Что там у них такое есть в этой маленькой Ирландии — в воздухе или в воде? — что на шесть миллионов населения приходится так много талантов? Четыре Нобелевских лауреата по литературе (Шоу, Йейтс, Хини, Беккет). Такие гиганты остроумия как Свифт и Уайлд. Всемирно знаменитый Джойс.
Сейчас самый известный драматург в Ирландии — 41-летний Мартин Мак-Донаг. Три года назад он написал и поставил очень черную кинокомедию «В Брюгге», про бандитов с угрызениями совести. Фильм имел большой успех и номинацию на «Оскара» за лучший сценарий. (Но получил «Оскара» сценарий фильма «Милк» про Милка, члена сан-францисского горсовета и борца за права геев, погибшего от руки убийцы. Против лома нет приема — для Академии кино социальная значимость гейской темы всегда перевесит).
И вот теперь брат Мартина Мак-Донага по имени Джон Майкл тоже написал и поставил кино — этого самого «Охранителя» (The Guard). Главную роль играет тот же Брендон Глисон, который снялся в роли одного из бандитов в фильме «В Брюгге». Джон Майкл доказывает «Охранителем», что одаренность у Мак-Донагов — дело семейное. А то, что Брендон Глисон, которому 56 лет, до сих пор не сыграл, скажем, Фальстафа — это чей-то непростительный недосмотр.
Герой Глисона по имени Джерри Бойл — полицейский в маленьком прибрежном городке. Человек он одинокий. Любит маму, которая, к несчастью, серьезно больна.
Радости жизни у него, прямо сказать, скромные. По вызову из «агентства» его навещают молоденькие «сотрудницы», с которыми он развлекается как-то почти по-семейному.
И вдруг в городке начинаются потрясения. Сперва происходит убийство с загадочными надписями кровью на стене. Потом приходит сообщение, что скоро к их берегу пристанет судно с лирическим названием «Аннабел Ли», и на борту у него будет на полмиллиарда героина. Эту весть привозит заокеанский гость — сотрудник ФБР, который прислан, чтобы помочь местной полиции схватить преступников при выгрузке.
Преступные дела и борьба с ними будут идти своим чередом. Но самое интересное в фильме — не перипетии этой борьбы, а то, как точно и тонко создана атмосфера ирландского захолустья, как обрисованы человеческие характеры — от мальчишки, шныряющего по округе на своем велосипеде, до молодой хорватки, которую соединял не совсем обычный брак с полисменом, погибшим от руки преступников. Какой зоркий глаз, хорошее сердце и завидное чувство юмора у автора картины.
Главный актерский дуэт фильма исполнен Глисоном и Доном Чидлом.
Когда агент ФБР Эверетт проводит среди «деревенских детективов» инструктаж про героин и английских контрабандистов, с места раздается задумчивый голос Бойла: «А я-то думал, что наркотиками торгуют одни черные и латиносы». Чернокожего американца так и подбрасывает. Он не верит своим ушам.
В Америке за такие высказывания сейчас же хватают под белы руки — и пороть на конюшню. Заставляют многократно просить прощения, отправляют на курсы повышения сознательности, а то и вообще гонят с работы. А в ирландской глубинке, оказывается, это сходит с рук. Больше того — американцу не справиться с заданием без помощи Бойла. Местный народ к чужакам любви не питает и разговаривает с ними исключительно на гэльском языке... Так что приходится стать партнерами.
Общение элегантного, образованного афроамериканца с абсолютно неполиткорректным ирландским увальнем прежде всего страшно смешно. Эверетт, который при всех своих достоинствах не может похвастаться чувствам юмора, ошеломлен Бойлом. Он просто не может себе представить, что бывают такие полицейские.
Но и Бойлу приходится пересмотреть кое-какие свои понятия. То, как между ними возникает доверие, потом симпатия, а потом «боевая дружба», написано и поставлено Мак-Донагом с редким мастерством.
Глисону, конечно, не дадут «Оскара» и даже вряд ли номинируют. Наша политкорректная Академия кино вряд ли допустит к премии актера, чей персонаж так вызывающе непочтителен. (Если допустит, ее репутация в моих, например, глазах взлетит до небес). Но, как мне кажется, можно предсказать, что на Глисона прольется дождь наград. Пока что у него есть телевизионная «Эмми», полученная в 2009 году за роль Черчилля.
Есть в фильме крошечный эпизод, который стал для меня именинами сердца. Бойл спрашивает маму, что она читает. Миловидная старушка показывает книгу: «Обломов». Ворчун Бойл замечает, что русских читать трудно — слишком медленно подводят к сути. Потом отворачивается, буркнув себе под нос: «Но Гоголь хороший».
Не в том только дело, что Мак-Донаг и его герои явно разбираются в русской литературе. А в том, что симпатичные автору персонажи читают книжки! Да еще классику! Да еще из другой страны! И понимают, чего там написано. Можно представить себе героя американского фильма за таким занятием? Вопрос излишний и грустный.
Между прочим, актер Глисон, снявшийся в пяти десятках фильмов, одно время перестал играть и пошел учителем в школу. Несколько лет преподавал гэльский, английский и физкультуру...
На сайте «Гнилые помидоры» фильм хвалят 95 процентов критиков и 85 — зрителей. Прокатчики, которые сперва засунули этот «маленький», по американским понятиям, фильм в два-три «кинотеатра искусства», слегка пришли в себя и перевели его на полсотни экранов. В Лос-Анджелесе он идет теперь в 20 «кинотеатрах искусства». И на том спасибо.
The Guard
Сценарист и режиссер Джон Майкл Мак-Донаг
*****
Добавить комментарий