Как же складываются отношения между церковью и правительством в стране с таким разнообразием вероисповедания? Об этом мне в интервью ответили два эксперта в области религии и права.
Гарантией религиозной свободы в Америке является Первая поправка Конституции США, которая обязывает Конгресс не поддерживать какую-либо религию, не утверждать государственную религию и не запрещать свободное вероисповедание. Отцы-основатели Соединенных Штатов надеялись, что наложив такие запреты на государство, они спасут страну от религиозных конфликтов, которыми была охвачена Европа в XVI и XVII веках. Многие иммигранты из Европы пытались найти спасение на берегах Нового Света, скрываясь именно от этих религиозных преследований. Интересно, что потомки тех, кого преследовали в Европе по религиозной принадлежности и кто обрел свою свободу на другом берегу Атлантического океана, сами потом преследовали своих религиозных диссидентов. Например, обосновавшиеся в Америке пуритане впоследствии жестоко наказывали своих отступников.
В середине XVIII века протестанты обеспечили себе относительную религиозную свободу и толерантность властей. В то же время другие религиозные группы, такие, как католики и евреи, а также атеисты, не смогли добиться такой же защищенности. На протяжении 18 века религиозные течения продолжали добиваться своей независимости от власти, и в 1791 году Первая поправка Конституции США была ратифицирована Конгрессом США.
Но несмотря на то, что составлена она была довольно просто и прямолинейно, ее трактовка до сих пор вызывает дискуссии в судах.
Роберт Таттл, профессор юридической школы университета имени Джорджа Вашингтона, считает, что в США не существует какой-либо одной серьезной проблемы, которая стоит между государством и церковью:
— В основном, — говорит он, — суды пытаются разобраться в конфликтах, которые происходят внутри самих религиозных организаций. Церкви Америки в последнее время все чаще оказываются в центре юридических скандалов. К примеру, католики яростно пытаются отмежеваться от ответственности за прием на работу священнослужителей, обвиняемых в растлении малолетних. Епископальная церковь замешана в целом ряде судебных исков по поводу владения недвижимостью, принадлежащей приходам. И часто судьям трудно определить, какие обстоятельства, улики, доказательства вины и невиновности можно принимать во внимание, а какие нет. Скажем, в случае, когда церковь решает уволить какого-то священника. Когда увольняют пастора, то возникает вопрос, может ли гражданский суд вмешаться и решить, что закон был нарушен, если он или она будут уволены...
Более столетия эти и другие судебные разбирательства вызывают бурные споры не только в юридических кругах, но и у широкой общественности. Среди них главный — дает ли церкви Первая поправка конституции США уникальный юридический статус, который неподвластен решениям и действиям гражданского суда? Другими словами, отличаются ли юридические споры, в которых замешаны церкви и другие религиозные институты, от светских?
Структура религиозных групп в США
— Согласно Всемирной книге фактов ЦРУ (The Worldfact Book), — продолжает Роберт Таттл, — в США насчитывается 51 процент протестантов, 24 процента католиков, 4 процента атеистов. Остальное население — это буддисты и иудеи — более полутора процентов, мормоны — 1,6 процента, мусульмане — около 0,6 процентов. Несмотря на то, что протестантов количественно больше всех, они разбиты на несколько отдельных ветвей. Поэтому католическая церковь считается самой крупной и влиятельной. Она насчитывает около 70 миллионов последователей. За ней идет Южная баптистская конвенция — чуть больше 16 миллионов. На третьем месте по количеству прихожан — Объединенная методистская церковь, насчитывающая около 8 миллионов. А на четвертом месте — мормоны.
Примеры религиозных дел в Верховном суде США
— Периодически между государством и религиозными организациями возникают споры, и последнее слово в их разрешении принадлежит Верховному суду США, — рассказывает профессор Таттл. — Например, есть религиозные группы, которые активно выступают против иммунизации детей, что противоречит усилиям государства защитить здоровье своих граждан. Другие религиозные общины борются против строительства дороги, которая, скажем, проходит по святым для них местам. В 1990 году Верховный суд рассмотрел дело индейца, который был уволен за то, что употреблял наркотики, по его утверждению, как часть религиозного ритуала. Суд вынес решение не в пользу индейца, что вызвало волну возмущения и создание Коалиции по защите свободы религии, куда вошли десятки религиозных групп.
Профессор Таттл считает, что несмотря на то, что Первая поправка ясно ограничивает вмешательство государства в дела церкви и религиозных организаций, в реальности этого не избежать:
— Правительство, — говорит он, — постоянно регулирует деятельность религиозных организаций, и у него есть на то право. Оно решает, на каких автомобилях ездить, как обеспечить безопасность построек, на каких землях возводить храмы. Или, скажем, если церковь хочет распродать свое имущество, государство регулирует такую распродажу.
Тяжбы с недвижимостью
— Если попытаться обобщить, то в американских судах сегодня рассматривается четыре типа дел, связанных с церквями, — продолжает свой рассказ Роберт Таттл. — Первый, как правило, решает проблемы внутри религиозной организации. Такого рода конфликты часто возникают из-за желания прихожан какой-то церкви отойти от большой религиозной группы. В результате раскола делится имущество, в суде оспаривается право на владение землей, на которой расположена церковь, выясняют, кому принадлежит внутреннее убранство. И даже имя церкви или группы может стать предметом судебного разбирательства. В последние годы дела касались еще моральных или социальных проблем, таких как допустимость однополых браков, принятие прихожан — гомосексуалистов и лесбиянок и других.
В конце XIX века Верховный суд США постановил, что суды не могут решать тяжбы с недвижимостью, и передали их решение высшим духовным лидерам, а в каких-то случаях — большинству прихожан. Но прошло чуть больше столетия, и в 1979 году Верховный суд уточнил собственное решение, указав на то, что Первая поправка позволяет суду применять для решения церковных проблем с недвижимостью те же юридические принципы, что используются для светских граждан.
Прием на работу священников
— Второй тип дел тоже касается конфликтов внутри религиозных организаций, но вместо недвижимости здесь речь идет о приеме на работу священников, — говорит профессор Таттл. — Сейчас эта проблема вышла на первый план в связи со скандальным увольнением учительницы — инвалида из лютеранской религиозной школы. Федеральные и штатные законы запрещают дискриминацию при приеме на работу на любом основании, включая расовые отличия и пол. Но многие суды посчитали, что Первая поправка конституции США дает право церквям на исключение из этого закона. Например, католическая церковь вольна нанимать только священников-мужчин. Но правомочность такого исключения из правила до сих пор не установлена, потому что Верховный суд никогда не выносил ни одного решения по этому поводу, а нижние суды часто путались в том, как же практически решать эту проблему. Но после того, как в декабре 2011 года пройдут слушания в Верховном суде, неопределенность может исчезнуть.
Истец в этом деле — Шерол Перидж — учительница религиозной лютеранской школы. Согласно ее показаниям, несколько лет назад ее уволили за то, что она инвалид. Церковь пытается в суде бороться за свое право увольнять того, кого посчитает нужным, и увольнять за то, что считает для себя важным, включая инвалидность. Адвокаты церкви основывают защиту на конституционной доктрине под названием «Пастырское исключение», согласно которой федеральные и штатные антидискриминационные законы должны давать церкви исключение при приеме на работу некоторых служащих. Например, католики настаивают на том, что все священники должны быть мужчинами, и никто это не оспаривает. Но вопрос в том, насколько широко можно применять такой иммунитет в отношении церкви. В данном случае разговор идет об учительнице, которая в основном преподает светские науки и которая была уволена из-за того, что она инвалид. Верховный суд согласился слушать это дело и, несмотря на то, что оно начнется в декабре этого года, решение будет принято не раньше лета 2012 года.
Об этом же деле, которое сегодня вызывает особый интерес среди юристов, я разговариваю с профессором юридической школы Джорджтаунского университета Мортоном Ледерманом.
— В США есть несколько типов антидискриминационных законов, которые приняты федеральным правительством, штатными и местными управлениями. Они запрещают отказ в приеме на работу по расовому признаку, сексуальной ориентации, возрасту или полу. Во многих из этих законов есть исключения для религиозных организаций или церкви, например, в антидискриминационом законе для инвалидов, согласно которому работодателям запрещено не брать на работу людей с физическими недостатками. Поэтому в деле учительницы-инвалида Шерил Перидж, которое сейчас находится на рассмотрении в Верховном суде США, церкви важно, чтобы в этом законе, защищающем права инвалидов, у нее был право самостоятельно принимать решения.
Сексуальные преступления
— Еще одно дело, которое уже 11 лет рассматривается в американском суде, несколько месяцев назад приняло международный характер, — продолжает Мортон Ледерман. — Подвергавшийся в детстве сексуальным издевательствам католик, имя которого не разглашается и он проходит по следствию как Джон Доу, потребовал у Ватикана документы, которые могут содержать доказательства того, что Святой Престол управлял всеми делами и деятельностью американских священников. А это значит, что Ватикан несет прямую ответственность за преступления священника Эндрю Ронана, сексуально издевавшегося над Джоном Доу. Судья Майкл Мосман издал приказ, который обязал Ватикан предоставить суду такие документы. Ранее американские католики признали себя ответственными за сексуальные преступления своих священников, но теперь истец замахнулся на внутренние документы руководства католической империи. В Германии католическая церковь уже согласилась открыть экспертам-криминалистам доступ ко всем личным делам священников за последние 10 лет...
Другие судебные дела церкви
Третий тип дел, рассматриваемых американскими судами, в которых вовлечена церковь — это дела об отношении церковных общин к собственным членам. В эту категорию входят самые различные случаи, например, наказания церковью собственных прихожан. Суд часто решает, что Первая поправка дает право гражданским властям разрешать такие конфликты.
Четвертый тип дел — это судебное преследование служащих какой-либо религиозной организации или граждан, связанных с ней. Например, возбуждение уголовного дела против священника, который сбил на автомобиле человека. В таких случаях, как правило, применяются общие законы.
Наконец, я спросила профессора Роберта Таттла, есть ли законы, которым церковь и религиозные организации вообще не подчиняются?
— Религиозные организации не подчиняются только тем законам, которые запрещают дискриминацию на основе религии, — ответил он.
И это так понятно...
Добавить комментарий