Дж. Эдгар
J. Edgar
Режиссер Клинт Иствуд
Этот фильм рассказывает о реальном историческом лице.
Джон Эдгар Гувер (1895-1972) окончил юридический факультет и пришел работать в министерство юстиции США совсем молодым, во время Первой мировой войны. В 1924 году президент Кулидж назначил его директором Бюро расследований, где было 650 сотрудников. В 1935 году для борьбы с растущей преступностью эту организацию повысили в ранге и сделали федеральной. Директором Федерального Бюро расследований Гувер пробыл вплоть до своей смерти. Он служил при шести президентах США, от Франклина Рузвельта до Никсона. В 1938 году получил звание почетного доктора от университета Оклахомы. В 1955 году президент Эйзенхауэр наградил Гувера медалью Национальной безопасности. В 1957 году английский король Георг VI сделал его Почетным рыцарем Британской империи. В 1966 году президент Джонсон дал ему награду за беспорочную службу. В 1974 году по инициативе Конгресса была издана посвященная ему книга. Центральное управление ФБР в Вашингтоне носит его имя.
Вся жизнь Гувера была отдана работе. Он безустали трудился сам и требовал того же от подчиненных. Не любил дураков и, случалось, увольнял агентов за глупость. Именно он создал в 30-е годы обширную систему по проверке отпечатков пальцев и поставил изучение материальных улик на научную основу. ФБР нанесло до войны сильные удары по бандитизму — например, удалось покончить с опасным преступником Дилинджером и другими грабителями банков. Сенсационным стало дело о похищении ребенка знаменитого летчика Линдберга. Сотрудники ФБР нашли похитителя с помощью лабораторных методов. Во время войны ФБР осуществило масштабный «проект Венона» — перехват и расшифровку шпионских сведений, которые шли в Москву из советского посольства в Вашингтоне.
Гувер был убежденным противником коммунизма. В 1956-1971 годах действовала учрежденная им контрразведывательная программа, направленная на то, чтобы «выявлять и нейтрализовать» членов «подрывных организаций» — компартии, «Черных пантер», террористов-«уэзерменов», оплота черного расизма «Нация ислама», «революционеров» из марксистской организации «Студенты за демократическое общество». Это вызвало стойкую неприязнь к нему со стороны американских левых, которая сохраняется до сих пор. В 2001 году влиятельный сенатор-демократ Гарри Рид требовал, чтобы ФБР перестало носить имя Гувера, потому что это имя его «пачкает».
Разумеется, левые не признают истинную причину своей нелюбви к директору ФБР. Его обвиняют в множестве других грехов — в том, что он забрал себе слишком много власти, что собирал слишком много информации и заводил досье на своих политических противников, что ФБР якобы было угрозой для американских свобод.
Советский Союз тайком вносил свою лепту в компрометацию Гувера. Когда в 1992 году майор КГБ Василий Митрохин бежал в Великобританию, он сумел привезти с собой секретные материалы из советских архивов. Там, в частности, говорилось, что КГБ оплачивал распространение слухов о том, что Гувер — гомосексуалист.
Вопрос о сексуальной ориентации Гувера довольно сложный. Хотя он в молодости делал предложение своей секретарше Хелен Кэнди (проработавшей с ним потом сорок лет), в 30-е годы был, вероятно, романтически связан с известной актрисой Дороти Ламур, а в 40-е ухаживал за Лилой Роджерс, матерью кинозвезды Джинджер Роджерс, в брак он так и не вступил. Самым близким ему человеком был его сотрудник Клайд Толсон. Гувер и Толсон были неразлучны и даже отдыхать ездили вместе. После смерти Гувера Толсон переехал в его дом. Ему вручили флаг США, которым был задрапирован гроб Гувера.Никто, однако, не может утверждать, что Гувер и Толсон были любовниками. Знавшие их люди называют их отношения «братскими». Вероятнее всего, Гувер был склонен к гомосексуализму, но запрещал себе реализовать свои склонности. Сходный пример — Люис Кэррол, которого несомненно влекли к себе маленькие девочки (ему принадлежит рискованная шутка «Я люблю детей. Кроме мальчиков»). Но единственное, что он позволял себе — фотографировать девочек, иногда обнаженными, хотя в этих фотографиях нет и тени непристойности. Сексуальность Кэррола сублимировалось в сочинение гениальной «Алисы в стране чудес», написанной для девочки, к которой он испытывал сильное чувство.
В 60-е годы объявилась некая Сюзен, четвертая жена миллионера-бисексуала Розенштиля. Она стала рассказывать, что муж возил ее в гостиницу на «гомосексуальную оргию», где якобы был и Гувер, одетый в платье и женский парик. Миссис Розенштиль в 1971 году отбыла тюремный срок за ложь под присягой (по другому поводу). Вероятнее всего, именно ей и было заплачено из средств КГБ за распространение этого слуха. Слух не подтвердился, но был радостно подхвачен левыми. Легенда о Гувере в женском платье жива до сих пор. Она так не достоверна, что даже авторы фильма «Дж. Эдгар» не решились упомянуть о ней в своем произведении.
Это произведение весьма низкого качества, несмотря на то, что Гувера играет Леонардо Ди Каприо, а поставил фильм кумир Голливуда Клинт Иствуд.
Фильм так бездарен и бессмыслен, что на сайте «Гнилые помидоры» получил всего 42 процента поддержки критиков и 54 процента — зрителей. Смотреть его ходят не слишком охотно. Производство обошлось в 35 миллионов, фильм выпустили в середине ноября на 1910 экранах, и пока что он собрал 32 миллиона, что граничит с финансовым провалом.
Главная причина провала — сценарий фильма. Написал его лауреат «Оскара» 2009 года Дастин Лэнс Блэк. Премию он получил за сценарий «Милк». Это история активиста гейского движения Харви Милка. В 1977 году Милк был избран в горсовет Сан-Франциско, где геи являются серьезной политической силой. Год спустя Милк и мэр города были застрелены бывшим членом горсовета Уайтом. Убийство не было связано с гомосексуализмом. Мэр не был геем. Дело было во внутренних распрях. Уайт считал, что мэр и Милк предали его и разрушили его карьеру. Но Милка быстро превратили в мученика и кумира гейского движения. К 30-й годовщине его гибели сценарист-гей Блэк написал сценарий, режиссер-гей Ван Сант его поставил, и Шон Пенн сыграл заглавную роль. При таком раскладе фильм был обречен на успех у Академии кино, хотя в прокате особых лавров не снискал.
Сценарий «Дж. Эдгара» не просто плох. Он чудовищен. Блэк беспорядочно набросал в него разномастные эпизоды, которые не связаны абсолютно никакой единой мыслью. То, что сценарист ненавидит героя, почувствовать нетрудно. Всюду, где только можно, он выставляет его в невыгодном свете. Но он оказался совершенно неспособен выстроить повествование и цельный характер. Ди Каприо очень плох, потому что у него просто нет роли. Режиссура Иствуда практически отсутствует. Фильм плохо снят. Даже грим героя в пожилом возрасте ужасающ.
Вот что пишут американские критики: «Фильм как-то ухитряется быть одновременно эпическим и совершенно пустым» (Том Лонг). «Это лишь частично оживленный музей восковых фигур» (Джо Моргенстерн). «Ни одна сторона жизни Гувера не показана глубоко. Тебе предлагают обрывочные взгляды без всякого анализа. Сценарий очень слабый. Иствуд не направляет повествование, а позволяет ему кидаться из стороны в сторону». (Джеки Купер). «Создается впечатление, что Ди Каприо относится к герою с симпатией, сценарист его не любит, а режиссеру вообще все равно, лишь бы закончить съемки до ужина. Иствуд довольствуется тем, что выкладывает перед нами груду фактов, сплетен и инсинуаций и оставляет их лежать, как хотят». (Эрик Снайдер).
Как мог Иствуд допустить невообразимую по безвкусице сцену, где Толсон вдруг впивается в Гувера поцелуем, а тот отбивается и молотит друга до крови — выше моего понимания. Видимо, сценарист Блэк в силу своих пристрастий без такой сцены не мог обойтись, а время ужина режиссера уже подошло.
*
Добавить комментарий