Если воскрешать, то под каким именем? Семейную фамилию Еремин, - он отверг. Назвался Грейном, что ж, романтично, почти Грин. Но и этот псевдоним поменял впоследствии на фамилию жены - биолога, в начале 2000-х умершей, - почему-то стал Строгоновым, а не более привычным Строгановым. Скрывался от семьи? Или сам от себя? А ведь имя для художника чрезвычайно значимо, по нему его узнают и «идентифицируют». А тут - сплошное ускользание. Поздние холсты подписаны двумя строгими буквами «АС».
И как выглядел? Автопортретов нет. С билета на давнюю выставку в галерее «РусАрта» на нас смотрит очень красивый, бородатый, совершенно не современный, в духе романтика-Делакруа господин.
Брат говорит, что был автопортрет, который ему (брату), чрезвычайно нравился. Уничтожил или записал. Словно следы заметал, чтобы и память исчезла после ранней смерти в 2014 году. Всего 50.
В наши инфантильные времена-почти ребенок и, кажется, действительно, ребенок. Не деловой. Не умеющий себя продвигать и подавать. Довольствующийся малым. Любил стихи Бродского, музыку в исполнении Глена Гульда, живопись импрессионистов и постимпрессионистов.
Друг пишет, что Грейн подарил ему альбом живописи Арона Буха, которого очень ценил. Единственный «след» современной живописи. Честно говоря, я предпочитаю его сына, удивительного мозаичиста Феликса Буха. Но о вкусах… Словом, ясно.
Старший брат из военных, ныне хранящий картины художника в гараже, сокрушается: "Даже сайта не завел!" Учился живописи в художественном училище в Москве, потом сбежал к брату на Дальний Восток, учился в изостудиях и даже хвалил местных учителей. Но и в Хабаровске не задержался. Снова в Москве - продает картины иностранцам. Кажется, голландцам. У них на живопись давнее чутье. Ах, эти 90-е! Чего только нельзя было купить за доллары! У них - гроши, у нас – ощущение целого состояния!
Помню, Сорос дал мне и еще нескольким «вымирающим как класс» искусствоведами грант - 250 долларов. Немыслимое богатство! Купила телевизор! А наш АС устроил себе спокойную жизнь загородом, в родительской квартире в Одинцове. Продавал картины иностранцам, изредка выставлялся в ЦДХ (что требовало немалых вложений за аренду площади). И кажется, не очень беспокоился о признании. Какое там признание - среди тысяч дипломированных художников, в безумном мегаполисе!
Ускользающая, светлая, улыбчивая живопись. Крупные и энергичные мазки краски, наложенной мастихином, а почему-то кажется, что все нематериально. Сейчас растворится в желтом, ярком, но и умиротворяющем свете. Все вещи словно бы тоже ускользают.
Несколько вытянутых зеленоватых с синевой сосудов, насквозь просвеченных лучами света и словно истаивающих, но радостно и красиво. Смотрю на обороте название - «Мятая бумага». Что это? Обман чувств? Или художник потом просто записал холст? Но название помогло мне понять еще одну композицию.
Некие исчезающие в солнечном «космическом» мареве следы каких-то поделок из бересты. Кусочки, фрагменты с ощутимой фактурой, но рассыпавшейся формой. А вот и бумага, но не мятая, а скрученная в детские бумажные кораблики, увиденные сверху и сверкающие на коричневатой подставке как драгоценности («Бумажные кораблики», 2012).
Из ничего, такая красота! Символически обобщенные, но живые и узнаваемые предметы, самые простые и неприхотливые, поражают своей как бы на глазах испаряющейся материальностью. Живопись, истаивающая до музыки, до полной утраты «вещества», при этом очень яркая, фактурная, композиционно продуманная. Вот как эти сиреневые стволы с оранжевыми кронами на зеленом лугу или просвеченные солнцем нежно-зеленые деревья, или пылающая, с наплывами зеленых, оранжевых, красных тонов роща (пейзажные композиции 2000-х годов).
Ясно, что не находил ни учителей, ни признания! Не радикальная абстракция, не инсталляции, но и не привычная «предметная» живопись. Все вещи так просвечены солнцем, что превращаются в мелодию. Какие-то уроки символизма, скрещенного с импрессионизмом. Продолжение тончайшей и тоже солнечной метафизической «пейзажной» линии Борисова-Мусатова…
Ну вот и добился своего! Исчез! Как его там? Грейн? Строгонов? АС? Уж точно не Алексей Еремин, как значится в паспорте. Родился в Ленинграде в 1964, пол мужской. Был женат, потом вдовел… Какое это имеет к нему отношение? Он надеялся, похоже, только на эти солнечные лучи, пронизывающие Землю, отблеск которых он ловил и в своих живописных композициях, и в своей, с точки зрения «взрослых» людей, безалаберной и неправильной жизни.
Добавить комментарий