Мы вряд ли узнаем, когда именно человек впервые стал махать руками и прыгать безо всякой практической надобности, а просто выражая этим свои эмоции.
Может быть, танец родился в результате подражания птицам? Впрочем, не только птицы танцуют, но и пчёлы, и многие млекопитающие...
Человек начал выражать чувства танцем на заре своего культурного развития. Скорее всего, танец родился одновременно с речью и уж никак не позже первых рисунков наскальной живописи, на которых археологи находят изображения танцующих человечков и животных.
Человеческое тело было первым субъектом искусства: живопись началась с раскрашивания тела. А для танца тело человека было и осталось поныне единственным материалом.
Археологи всё же пытаются выяснить, как возник и развивался танец в доисторические времена.
Существует довольно убедительные теоретические построения, но они слабо подкреплены археологическими находками. Учёные продолжают выдвигать гипотезы, экстраполируя на древние общества ритуальные танцы, принятые у доживших до нашего времени первобытных племён, добывающих пропитание лишь охотой.
Израильский археолог Йосеф Гарфинкель из иерусалимского Еврейского университета недавно сообщил, что ему удалось найти самые ранние свидетельства самовыражения человека в танце. Имеет ли это серьёзное значение для науки? Видимо, да. Потому что современная наука ещё мало знает о переходном периоде человеческой культуры от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию.
Тщательно изучив более 400 образцов первобытной наскальной живописи и сюжеты древнейшей росписи глиняной посуды, найденной при раскопках 140 разных участков на Балканах и на Ближнем Востоке, профессор Йосеф Гарфинкель создал теоретическую модель роли танца в развитии человеческого общества. По мнению учёного, танец как объединяющее и дисциплинирующее начало сформировался девять тысяч лет назад. Это были времена, когда человеческое общество только начинало своё развитие, переходя от родового строя к первобытнообщинному, от собирательства и охоты - к земледелию. Тогда возникали оседлые поселения, а вместе с ними развивались скотоводство и земледелие. Так что танец, каким мы его сегодня знаем по балету Большого театра и по музыкальным кинофильмам с участием Фрэда Эстера и Джинджер Роджерс, насчитывает около девяти тысяч лет.
На наскальных рисунках и на расписанной глиняной посуде замерли в танцевальных позах примитивно изображённые человеческие фигуры. Первобытные художники не могли даже изобразить голову круглой. Она получалась треугольной, смещённой, а иногда головы и вовсе не было. У танцующих, выстроенных в одну линию или образующих замкнутый круг на круглой посуде, руки соединены, опущены вниз, подняты вверх или согнуты в локтях. Кажется, что запечатлён некий народный танец или даже бродвейский кордебалет. Изображения подобных сцен встречаются довольно часто. Во всяком случае, на предметах, найденных при раскопках на Ближнем Востоке. И это, по мнению профессора Гарфинкеля, свидетельствует и о распространённости, и о важности танца в первобытном обществе.
- Танцы были формой и языком общения людей. В танце они сообщали друг другу: "Эй, пора охотиться на слонов!" Или, позднее: "Эй, пора сеять или убирать зерно!"
Интересно, что пять тысяч лет назад, одновременно с изобретением письменности и с появлением в этом районе мира государств, управляемых царями или олигархией, изображения танцев на глиняной посуде исчезают.
- Люди скорее всего продолжали танцевать, - говорит профессор Гарфинкель, - но роль танца и его общественная значимость пошли на убыль.
В подготовленной к печати книге "О танце во времена зарождения земледелия" Йосеф Гарфинкель пишет:
- Когда ещё не было письменности и школы, общинные ритуалы в виде танца служили основным механизмом передачи знаний одних членов общины другим и одного поколения другому. И то, что танец является доминирующим артистическим мотивом в украшении жилищ и посуды на огромной территории от западного Пакистана до Дуная, свидетельствует о его мощной роли в эволюции человеческого общества.
Хотя израильский учёный работает над этой темой уже восемь лет, его модель нова для многих историков искусства и археологов. Первая публикация на эту тему появилась в 1998 году в Англии, в Кембриджском археологическом журнале. В своих откликах на гипотезу Гарфинкеля учёные отмечали, что во взгляде на танец как на средство общественных связей есть логика, хотя прямых и неопровержимых доказательств этому нет.
- Я думаю, Гарфинкель на верном пути, - сказал Кент Фланнери, археолог из Мичиганского университета.
А другой археолог, декан факультета искусств в рочестерском технологическом институте Эндрю Мур, заявил, что гипотеза Гарфинкеля представляет интерес, работа в этом направлении должна быть продолжена, но с окончательными выводами придется подождать.
- Трудность в том, что мы говорим о временах до появления письменности. Никаких письменных подтверждений гипотезы нет. Всё строится исключительно на интерпретации рисунков.
Учёные, учитывая аналогичность археологических находок от Ближнего Востока до Балкан, в принципе сходятся в том, что социальная функция танца выходила далеко за рамки развлечения.
По мнению Йосефа Гарфинкеля ритуальные танцы были неотъемлемой частью процесса перехода от общества охоты к земледельческому обществу. Охотники и собиратели могли добыть пропитание почти сразу. Сельское хозяйство приносило плоды после долгого труда и долгого ожидания:
- Для получения урожая надо было очистить землю, засеять её, ухаживать за посевами. Таким образом человек узнал, какова связь между долговременным трудом и конечным продуктом.
Усвоение новой экономики требовало времени. Она сопровождалась празднествами и культовыми церемониями, составной частью которых были танцы. Задабривание сверхъестественных сил природы было коллективным: люди верили, что так мольбы будут скорее услышаны. Вот почему на всех рисунках изображены коллективные танцы.
В этом с Гарфинкелем согласен профессор Фланнери. Он тоже считает, что с развитием цивилизации и с концентрацией власти в руках вождей, а затем царей и фараонов (что произошло около трех тысяч лет до новой эры у шумеров в Месопотамии, а затем в Египте) групповые ритуальные танцы перестали играть прежнюю роль и потому исчезли с глиняной посуды. Объединяющую роль стали играть не танцы, а сама власть. Теперь древние художники изображают на глиняных горшках и на стенах жилищ фараонов, их воинов, их рабочих.
Йосеф Гарфинкель обнаружил наиболее ранние изображения танца на двух участках раскопок в районе Ближнего Востока. Находкам - по девять тысяч лет.
При раскопках в Невали-Кори на юго-востоке Турции на осколке стены был найден рисунок, изображающий три человеческие фигуры: фронтально, в одну линию, с широко расставленными ногами и поднятыми вверх руками. Две фигуры крупные - мужские. Между ними, в центре, фигурка поменьше - женская. По словам профессора Гарфинкеля, только в редких случаях, в основном на рисунках раннего Египта, встречаются танцующие вместе мужчины и женщины.
При раскопках в Иордании обнаружен вырезанный на камне рисунок с изображением четырех человеческих фигур, держащихся за руки. У них чуть вытянутые шеи, а головы будто нечеловеческого происхождения. Профессор Гарфинкель полагает, что изображены люди, танцующие в ритуальных масках. Другие раскопки подтвердили, что ритуальные маски уже существовали в те времена.
В последующие века танцующими фигурками стали украшать глиняную посуду, обычно небольшую. Судя по изображениям, танец носил коллективный, то есть объединяющий характер. Танцевали семьёй, кланом, деревней. На рисунках - ряд или круг одинаковых фигур, двигающихся в одном направлении. Явно групповое действо.
- Танец в первобытном обществе воспитывал дисциплину, подчинённость коллективу, - считает Гарфинкель.
Рисунки указывают ещё и на то, что танцы проходили на открытой местности, вне жилища. А так как на большинстве рисунков изображены силуэты, учёный заключил, что танцы исполнялись ночью. Почему? На этот вопрос пока нет убедительного ответа. Удивляет Гарфинкеля и то, что нигде нет изображений музыкальных инструментов. Есть немало и других загадок. Гарфинкель в своей книге пишет, что танцевальные сцены на глиняной посуде рисовали местные гончары для использования внутри общины. Изображения запечатлевали конкретное и недавнее событие. Это была своего рода фотография, или, вернее, летопись. Рисунки служили источником информации.
Профессор Мур, археолог из рочестерского технологического института, сказал, что для оценки новой концепции потребуется время:
- Гипотеза Гарфинкеля увлекательна, но не бесспорна. Ее обсуждение может затянуться на годы. Нужны доказательства, поддерживающие или опровергающие эту гипотезу.
Добавить комментарий