Окончание. Начало в №21 (1 ноября 2002 г.)
Все это нашло реальное отражение в истории страны и нации. Когда разрозненные эфиопские княжества были в позапрошлом веке объединены в Абиссинскую империю, первый император принял тронное имя Менелик Второй, имея в виду, что родоначальником нации и основателем государственности был Менелик Первый, от которого императоры-негусы и ведут свое родословное древо. Они поэтому носят титул "Всепобеждающий Лев Иуды": лев, как известно, был эмблемой колена Иудина. Эта эмблема отличалась от общепринятых геральдических львов - в геральдике голова льва всегда повернута вправо, у "льва Иуды" - влево, и на официальном гербе Эфиопии изображен именно такой лев. И высший орден страны называется Печать Соломона, представляя собой причудливую фигуру, отдаленно напоминающую шестиконечную звезду.
Эфиопские же евреи-фалаши твердо убеждены в том, что потомки Менелика - именно они, хотя эфиопы-христиане откровенно презирают их и называют "чужаками" (слово "фалаша" и означает чужак, пришелец). Мало того, до эмиграции в Израиль фалаши, подобно самаритянам, считали себя единственными "истинными евреями", понятия не имевшими ни о лукаво мудрствующих раввинах, ни о Талмуде, ни об иврите (их Библия написана на древнеэфиопском языке геэз). У них к тому же существуют свои собственные обряды и обычаи, и все это вместе взятое время от времени создает проблемы для абсорбции фалашей в Израиле.
Обилие этих сказок, легенд и традиций вполне может привести человека непривычного в состояние полного обалдения. Чтобы избавиться от него, достаточно почитать приличный учебник по антропологии, где все загадки решаются антропогенетическим методом, из которого следует, что эфиопская переходная раса - и христиане, и евреи - одного и того же происхождения. И начало этой удивительной расе было положено в первой половине I тысячелетия до н. э., когда арабы-сабеяне начали массовую мирную колонизацию противоположного берега Красного моря, где обитали негры-кушиты. Почти тысячелетняя миграция арабов и смешанные браки между ними и аборигенами-кушитами - вот что было причиной появления расы эфиопов. Так что царица Савская и сын ее Менелик, легендарный основатель абиссинского царства Аксум, вполне могли существовать реально. А вот царь Соломон из колена Иуды оказывается не у дел, и не только потому, что он хронологически не мог возлечь с красавицей царицей на ложе любви: отцом Менелика мог быть лишь негр-кушит, со своей собственной родословной. И если вы обратитесь к учебникам по истории религий, то узнаете, что обращение эфиопов в иудаизм произошло незадолго до начала новой эры, когда Сабейское царство рухнуло и на его месте возникло государство арабов-химьяритов, в котором были богатые и влиятельные еврейские общины. А христианство стало господствующей религией в 4-м веке новой эры, и принес его сюда Фрументий, епископ Аксума и впоследствии "апостол Абиссинии".
Теперь все стоит на своих местах, в должном порядке, опираясь исключительно на факты. Хотя, что скрывать, легенды гораздо романтичнее.
Не менее запутанной выглядит ситуация с афганцами. Тот, кто полагает, что "Афганистан" означает "страна афганцев", глубоко заблуждается. Сами афганцы, состоящие из добрых полутора сотен племен, называют себя пуштунами, что означает просто "горцы". Афганистан же - это "страна Афганы", а Афгана - легендарный родоначальник афганцев. Не знаю, кем был Афгана до 9-го века, т.е. до обращения афганцев в ислам. Но именно после принятия ислама, относящегося, как известно, с огромным уважением к библейским персонажам, Афгана стал сыном Саула, первого еврейского царя; на этом основании афганцы составили пышное родословное древо, из коего следовало, что прямым потомком Афганы в 37-м поколении был шейх Каис, "апостол ислама" в этой стране.
Но как ни странно, из того факта, что родоначальник афганцев и "апостол ислама" оба были евреями, отнюдь не вытекала лояльность афганцев к евреям, как к таковым. Скорей даже наоборот. В Афганистане издавна жили так называемые "Бани Исраэль", т.е. "сыны Израиля", исповедовавшие иудаизм. Сами себя они считали потомками евреев, угнанных из Израиля после разрушения Самарии в 721 году до н. э. и поселенных сначала в Дамаске, а потом переведенных в Афганистан. Нет никаких фактов, подтверждающих это, но в принципе ничего невозможного в этом нет: евреи, уведенные в Месопотамию или прилегающие к ней районы, вполне могли в дальнейшем расселяться в Иране, Афганистане, Малой Азии или на Кавказе. Вера Сынов Израиля, впрочем, напоминает иудаизм лишь в общих чертах: они ведь были практически всю свою историю отрезаны от еврейского мира, нищенствовали, и языком их был один из бесчисленных индо-иранских диалектов.
Тем не менее, афганские законы требовали от Бани Исраэль ношения особых черных тюрбанов, ограничивали их права, а в 1934 г. их запросто вышвырнули из селений, где они жили и кое-как крестьянствовали, и обрекли на нищенство в крупных городах. Их насчитывалось всего около 3500 к моменту образования государства Израиль, и, кажется, все они эмигрировали туда в первые же годы его существования.
Интересно, что в соседней с Афганистаном Индии, в районе Бомбея, существует еврейская община, именующая себя очень похоже: "Бене-Исраэль", что на местном языке также означает "Сыны Израиля". У них притязания на древность происхождения более скромные: они считают себя потомками евреев, бежавших от принудительной эллинизации, проводимой Антиохом IV Епифаном до того, как в 175 году до н. э. вспыхнуло восстание Маккавеев. Согласно их легендам, они плыли на корабле, попали в страшный шторм, долгое время их несло неизвестно куда, а потом корабль разбился о прибрежные рифы - там, где ныне находится Бомбей и где живут потомки спасшихся. Во время крушения был утерян единственный свиток Торы, который они захватили с собой, и они на долгие столетия забыли и иврит, и еврейский закон. Но они помнили исповедь веры "ш'ма Исраэль", закон обрезания, праздник субботы и обряды бракосочетания и похорон. Так прошло пять (по другой версии - девять) столетий, и среди них появился некто Давид Рахаби, который и вернул их в лоно настоящего иудаизма.
Что тут от сказок, а что от реальности, сказать трудно. Во всяком случае, ко времени образования государства Израиль, куда солидная часть этих Сынов Израиля эмигрировала, они понятия не имели ни о празднике Хануки, ни о разрушении римлянами Второго храма. Зато они с успехом переняли индийскую систему каст: они делятся на "Белых Сынов Израиля" ("Кора-Исраэль"), именуемых также "истинными сынами", и "Черных Сынов Израиля" ("Кала-Исраэль") - индийских дравидов, обращенных в иудаизм; белые, естественно, смотрят на черных свысока, и браки между "истинными" и "неистинными" запрещены.
И, наконец, народ ибибио, обитающий в Нигерии. Если говорить о внешности, то ибибио - обыкновенные западно-африканские негры; но есть у них некоторые особенности, которые и послужили, по-видимому, причиной того, что этот народ считает себя потомком "потерянных колен", а именно - колена Дана (это колено почему-то самое популярное). Прежде всего, большинство ибибио, как и большинство эфиопов, христиане. Кроме того, на протяжении четырех или пяти столетий этот народ странствовал по Африке и лишь к 18-му веку осел на нынешнем месте. Это обстоятельство, наверное, и послужило поводом к ассоциации с блуждавшими коленами израилевыми. Ибибио очень рано познакомились с европейцами, быстро переняли их манеру одеваться, жить и вообще вести себя, их религию, английский язык,- и стали с презрением относиться к своим соседям. Очевидно, именно тогда появилось у них желание соорудить себе библейскую родословную - дабы возвыситься как в собственных глазах, так и в глазах европейцев (не говоря уже о дикарях-соседях), и именно тогда стали они посредниками в работорговле, совершая облавы на соседей-дикарей и продавая их европейцам. Этот малопривлекательный факт, между прочим, старательно обходят чернокожие шовинисты, проклиная и клеймя белых работорговцев.
Поговорим теперь о тех, кто имел хотя бы формальное право причислять себя к "исчезнувшим десяти коленам" - о евреях-членах так называемых "дальних" общин. Я написал "кто имел" - в прошедшем времени, поскольку абсолютное большинство их либо эмигрировали в Израиль, абсорбировались и позабыли о своих притязаниях, либо слились с местным населением и исчезли. Так что все это уже из области истории.
Самыми реальными потомками "десяти колен" были, конечно, евреи Месопотамии: именно в эти края были уведены израильтяне после разгрома Самарии, здесь были расселены евреи после падения Иерусалима, сюда бежали евреи империи Селевкидов, спасаясь от насильственной эллинизации, и сюда же в богатейшую и влиятельнейшую общину бежали евреи после уничтожения Титом Второго храма. На протяжении тысячелетия, до середины 11-го века, месопотамская община была центром еврейской духовной и религиозной жизни: здесь был создан Вавилонский Талмуд, здесь находились самые известные ешивы, и здесь жили и учили самые авторитетные теологи и толкователи Торы.
С 11-го века пальма первенства перешла к завоеванной арабами Испании, именно там еврейская культура достигла фантастического расцвета, и это не могло не сказаться на месопотамской общине - она захирела, многие ее члены выехали в Испанию и другие части Халифата или переселились в смежные страны. А в 18-м веке, когда здесь началось систематическое преследование евреев, они перебрались и в дальние страны - Индию, Индокитай и Китай. Россказни Эльдада доходили и до них, и будили их воображение, дополняемое собственными воспоминаниями и легендами.
Еврейская община древнего Ирана (особенно города Исфагана) и соседнего Азербайджана считала себя потомками древних израильтян, уведенных из Самарии, к которым потом добавились евреи из Иудеи, после падения Первого храма. Эта община процветала вплоть до 9-го века, когда эти края были завоеваны арабами, и евреям был предоставлен выбор: принять ислам или уйти в изгнание. Огромное большинство предпочло уйти, и вот эти-то ушедшие действительно представляют собой "исчезнувшие колена": никто не знает, куда они ушли и где осели. Много позже в Иране и Азербайджане расселились другие евреи из близлежащих стран. Когда здесь победили мусульмане-шииты, известные своей религиозной нетерпимостью, евреи были отнесены к категории "нечистых" и жили в специальных гетто, нося отличительные красные заплаты на груди - вплоть до эмиграции в Израиль. Говорили они на особом иранском диалекте, но пользовались для письма еврейскими буквами: местный язык и еврейская письменность - обычный вариант для евреев рассеяния, с весьма редкими исключениями.
Члены бывшей еврейской общины Иранского Курдистана говорили на несколько модернизированном арамейском языке (языке, на котором написан Талмуд) и соблюдали лишь несколько древнейших еврейских установлений - обрезание, праздник субботы и кошерную пищу. У всех у них был единственный раввин - "хахам", разъезжавший от города к городу, от селения к селению и совершавший молитвы и обрезание, свадьбы и похороны. Курдские евреи были в высшей степени суеверны, веря в демонов и духов, а также в разного рода волшебные амулеты. Часть из них считала себя потомками "исчезнувшего колена" Гадова, другие - потомками евреев, бежавших от крутого нрава правителя Нехемии, после возвращения из Вавилонского плена.
По-своему особенно интересной была некогда община Йемена, где когда-то существовало царство Саба (Шеба), а позже - государство арабов-химьяритов с многочисленными и богатыми еврейскими общинами. Йеменские евреи не считали себя потомками каких-либо "исчезнувших колен" - они гордились еще большей древностью. По их сказаниям, за 42 года до падения Израиля, мощная 75-тысячная армия израильтян в сопровождении многочисленных священников-левитов отправилась в экспедицию через Аравийскую пустыню, чтобы завоевать Йемен. Они штурмом взяли город Сана и основали там свое собственное царство. Прошли века, пала Самария и пал Иерусалим, дважды евреев уводили в Месопотамию, а в Йемене ничего не знали об этом. Наконец, когда кончился Вавилонский плен, Эзра послал в Йемен специальных вестников - пригласить тамошних евреев вернуться на родину и помочь отстроить и ее, и разрушенный Храм. На что вестники получили следующий, звучащий вполне по-современному, ответ: "Мы не вернемся и останемся здесь, ибо, как говорят наши левиты, время Мессии еще не пришло". И они остались.
Не правда ли, чудная сказка, вполне достойная Эльдада? Йеменские евреи оставались там вплоть до 1949 года, говоря по-арабски, ожидая Мессию и распевая свои чудесные песни. А также - испытывая все то, что обычно испытывают граждане второго сорта. После первой арабо-израильской войны их положение стало невыносимым. Они позабыли о своих сказаниях и мессианских чаяниях и были переправлены в Израиль. Эта переправка была названа как раз в духе Эльдада - "Операция "Ковер-самолет": израильтян хлебом не корми, дай только назвать какую-нибудь операцию покрасивше - "операция "Исход", "Операция "Соломон" и прочее в этом роде.
Грузинские евреи, вероятнее всего, пришли сюда из Ирана, считали себя потомками "исчезнувшего колена" Иссахарова, говорили по-грузински, носили грузинские имена и фамилии, именовали себя "исраэли" или "гебраэли". Ранние христианские хроники упоминают о них многократно, еврейские - начиная с 4-го века. Их процветавшую общину видел в 1272 году Марко Поло, проезжавший эти места. Советская власть вышибла из них, как и из прочих советских евреев, всё "идущее вразрез". Но теперь, когда абсолютное большинство уже пребывает в Израиле и Штатах,- кто знает? - может быть, они снова займутся поисками своих утраченных благородных корней в виде какого-нибудь "потерянного колена".
Можно было бы рассказать еще о нескольких "прямых потомках", возводивших свою родословную к одному из потерянных колен: бухарских евреях и "хадрами" - евреях юго-восточной Аравии; "горных евреях" Дагестана и малабарских евреях южной Индии; исчезнувших совсем недавно китайских евреях и евреях Магриба - Северной Африки; о таинственных "сахарских евреях" и "евреях-троглодитах", пещерных жителях.
Можно было бы. Но, во-первых, это чрезмерно увеличило бы объем настоящего очерка; а во-вторых - для тех, кто заинтересуется этим, появляется отличная возможность провести собственные увлекательные изыскания.
Добавить комментарий