Пьеса поставлена режиссёром Сэмом Мендесом, который вместе со Спейси 13 лет назад получил «Оскара» за кинофильм «Красота по-американски». Режиссёр поставил спектакль так, что действие может происходить когда угодно и где угодно: у каждого зрителя свои ассоциации — у россиянина — со своей страной, у немца — со своей, у иранца — со своей, у арабов — со своими странами. В истории каждой страны были, есть или будут свои ричарды третьи. Ричард у Кевина Спейси — тиран, не лишённый чувства юмора. Это бывает (вспомним Сталина). Зрители в зале иногда смеются, иногда замирают от ужаса, но чаще всего думают, следя за интригами Ричарда. Сцена совершенно не загромождена декорациями. Ничто не отвлекает от актёра. Главное в оформлении — 18 дверей по обеим сторонам.
Хотя спектакль держится на Кевине Спейси, весь актёрский ансамбль на высоком уровне. Большинство актёров — из Англии. Исполнительницу роли королевы Елизаветы нью-йоркские театралы помнят по роли учительницы танцев в мюзикле «Билли Эллиот».
Сначала спектакль был показан в Лондоне. Сам Спейси, который 9-й год руководит знаменитым лондонским театром «Олд Вик», говорит:
— С помощью Шекспира мы рассказываем зрителям о нашем сегодняшнем жестоком мире, о том, какой ценой достаётся и потом удерживается власть, к какому результату приводит нас беспредельная власть диктатора. Пьеса XVI века раскрывает перед нами приёмы политики XXI века. Мы не играем историческую пьесу, зрителю не обязательно знать историю королей Англии, историю Генрихов. Наш спектакль не о прошлом, а о настоящем, о том мире, в котором мы живём сегодня.
Теперь «Ричард» идёт в Нью-Йорке на сцене театра Харви в комплексе Бруклинской академии музыки. Вот мнение нью-йоркской публики.
Мужчина с ярко-красным шарфом:
— Спектакль великолепен. Теперь я буду ждать фильма «Ричард Третий» с Кевином Спейси в постановке Сэма Мендеса.
Седобородый театрал:
— Невероятно: держать переполненный зал под гипнозом Шекспировской трагедии три с половиной часа — два часа первый акт и более часа второй. Кевин Спейси занял собой всю сцену. От него нельзя было оторваться. Гениально сыграл. Великий актёр.
Молодая женщина в очках:
— Завораживающий спектакль. Чудо. Надо обязательно посмотреть второй раз, чтобы понять всю глубину постановки и актёрской игры...
Я спросил:
— Критики оценивают работу по-разному. Одна газета дала спектаклю 4 звёздочки, а другая две. Сколько даёте вы?
— Я даю высшую оценку. Дело вкуса. Кому-то покажется, что слишком много крика, что слова заглушает барабанный бой, а мне всё понравилось.
В Нью-Йорке нет случая, чтобы на концерте или на спектакле я не услышал русскую речь. Группа обсуждает по-русски увиденное:
— Похоже на фашистский режим. А уж какого цвета фашизм — коричневого, красного, жёлтого, зелёного или чёрного — сути не меняет.
...К сожалению, билеты на этот спектакль, который будет идти в Нью-Йорке по 4 марта, достать очень трудно.
Добавить комментарий