В воскресенье 3-го июля состоялся первый спектакль театра БХАТ (Колумбия, МД) по мотивам поэтической сказки Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Л. Филатов написал эту сказку для взрослых в 1985 году. И с тех пор сотни театров в разных частях России, профессиональных и любительских, ставили по ней спектакли, используя собственнную трактовку этого произведения. По-своему увидел пьесу и Максим Горохов, которому предложили стать режиссером нового театра в Колумбии, небольшом городке недалеко от Балтимора, что в штате Мэриленд.
У каждого творческого коллектива есть своя предыстория. У БХАТа она тоже есть, и как ни странно, она связана с детьми. Почему с детьми? Потому что артисты театра –родители детей, посещающих школу русского языка и литературы, которую организовала более 20 лет назад и продолжает вести бессменная и талантливая Галина Самойловна Ходорковская, опытный педагог родом из Баку, бабушка семерых внуков.
Дети из Колумбии, родившиеся даже в русскоязычных семьях, не говоря уже о семьях англоязычных, переходят на английский язык и дома, и между собой (это известная и массовая тенденция). Школа Ходорковской помогает им учить и сохранять русский язык, прививает любовь к русской литературе, учит самовыражению личности. Галина Самойловна разучивает с учениками детские сказки, устраивает конкурсы, помогает родителям, бабушкам и дедушкам не терять контакта с детьми.
Нетрудно представить, какое количество детей в Колумбии прошли через школу Ходорковской за эти двацать лет. В их числе и сын Максима Горохова и Анжелы Ружанской Егор, который в этом году закончил университет. Благодарные родители посещали школьные спектакли, восторгались и обсуждали их с Ходорковской. И Галина Самойловна предложила им самим попробовать себя на сцене и сыграть спектакль, который принесет радость сразу всем – детям и взрослым. Избрали для разучивания «Сказ про Федота -стрельца», режиссером пригласили Максима Горохова .
И репетиции начались. Максим известен в Колумбии, Балтиморе и Большом Вашингтоне как ведущий- конферансье , ему приходилось вести программы КВН, свадьбы, концерты в Российском посольстве, однако режиссура стала для него новым делом. Два момента, которые хочется отметить особо. Все артисты, включая режиссера, имеют другую профессию и работу. Это врачи, ученые , инженеры, программисты, финансисты , бухгалтеры. И второй. Все работают, как правило, не по восемь часов в день, а гораздо больше. У всех семейные заботы, воспитание детей и прочее. И театр для них – тоже труд. Пусть даже труд вдохновения души, все равно в сутках только 24 часа. Три месяца репетиций, поиска, ссор с режиссером и, наконец , все вышли на сцену.
Спектакль получился яркий, гротескный,веселый, музыкальный. Режиссер разделил героев на положительных и отрицательных. Все положительные персонажи Федот (Дмитрий Павлов),Маруся , она же голубица,жена Федота (Татьяна Холл), царевна ( Ирина Федорова) были одеты в трационные костюмы русских народных сказок. Царь ( Сергей Концевой), только золотой короной напоминал царя, а был одет как франт, лавелас и скряга , являя собой типичного управителя-самодура . Очень стильно и грациозно выглядела Баба- Яга (Надя Рейнганд) - ведьма двадцать первогог века. Почти без слов была роль «аглицкого посла» и «людоедского посла», но от присутствия на сцене Якова Хургина , исполнителя обеих ролей, по залу прокатывался смех.
Особо хочется отметить костюм и игру генерала (Евгений Григорьев), одетого в костюм рокера, в немыслимых ботинках, с гротескным гримом и микрогитарой. Типичный военный служака, тупой и ленивый, в то же время изворотливый и жаждущий наград царедворец. Няньку хорошо сыграла Ирена Павлова, понимающая свое место при царском дворе. У Фрола Фомича (Вера Лялько) и Тита Кузьмича (Ольга Бранан) тексты небольшие, но обе актрисы быстро и синхронно меняли декорации без остановки действия, в этом их роль хочется отметить особо.
Спектакль открыли Скоморохи (Маша Ходорковская и Наташа Григорьева), обе пластичные, радостные, с хорошей хореографией. А на сцене и за сценой незримо присутствовала Анжела Ружанская. Ее руками сделан грим каждому персонажу, она вместе с Ольгой Бранон одела всех артистов спектакля. Весьма красноречиво , с нотками злорадства, прозвучало желание царя, обращенное к неустрашимому Федоту : «Доставь мне то, чего вообще не может быть». Требование невозможного, заведомо невыполнимого, обрекающее Федота на верную гибель. Царь требует от стрельца подвига во имя государственного дела, прикрывая этим низменное желание завладеть Федотовой женой Марусей.
В тексте героев спектакля слышатся отдельные остроумные, смешные и необидные стихотворные фразы, которые после появления сказки в 1985 году стали расхожими, каждую из которых легко вписать в повседневную российскую жизнь. Театр комедии в Колумбии состоялся. Немного смущает аббревиатура названия театра. Не будем ее расшифровывать. У основателей будет время продумать название своего коллетива. А пока хочется поздравить всех с удачной премьерой.
Добавить комментарий