При всех любвях-нелюбвях к сериалу "Чернобыль", американской компании HBO и британской Sky удалось сделать фильм, взлетевший на киноолимп и ставший социально-культурным событием года. Плохие и проходные фильмы обсуждают лишь профессиональные критики и фанаты кино. О "Чернобыле" говорят, пишут, дискутируют гранды мировой прессы, политики, селебритис и просто неравнодушные зрители.
Поскольку голос единицы субъективен и "тоньше писка", начну с объективных составляющих успеха "Чернобыля". Отнюдь, не звезды первой величины: американский сценарист-продюсер Крейч Мазин, шведский режиссер Йохан Ренк с британской, в основе, актерской командой совершили чудо - заняли трон в мировом рейтинге сериалов, оттеснив суперкультовые "Игры престолов". Авторитетный в мире кинокритики сайт-агрегатор Rotten Tomatoes отдал "Чернобылю" 95% плюсов из ста и зрительский балл, близкий к максиму. Что соответствует тому, как приняли сериал в целом после мировой премьеры.
Так это на Западе, на постсоветском пространстве оказалось сложнее, главным образом, потому, что Чернобыль для украинцев, белорусов, россиян, а вместе с ними граждан других "братских" республик бывшего СССР - не художественная абстракция, а часть истории, знакомой не понаслышке. Для сотен тысяч еще и личная история.
Одних Чернобыль коснулся прямо, других косвенно, третьих рикошетом. Конец апреля 1986-го я проводил в отпуске на Видземском взморье под Ригой. Накануне я избавился от дачи в километре от моря. Все люди как люди, летом на пляже, одни дачники горбатятся на своих участках. Свобода от дачной повинности пришла вместе с прекрасной солнечной погодой, нетипичной для весенней Прибалтики. Не купался, холодно, зато схватил солнышко по полной программе. Только уже потом узнал, чернобыльское радиоктивное облако, на пути в Европу, зацепило Прибалтику. Сколько я тогда нахватался рентгенов на взморье, никогда не узнаю, но Бог миловал в другом. Я не попал в Чернобыль, что было вполне вероятным для военнообязанного. Военкоматы работали на полную катушку.
В оценку сериала подключилась российская политика, что неудивительно при ее нынешней конфронтации с Западом. Всяко лыко в строку. Тем более на чувствительную для власти тему - ложь, некомпетентность, безответсвенность, головотяпство тридцатилетней давности на интуитивном уровне воспринимаются камнем в огород власти нынешней. Кремль тихой сапой тянет Россию назад в СССР, а тут какие-то заграничные киношники опошляют "прекрасное" советское прошлое. На создателей сериала российские телеканалы и СМИ спускают всех собак - антироссийская пропаганда, очернение истории, несоответствие реальным фактам, раздувание числа жертв катастрофы, художественная беспомощность в показе советской действительности! Не говоря уже о ляпах.
Честно говоря, я недолюбливаю иностранные фильмы на российские темы. Мое неприятие началось с давней американской экранизации "Войны и мира" с красавцем Мэлом Феррером в роли мешковатого толстяка Пьера Безухова и отступающими из Москвы русскими мужиками в шотландских пледах. Потом косяками пошли боевики с тупыми рашнс со стаканами водки в каждом кадре, а после перестройки евреи-эмигранты со звездами на шапках-ушанках в роли русских бандитов на Гудзоне. И, само собой, как же без водки? Более-менее приличные экранизации русской классики можно пересчитать на пальцах одной руки. "Доктор Живаго", "Преступление и наказание", "Онегин", "Лолита", последняя английская версия "Войны и мира". Пожалуй, все.
Не скрою, смотреть "Чернобыль" я стал с предубеждением - если начнется "клюква", на том и закончится мой просмотр. Но сюжет зацепил и пятисерийный фильм я "проглотил" за два вечера. Людям, выросшим в Советском Союзе, смотреть заграничные фильмы "о себе" трудно. В каждом из нас просыпается зануда-критик. Да что там американцы, англичане, немцы, шведы понимают в нашей жизни и наших тонкостях? Можно сколько угодно повторять - "Чернобыль" художественный фильм, но против нашей же воли в нас сидит прежде всего документалист. Ага, вот здесь не так, здесь тоже, а это вообще ни в какие ворота.
С первой же серии меня ждало потрясение сюжетом и "разочарование" видеорядом - впервые в жизни я смотрел зарубежный фильм, достоверный до последних мелочей. Дома-хрущевки, машины, вывески, одежда, быт 1980-х - все знакомо. Увы, за пять серий число ляпов выросло, но талант создателей фильма взял верх над "прозой жизни". Мазину и Ренку удалось успешно провести фильм между Сциллой и Харибдой, художественным вымыслом и документальной основой. Хотя и не без потерь в ущерб реалиям того времени. Из песни слова не выбросишь.
- Неистребимый водочный стереотип русского человека. В сериале выпито море водки. Открыто пьют везде и всюду. Причем не по-русски залпом, а как чай, прихлебывая и не закусывая. Мужчины и женщины, партаппаратчики, министры, академики, генералы, рабочие, ликвидаторы. И это в разгар "сухого закона" Горбачева 1985-1990 годов, когда за любовь к выпивке снимали с постов и могли посадить в тюрьму.
- За табак не сажали, но и здесь были разумные ограничения. Закурить в больничной палате, читальном зале библиотеки МГУ, у пульта атомной станции, в приемной Генсека ЦК КПСС мог только хулиган или сумасшедший. В фильме редкая сцена без сигареты во рту.
- Раздражение от неправильного применения слова "товарищ". Оно всегда произносилось вместе с фамилией человека. Герои фильма постояно обращаются друг к другу безликим "товарищ".
"Товарищ, увидимся позже". "До свиданья, товарищ", и т.д.
- Нелепо звучит фраза "Встретимся завтра в штаб-квартире партии". Горком, обком - понятно, штаб-квартира - не очень.
Столь же дико видеть на стене ЦК КПСС огромную, на всю стену, репродукцию Репина "Иван Грозный убивает своего сына". К чему бы это? Готовься, товарищ?
- Повсеместные наряды солдат-охранников и конвоиров там, где их не было и не должно было быть. От крыши реактора до зала заседаний Политбюро ЦК КПСС. Охрана, где надо, естественно, была, но из "людей в штатском". Особо режет глаз сцена приезда министра на шахту в сопровождении автоматчиков.
- "Шахтерская" линия, пожалуй, самая неудачная, лишняя и неправдоподобная. От оскорбительного обращения шахтеров с министром до "нудистской" сцены и развязно-хамского поведения начальника смены с высшими чинами правительственной комиссии. Даже во время перестройки субординацию и дисциплину никто не отменял. Тем более, в чрезвычайной ситуации.
- Нелогичная история взаимоотношений академика Легасова с заместителем председателя КГБ СССР. В фильме Чарков (вымышленный персонаж) для Легасова как тень отца Гамлета. Куда академик, туда и генерал. В КГБ некому, чином ниже, было заняться Легасовым?
Мое занудство ни в коем случае не зачеркивает достоинств сериала в целом. Отдельным линиям и сценам, актерской, операторской и режиссерской работе можно только аплодировать. Лично я отношу к большому кино развитие отношений главных героев, блестяще сыгранных Джаредом Харрисом и Стелланом Скарсгордом. Потрясающие сцены слепой старухи и убийства ее коровы, "трудовых" будней ликвидаторов животных в Припяти, больничной агонии героя-пожарного, хроника последних часов и минут станции, когда тупое тщеславие начальника берет верх над разумными действиями подчиненных. Жаль, создатели фильма упустили козырный шанс показать пир во время чумы - первомайскую демонстрацию 1986 года в Киеве.
И, наконец, немного о личном, но в определенной связи с фильмом "Чернобыль". Частично сериал был снят в Киеве и Припяти, но в основном в Литве, предложившей HBO выгодные финансовые условия. "Экстерьер" Припяти снимали в спальных районах Вильнюса и Каунаса, что было совсем нетрудно - типовые многоэтажки строились одинаково по всему Союзу. Недолгое время я жил в Литве, здесь могила моей матери, по сей день живут родственники. Племянник Сергей в городке Висагинас работает инженером на Игналинской АЭС. Обе АЭС использовали одинаковые реакторы РБМК-1500 с теми же конструктивными изъянами, что и на остальных атомных станциях страны, но трагический жребий выпал Чернобылю. В сериале HBO в 2018 году его роль "сыграла" Игналинская АЭС - весь "интерьер" снимали здесь.
Десять лет назад я был в Литве и заехал к племяннику в Висагинас с планами убить двух зайцев - пообщаться с родней и побывать на станции. Вторая часть плана была сложнее первой - попасть "с улицы" на АЭС невозможно. Помогли статус американского журналиста и связи моего племянника. Сам Висагинас и район Игналина интересны не только АЭС, но и национальным составом населения - это самый русский регион Литвы, причем с самыми неожиданными прибамбасами. Русские и литовцы здесь так перемешались за сотни лет совместного проживания, что не поймешь, кто есть кто. Литовца по паспорту могут звать Гаврилой, а русского Антанасом. В литовской семье говорят по-русски, в русской по-литовски. Но доминирующий язык все же русский.
Я никогда не бывал на атомных объектах, естественно, мне все любопытно. В качестве моего персонального гида симпатичная Бируте. В переходах впечатляющие "граффити" на русском - запомнились две. Абстрактная "Во, бля!" и конкретная "Рабочий возбудитель" на каком-то загадочном механизме. Кульминационный момент - мы стоим на галерке над крышкой реактора, под ногами тикает атомная бомба. В пятой серии фильма с помощью компьютерной графики эти 350-килограммовые плиты встают на дыбы. На прощание Бируте обнадеживает - Игналинская станция абсолютно безопасна и, вообще, через год реактор остановят, а в 2038 году окончательно закроют. Через день, уже в Риге, читаю информационное сообщение - вчера на Игналинской АЭС произошла незапланированная остановка реактора. Последнее ЧП случилось в прошлом году. Моя философия работает - все, что сделано человеком, когда-нибудь да сломается.
И об одном парадоксе. Часть ликвидаторов аварии, работавших в самом пекле, живы по сей день. Среди моих знакомых здесь, в Америке, два ветерана Чернобыля. Один - киевский журналист - летал на вертолете над реактором, второй - шофер - по призыву военкомата вывозил из зоны население Припяти и Белоруссии. Журналист прожил 88 лет, причем только в последние месяцы до кончины перестал вести спортивный образ жизни. В 87 он ежедневно проходил несколько миль и плавал в бассейне час-полтора без остановки. Бывшему шоферу 80, но его энергии и активности могут позавидовать молодые. Ученые констатируют, животные в Чернобыльской зоне отчуждения, отнюдь, не вымирают, наоборот, популяция некоторых видов даже выросла.
Я далек от утверждения, что радиация это благо. Конечно, нет. Но, похоже, и не так все прямолинейно. В экстремальных ситуациях мать-природа одних отсеивает, другим дает шанс на выживание. Не исключено, Чернобыль еще и своего рода посыл человечеству на случай будущей глобальной ядерной катастрофы. "Конечно, все плохо, но вы можете начать сначала".
Не лучше ли все же по Библии? Пронеси и помилуй.
Добавить комментарий