какое участие в судьбе Европы. С тех, как принятые за потомков древних египтян ("Возьми, егИптянка, гитару..") они переселились из Африки в Испанию, в одинадцатом веке были замечены в Люневиле, затем оказались и в Яссах.. Присутствие не только музыкально-исполнительское. Какой повод, какие сюжеты дала их вольная жизнь литературе, поэзии! Под этой звездой возникли испанские романсы, стихи Лорки, "Кармен", французские, английские, польские, румынские баллады и поэмы. Захлестнула эта вихревая стихия и русскую лирику. Перечень поэтов был бы длинным. Вот лишь несколько имён: Державин, Пушкин, Боратынский, Полежаев, Бенедиктов, Полонский, Фет, Некрасов, Аполлон Григорьев, Апухтин, Блок. И так далее. И вплоть до наших дней... А проза и драматургия, перекликающаяся поэзией: Крылов, Лажечников,Тургенев, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький, Куприн...
"Соколовская гитара до сих пор в ушах звенит...". Но времена меняются, мы, увы, не знаем, как цыгане пели в восемнадцатом веке, во дворце Алексея Орлова и что днем могли слышать в таборе ночевавшие "под издранными шатрами" Пушкин и Языков. Но бессмертно само воспоминание об интонациях этого пения и излюбленных песнях. К сему маленькое стихотворение Афанасия Фета. На склоне дней великий лирик сознался , что любил в жизни всего двух женщин - известно кого и известно, что законная жена к ним не относилась. И всё же он имел детей от цыганки. И дивный певец Вадим Козин являлся его правнуком.
Афанасий ФЕТ
* * *
Полуразрушенный, полужилец могилы,
О таинствах любви зачем ты нам поешь?
Зачем, куда тебя домчать не могут силы,
Как дерзкий юноша, один ты нас зовешь?
Томлюся и пою. Ты слушаешь и млеешь;
В напевах старческих твой юный дух живет.
Так в хоре молодом: "Ах, слышишь, разумеешь!"
Цыганка старая одна еще поет.
[4 января 1888. Москва]