Лоре
Lore
Режиссер Кейт Шортленд
Это немецко-австралийская совместная постановка, экранизация книги «Темная комната». Автор книги — 42-летняя англичанка Рэйчел Зайфферт, живущая в Германии. «Темную комнату» почему-то называют романом, хотя на самом деле это три отдельных новеллы, три портрета молодых немцев — «Гельмут», «Лоре» и «Миха». Герой первой — юноша-инвалид, который становится фотографом. В «Лоре» рассказана история пятерых детей. Старшей, Лоре, четырнадцать лет. Их родители, нацисты, в мае 1945 года помещены в американские лагеря, а дети вынуждены пешком добираться до бабушки, живущей за 500 километров, в Гамбурге. Миха из третьей новеллы — внук эсэсовца, и он едет в Белоруссию, чтобы узнать, участвовал ли его дед в убийствах евреев.
В 2002 году газета «Лос-Анджелес таймс» присудила «Темной комнате» свою премию.
Однако, хотя тема значительна, а намерения автора благородны, книга написана вяло и невыразительно. Страдания детей в «Лоре» не трогают. Даже то, что один из восьмилетних мальчиков-близнецов застрелен при переходе через советскую зону оккупации, не вызывает ужаса. К детям прибивается юноша Томас, который выдает себя за их брата. При проверках он показывает американским солдатам паспорт и звезду Давида, нашитую на обрывок одежды, так что их легко пропускают дальше. Он признается Лоре, что на самом деле он вор, отсидевший в тюрьме за кражи, а паспорт у него чужой. По пути Лоре видит фотографии жертв концлагерей, которые американцы вывешивали в немецких деревнях. Неясно, производит ли это на нее какое-нибудь впечатление. Некоторые немцы говорят, что на фото сняты актеры, и все это инсценировка. Когда дети добираются до бабушки, Томас исчезает. Семья узнает адреса лагерей, где содержат родителей-нацистов, они начинают переписываться, и есть надежда на возвращение родителей. Все это изложено утомительно и скучновато, и я не смогла ни проникнуть во внутренний мир героини, ни получить яркого представления об обстановке в побежденной стране. Какой-то очень ползучий реализм.
Режиссер Кейт Шортленд в 2004 году, сняв до этого несколько короткометражек, дебютировала фильмом «Сальто-мортале» (Somersault) и была награждена за него 13 премиями австралийского Института кино.
«Сальто-мортале» рассказывает о 15-летней девушке, сбежавшей из дома, потому что мать поймала ее за шашнями со своим бойфрендом. На лыжном курорте девушка знакомится и отправляется в постель с сыном зажиточного фермера. Однако юноша не уверен в своей сексуальной ориентации и вообще с трудом выражает свои эмоции. Девушка находит работу на автозаправке и, как написано в аннотации к фильму, «узнает разницу между любовью и сексом».
Я не видела фильма и не знаю, почему он принес режиссеру такую известность в родной стране и, по словам Шортленд, приглашения ставить в Голливуде, от которых она отказалась.
Книга Зайфферт ее заинтересовала, и она выбрала «Лоре» для экранизации. Видимо, ее вообще привлекают образы девушек-подростков.
Шортленд, принявшая иудаизм, замужем за евреем, режиссером Кравицем, семья которого бежала из Германии в 1936 году, так что «немецкая тема» ей близка. «Лоре» снималась в Германии с немецкими актерами. Кроме того, Шортленд явно близка и «женская тематика» с эротическим уклоном.
Фильм, который у нее получился, на мой взгляд, свидетельствует о том, что режиссеру следовало бы сменить профессию. Посредственную и мало эмоциональную литературу Шортленд сумела ухудшить. И без того небогатый диалог она сделала невнятным и зачастую бессмысленным. Томас превращен в загадочного персонажа, ведущего себя почти как зомби. Изобилие крупных планов, когда нам бесконечно показывают ноги, ступающие по грязи, а также траву, цветы и букашек, утомляет. Камера все время почему-то истерически мечется. Эротика, которой в новелле совсем нет, выглядит неуместной. То Лоре видит труп изнасилованной женщины с окровавленными ногами. То она вступает в сексуальные игры с Томасом, к которому до этого проявляла отвращение как к еврею (чего в новелле тоже нет). Это все режиссерские «находки», привнесенные в сюжет. Благожелательные рецензенты пишут о прозрении Лоре, о том, что она якобы осознала гнусность поступков своих родителей. Из фильма об этом догадаться невозможно. В конце, добравшись до бабушки, она разбивает ее коллекцию — фарфоровые фигурки оленей. Если это и символ ее прозрения, то очень туманный.
От Австралии этот фильм был предложен на «Оскара», но номинации не получил. Однако, на сайте «Гнилые помидоры» 91 процент критиков и 73 процента зрителей отнеслись к фильму благожелательно. Некоторые из них «вчитывают» в фильм то, чего в нем, на мой взгляд, нет. Американская повышенная сентиментальность по отношению к детям тоже сыграла здесь свою роль.
*
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
*— кошмарный
Добавить комментарий