ПОВСЮДУ ЛЕД
Ice Harvest
Во многих кинотеатрах
Режиссер Гарольд Рэмис
Черная комедия, где юмор замешан на смерти — жанр сам по себе интересный. Но и его можно погубить, доведя до абсурда, что с успехом выполнили авторы этой картины.
Фильм сыгран и поставлен хорошо, однако впечатление от него неприятное.
Сюжет несложный. Один жулик (он же адвокат на службе у гангстеров) ворует деньги у другого, но у него пытаются отнять добычу. Поскольку это все-таки комедия, то для героя все кончается хорошо. Но между титрами и финальным кадром в фильм напихано столько предательства, ненависти, крови, рвоты и матерщины, что это довольно быстро начинает напоминать пародию. Джон Кьюзак — хороший и обаятельный актер — изо всех сил старается играть своего адвоката добродушным вором, который философски-печально взирает на человеческую аморальность (будучи сам аморальным до мозга костей). Билли Боб Торнтон очень на месте в роли его холодного, как лед, партнера.
Все происходит в течение одной зимней ночи в Канзасе. Хлещет дождь со снегом, ветер пробирает до костей, на дорогах страшный гололед. Причем это ночь под Рождество. Авторы просто упиваются контрастом между рождественскими песенками, елками, фигуркой младенца-Христа в колыбели — и человеческой гнусностью. Подтекст вполне ясен: все эти рождественские поздравления, сам дух Рождества — одно сплошное лицемерие. Фильм пронизан прямо-таки ненавистью к Рождеству.
Зритель может сказать: ну и что ж, это мнение свободных художников. Очень хорошо. Но почему голливудские свободные художники так любят клеймить христианство и никогда не делают мишенью своего сарказма, скажем, буддизм или — страшно вымолвить — ислам?
Преследование Рождества нынче в большой моде у американских левых. Слово Christmas изгоняется с поздравительных открыток. Продавцам некоторых универмагов запрещено говорить покупателям Merry Christmas. В песенке We wish you the Merry Christmas слово Christmas заменено на Holidays, и так далее. Утверждают, что все это делается, дабы не обидеть представителей других религий. На самом деле за этим стоит лютая ненависть левых к религиозному Бушу и так называемым христианским фундаменталистам.
* * *
ЭЛЛИ ПАРКЕР
Ellie Parker
Art houses
Сценарист и режиссер Скотт Коффи
Посмотрев фильм Дэвида Линча “Малхолланд Драйв”, я стала считать молодую австралийку Наоми Уоттс одной из лучших актрис мира. Поэтому теперь я стараюсь смотреть все ее фильмы.
Пока что превзойти сделанное у Линча ей, по-моему, не удалось. Прекрасно, что она стала знаменитостью и, наверно, получит большие деньги за новый вариант “Кинг-Конга”, который вот-вот выйдет на экраны. Но как актрисе это ничего ей не дает.
Четыре года назад ее близкий друг, актер и оператор Скотт Коффи придумал незамысловатый сюжет и снял ручной видеокамерой полу-любительский фильм с Наоми Уоттс в главной роли. Теперь этот фильм в постановке Коффи подправили, расширили и выпустили на экраны. Это история молодой актрисы, которая мучается в Голливуде в поисках достойной работы. Она мечется с одной кинопробы на другую, переодеваясь прямо на ходу за рулем. Живет в бедной квартирке с музыкантом, который ей изменяет. Потом на горизонте появляется другой парень, проявляющий к ней интерес (его играет сам Скотт Коффи) — но и тут ее ждет жестокое разочарование.
Замысел картины хороший. Уоттс — актриса очень пластичная, разнообразная, и Коффи хотел показать разные грани ее таланта. Но его сценарий “недотянутый”, в нем мало острых, интересных ситуаций. По-настоящему здесь развернуться Уоттс негде. Она хороша — и только. У Линча она была ошеломительна.
* * *
ПЕРЕД ПАДЕНИЕМ
Before the Fall
Art houses
Режиссер Деннис Ганзель
Действие этой немецкой картины происходит в Берлине в 1942 году. Фридрих, юноша из рабочей семьи, успешно занимается боксом. Благодаря этому его принимают в “Наполу” — нацистскую спецшколу, где куются кадры фашистской элиты. Здесь он начинает дружить с Альбрехтом, сыном крупного эсэсовца. (Именно дружить! А не состоять в гомосексуальной связи, что нынче в кино большая редкость).
Оба подростка не могут вынести бесчеловечных порядков школы. Один погибает, другого с позором исключают.
Конечно, замечательно, что немцы продолжают разоблачать кошмар нацизма, и авторы фильма достойны за это всяческого уважения. Но сделан фильм так, что одномерные персонажи не вызывают в нас достаточного эмоционального отклика.
* *
КРУШЕНИЕ
Derailed
Идет везде
Режиссер Микаэль Хафштрем
Это довольно заурядный триллер, но его можно смотреть по двум причинам. Во-первых, здесь заняты хорошие актеры — американка Дженнифер Энистон (та самая, что только что развелась с Брэдом Питтом), англичанин Клайв Оуэн (его сделал знаменитым прошлогодний фильм Closer) и француз Венсан Кассель (которому, правда, досталась не самая интересная роль). Во-вторых, как положено, в конце есть неожиданный поворот.
Оуэн играет добропорядочного семьянина, который случайно знакомится в поезде с красивой и остроумной женщиной. Дальше — больше, и пара оказывается в гостиничном номере. Правда, гостиница захудалая. Но оба боятся, что в отеле классом повыше их могут увидеть знакомые, и тогда семейная жизнь обоих будет разрушена.
Тут в номер врывается бандит с пистолетом и с французским акцентом, и с этих пор жизнь героя превращается в пытку...
* * * *
ВСЕ ОСВЕТИЛОСЬ
Everything Is Illuminated
Art houses
Режиссер Лев Шрайбер
В основу этого фильма положен роман молодого писателя Джонатана Сафрана Фоэра, который имел значительный успех. Поставил картину известный голливудский актер, а ныне и режиссер-дебютант Лев Шрайбер.
Элайджа Вуд — актер ангельской внешности, знаменитый исполнитель главной роли в киноэпопее “Властелин колец” по Толкиену — играет молодого американца Джонатана. Его покойный дед — выходец с Украины. Джонатан едет на Украину в надежде узнать — кто такая Августина, молодая женщина, снятая на старой фотографии рядом с дедом. Джонатан немножко чудак, а, может быть, поэт (Вуд очень хорошо это передает). Он коллекционирует приметы жизни: самые обыденные вещи, связанные с человеческим существованием.
На Украине Джонатан попадает под опеку семейного турагентства Перцовых. Они специализируются на тех, кого презрительно именуют “богатыми жидами”: на евреях, которые приезжают из-за границы и разыскивают здесь следы своих родственников. Гидами Джонатана становятся злобный старик Перцов и его добродушный внук Алекс, который изъясняется на невообразимом английском языке.
Оба актера — блестящая находка режиссера Шрайбера. Деда играет 82-летний Борис Лёскин, бывший актер ленинградского БДТ (театра Товстоногова). Он приехал в США 25 лет назад, прошел через обычные трудности новой жизни, но сумел сохранить профессию и сняться в дюжине голливудских фильмов. Алекс — это певец Евгений Хотц, привезенный сюда ребенком из Киева. Ему 29 лет, он руководитель цыганского панк-ансамбля (!) под лихим названием Gogol Bordello. Шрайбер искал исполнителя русских блатных песен, а нашел актера на одну из главных ролей. И не прогадал!
Странный мир этой картины органично вмещает в себя и комедию, и трагедию. Ситуация “американец впервые на Украине” обещает много комического, и эти обещания исполняются. Но постепенно путешественники в своих поисках уходят все дальше в прошлое. И оказывается, что оно имеет власть не только над Джонатаном, но и над его спутниками.
Это талантливый, необычный и очень интересный фильм.
* * * *
- * * * * * - замечательный фильм
- * * * * - хороший фильм
- * * * - так себе
- * * - плохой фильм
- * - кошмарный
Добавить комментарий