Евгений Евтушенко на канале КУЛЬТУРА
Хочется – о хорошем. А оно, хорошее, лилось на нас рекой в воскресной передаче Игоря Волгина «Контекст» и в его же передаче «Игра в бисер» в среду вечером (канал КУЛЬТУРА).
Там и там участвовал Евгений Евтушенко, приехавший в Россию с очередной концертной поездкой и с очередными грандиозными планами. Поразительный, прямо-таки фантастический феномен человеческой стойкости, мужества и непотопляемости.
Поэту 82, позади много всякого, приехал он из Штатов после тяжелой операции, наверное, не в самом лучшем состоянии, потом в Ростове-на-Дону упал - и опять больница, самолетом был доставлен в Москву, где его снова лечили, - и при этом ни слова о здоровье.
Как всегда стильный - необычный, черный в белую полоску - пиджак, оживленное, помолодевшее лицо – снова наш поэт на коне и впереди летучего отряда.
Поневоле подумаешь, что он одной породы с «настоящим человеком» из давней военной повести Бориса Полевого, который - напоминаю, - став инвалидом, не отказался от мечты продолжать летать – и добился своего.
Евгений Александрович фонтанирует новыми планами – доехать до Владивостока с группой поэтов, читать стихи в российских медвежьих углах.
Потом закатиться на Камчатку, на Чукотку.
И, ей-богу, я верю, что, если не скрутит его болезнь и не откажет уже немолодой организм, - поедет, будет читать стихи вместе с молодыми, вместе с Верой Полозковой, напомнившей ему Беллу Ахмадулину, - простым работягам и соскучившейся по живому слову интеллигенции, везде и всюду будет нести свою проповедническую вахту.
Совсем недавно мы видели его в многосерийном фильме, где он рассказывал о себе, отвечая на вопросы Соломона Волкова. Картина, поведав об отдельных эпизодах жизни, не дала представления о Евтушенко-поэте.
Сейчас на программе у Волгина говорили о его лирике. Евгений Евтушенко сидел в окружении трех других поэтов и одного критика – Игоря Волгина, Александра Городницкого, Ильи Фаликова и Евгения Сидорова, - влюбленных в его стихи, читающих их на память.
Нет, это были не прогремевшие на весь мир «Бабий яр» или «Наследники Сталина», не стихи, ставшие песнями, не стихи, чьи строчки стали ходячими выражениями: «Поэт в России больше, чем поэт», «Если будет Россия, значит буду и я», «Людей неинтересных в мире нет» и проч. Это была чистая лирика.
Я обратила внимание, что читали они в основном лирику 1955-1956 гг., то есть стихи послесталинского периода, пришедшегося на их отрочество (все участники передачи, кроме Городницкого младше Евтушенко, Александр Моисеевич – ровесник) и на его юность.
Почти хором были прочитаны «Свадьбы», «Окно выходит в белые дервья», «Моя любимая приедет»...
Поэту 22-23 года, страна освободилась от власти тирана, впереди озонирующее дыхание «Оттепели» - а из груди у этого приехавшего из Сибири паренька рвутся ни на кого не похожие, свежие, бунтарские строчки:
Я разный -
я натруженный и праздный.
Я целе-
и нецелесообразный.
Я весь несовместимый,
неудобный,
застенчивый и наглый,
злой и добрый.
Борис Пастернак, по рассказу Евтушенко, услышав это стихотворение, воскликнул: «Боже, какая энергия!» - и заплакал. Он же, Борис Леонидович, напутствовал начинающего поэта: «Не пишите, как вы уйдете и когда, и проживете долгую счастливую жизнь». Нагадал.
Редко какому русскому поэту досталась прижизненная слава на родине. Чаще всего признание приходило позже. В случае Евгения Евтушенко он прошел через «испытание славой» в молодости, когда его концерты собирали стадионы, куда бы он ни приехал.
Но и сейчас, когда вышла посвященная ему книга Ильи Фаликова, когда издан огромный том его Избранного, когда продолжается издание его десятитомной Антологии русской поэзии, им собранной и откомментированной, когда сам поэт неутомимо участвует в жизни, откликается на события, читает свои стихи в концертах, – можно говорить о новом всплеске интереса к его личности и творчеству.
Евгений Александрович разный и стихи у него разные, что он сам охотно признает. Есть люди, не признающие ни его, ни его поэзии. Есть активно сравнивающие и стравливающие его с Бродским, вернее с памятью о Бродском. Есть ищущие изъяны в его биографии.
Скажу одно: у меня вызывает глубокое уважение и искреннее восхищение человеческий талант поэта, когда-то не побоявшегося написать – наперекор антисемитскому государству «Бабий яр», наперекор разгулявшимся сталинистам - «Наследники Сталина», а сегодня – наперекор врачам приехавшему в Россию.
Когда-то в книге Бориса Полевого его безногий герой, чтобы доказать всем, что он может летать, лихо станцевал на протезах. Евгений Евтушенко из тех, кто сумеет сделать подобное, и в этом он остался верен себе.
Не об этом ли концовка стихотворения «Свадьбы»? «Мне страшно./Мне не пляшется,/но не плясать/- нельзя».
"Игра в бисер" с Игорем Волгиным. Евгений Евтушенко. Лирика (смотреть здесь) 20 января 2015
Передача"Контекст". Евгений Евтушенко. 18 января 2015
***
Валентин Берлинский и квартет Бородина. К 90 –летию музыканта
Чудный фильм о виолончелисте, создателе квартета Бородина, ушедшего от нас семь лет назад, показали на канале КУЛЬТУРА.
Родился маэстро в Иркутске. Вспомнилось, что и Мацуев там родился. Сибирь, Байкал, город ссыльных декабристов и ссыльнопоселенцев сталинского времени.
В случае этих двух музыкантов Россия явно «приросла Сибирью».
Квартет Бородина, созданный Валентином Александровичем еще в студенческие годы, стал эталонным квартетом, едва ли не лучшим в мире.
Как нужно любить свое дело, чтобы сказать: «Ничего более совершенного, чем квартет, я не знаю»?
Есть у меня одно воспоминание.
В 1990-е годы мы жили в Италии, в маленьком городке, муж работал по скромному гранту в университете, было ощущение одиночества и покинутости. И вот каким-то чудом в скудном на новинки местном книжном магазине я увидела диск со Вторым квартетом Бородина.
Не знала этой музыки, но схватила диск с радостью, он нес весточку с родины. А потом слушала квартет много дней, он давал такой чудесный настрой, словно ты перемещался в райские кущи. Особенно мне полюбилась третья часть – Ноктюрн, где все инструменты квартета последовательно играют одну божественную мелодию, сливаясь где-то в надзведных высях...
Тогда этот квартет был для меня живительным. Даже посвятила ему пьесу «Квартет Бородина»... Нет, на пластинке играли не русские музыканты – итальянские. Сейчас, когда я слышу эту музыку в исполнении «квартета Берлинского», мне она кажется еще прекраснее.
В одном из интервью Валентина Александровича я прочитала, что он встретил свою будущую жену в метро. Потрясающая девушка ехала на работу, и он загадал: «Если сойдет на Краснопресненской, я с ней заговорю». Так и случилось – и через полгода была свадьба. В фильме Валентин Александрович говорит, что в основе успеха лежат «преданность и любовь».
Ему нельзя не поверить.
У любящей пары родилась дочь Людмила, ставшая пианисткой. Внуки – тоже идут по музыкальной линии. В фильме есть кадр, когда Валентин Берлинский и его внук-подросток играют на двух виолончелях - отрадная картина!
Помянем замечательного музыканта, создавшего школу квартета, взрастившего несколько российских квартетов, замечательных маленьких ансамблей, играющих Бетховена, Гайдна, Бородина, Шостаковича, выражавших в своих квартетных опусах «самое интимное, самое сокровенное». Так считал замечательный Маэстро, мастер виолончели Валентин Берлинский.
И опять ему нельзя не поверить.
В.А.Берлинский: "Я всегда хотел играть в квартете"
Квартет Бородина N2. Исполняет Квартет им. Бородина, запись 1980 года
***
Свободу братьям Навальным!
Нет войне на Украине!