Фильм об ученом-микробиологе Льве Зильбере на канале КУЛЬТУРА
Фильм называется «Охота на вирусы», но его можно переименовать в «Охоту на человека». Ибо на человека, который совершал научные подвиги, открывал новое, объяснял непонятное, на его родине, в Советской стране, шла настоящая охота.
Ученому не давали работать – его три раза арестовывали. Три раза он сидел в сталинских лагерях. Какие были обвинения? Естественно, фальшивые, естественно, вздорные. Боролся с чумой в Азербайджане? Вот и обвинение: распространял чуму.
Был отправлен на Дальний Восток для борьбы с неизвестной инфекцией?
Определил, что ее распространяют клещи? Начал искать вакцину против энцефалита?Так вот тебе за это новый срок.И это при том, что руководимая тобой группа получила Сталинскую премию... А потом, через год после того, как друзья вызволили ученого из лагеря, - последовал новый арест, и обвинение было уже покруче: измена родине.
На Печоре, куда попал в 1941 году наш ученый-биолог, заключенные массами погибали от голода и авитаминоза. Болезнь, вызванная этими двумя бедами, называлась страшным для уха словом – пеллагра.
И вот там, в этом диком, голодном и холодном Печор-лаге, где, по словам Ариадны Эфрон, не зимует ни одна птица, наш ученый стал добывать из ягеля пищевой грибок, спасавший несчастных от этой чудовищной болезни.
Ученого звали Лев Зильбер. За отпущенные ему Господом 72 года – он сумел сделать несколько фундаментальных открытий, вот только платой за них были лагеря, пытки, восемь – ударом сапога - сломанных ребер, которые, кстати говоря, срослись неправильно...
Слава Богу, мы дожили до того, что об этом можно говорить, что о замечательном ученом, мученике и герое, сделан документальный фильм.
Осталось у меня одно впечатление от раннего детства. Наша мама, Сарра Михайловна Чайковская, возглавлявшая лабораторию в Институте антибиотиков, рассказывая о своей юности, об эвакуации в годы войны во Фрунзе, об учебе в эвакуированном туда мединституте, неизменно вспоминала Льва Зильбера. Он ей помог – дал записку к Ермольевой, чтобы та помогла маме устроиться в Москве.
Мне трудно понять, как это проявление добра и человечности вписывается в график зильберовской жизни – его титанических трудов, чередующихся с пребыванием в тюрьмах и лагерях.
Где-то, на каком-то повороте, сУдьбы нашей мамы и Льва Зильбера на миг пересеклись, чтобы потом через мамины рассказы, через ее влюбленность в большого ученого и человека необычайного обаяния передаться нам, детям, и чтобы в результате через много лет, когда уже нет на свете ни Льва Александровича, ни мамы, появились эти мои заметки.
Немного о Ермольевой. Была Зинаида Виссарионовна первой женой Зильбера, была коллегой, высокоодаренным микробиологом, открывательницей советского пенициллина, а также была неутомимым и бесстрашным заступником Зильбера перед властью.
В фильме рассказан фантастический эпизод свидания в лагере. Лев Александрович, воспользовавшияь свиданием, тайком передал Ермольевой и Каверину (своему младшему брату) записку. Оба думали: она с просьбой о помиловании. Но нет, записка была с изложением зильберовской гипотезы о вирусном происхождении рака. Чудеса!
Кроме этих двоих, за Зильбера боролся его друг по псковской гимназии Юрий Тынянов, прекрасный писатель и пушкинист, женатый на сестре Льва Александровича. А еще за ученого вступились крупные ученые, академики. В результате Зильбера освободили, а его научную статью с гениальной догадкой (сегодня считается, что вирусная природа у 25% раковых опухолей) опубликовали аж в «Известиях»...
Не знаю, можно ли назвать эту жизнь «страшной сказкой со счастливым концом»? На такое определение наталкивают слова одного из коллег ученого, назвавшего его «счастливым человеком». Действительно, чем не счастливый? Сумел в «безлагерный» остаток жизни вернуть из фашистского плена жену с двумя детьми, вырастить сыновей, ставших учеными, продвинуть свою науку, работая в институте Гамалеи...
Вспоминают, что Зильбер «любил отплясывать», что увлекался искусством и машинами, что мог настроить рояль и часами читать стихи... А умер, как Петрарка, - за письменным столом у себя в кабинете. Кто-то вдобавок напомнит про «Открытую книгу» (1956) Вениамина Каверина, где прототипами молодых, талантливых и одержимых наукой персонажей стали Зинаида Ермольева и Лев Зильбер...
Прекрасная счастливая сказка? Но... опять это но. Не получается у меня назвать эту «сказку» счастливой, просто язык не поворачивается.
Могу лишь сказать, что человек, которому выпало прожить эту жизнь, сделал все, чтобы называться героем.
Он не отступил, не предал, не сдался, он ушел непобежденным. Вечная слава Льву Александровичу Зильберу, чье имя стоит рядом с такими героями и мучениками науки, как Николай Вавилов, Владимир Эфроимсон, Николай Тимофеев-Ресовский!
Лев Зильбер. Охота на вирусы
Десятая Шостаковича
Царская ложа. Галерея музыки на канале КУЛЬТУРА.
Люблю эту передачу и не пропускаю. Она – о С-Петербургской филармонии и других театральных и концертных площадках города на Неве. В ней мы часто видим и слышим талантливейшего, умнейшего и нежнейшего Юрия Темирканова.
Вот и в этот раз дирижер присутствовал в одной из страниц передачи, посвященной Десятой симфонии Дмитрия Шостаковича. Десятая симфония.
Нужно сказать, что после передачи я прослушала ее от начала до конца. И, кажется, что-то поняла. Но эмоциональный толчок бесспорно шел от Темирканова, от его слов, что Шостакович в музыке создал ДОКУМЕНТ всей эпохи, самый верный документ.
И еще он сказал о композиторе: «Обвешенный орденами, был он одной из трагичнейших фигур времени».
Все правда. Никакие Сталинские премии не могли примирить композитора с эпохой террора, гибели друзей и близких, вакханалией всевозможных кампаний – против космополитов, против формалистов, против врачей, против всего живого...
Симфония была исполнена в 1953 году в зале Ленинградской Филармонии, дирижировал Мравинский. Еще был жив тиран, и пока только музыка могла громко сказать о том, что сделал он со страной, с человеком...
Прислушайтесь к повторяющимся звукам валторны в третьей части этой удивительной симфонии.
Валторна играет пять нот: та/та та/ (палочками я обозначаю высокий тон).
Они звучат у меня в ушах, эти пять чистых звуков,одинокий голос человека, голос Дмитрия Шостаковича (он закодировал свое имя в этих нотах), тонущий в вакханалии предшествующего и последующего «звукового материала».
Это сильнейшее впечатление. Там же, в передаче, композитор Слонимский сказал, что в конце словно тело падает на колючую проволоку. Вот падения я не услышала, только поняла, что конец далеко не оптимистичный, не благостный, как прочитала в одном из анонсов. Конец симфонии глубоко трагедийный – под стать эпохе.
Два слова об исполнителях. На youtube я слушала молодой Венесуэльский оркестр под управлением очень молодого и очень талантливого дирижера Густава Дудамеля. Уверена, что такие молодые ребята не могут в полной мере понять и передать всю трагедийность этой музыки, но послушайте, с какой отдачей, энергией и живым сочувствием они играют.
Как блестяще – временами с улыбкой счастья на лице - дирижирует 26-летний Дудамель. Эта улыбка непроизвольная – от соприкосновения с гением, такая же улыбка, возможно, появлялась и на моем лице, когда я пела в унисон валторне анаграмму Шостаковича, пять чистых звуков в океане лжи и насилия над страной и над человеком...
Гений Шостаковича сумел изнутри рассказать нам о времени и о себе - и в этом победа композитора.
Царская ложа. Галерея музыки
Дмитрий Шостакович.10 Симфония. Юношеский оркестр Венесуэлы, дирижер Густав Дудамель
***
Очередной виток БОЛЬШОЙ ОПЕРЫ
Конкурс вокалистов плавно движется к концу. Скоро, 29 ноября, финал.
Прекрасна Василиса Бержанская в роли мендельсоновской Ведьмы.
Хороша Василиса во всех нарядах и во всех партиях, даже в этой, ведьминской...
***
Свободу Алексею Навальному!
Не отдадим ЭХА МОСКВЫ!