«Бахаизм является независимой религией наравне с исламом, христианством и другими признанными мировыми религиями»
Историк и философ А.Тойнби,1959 г.
«Не тому следует гордиться, кто любит свою страну, а тому, кто любит весь мир. Земля — одна страна, и человечество — ее граждане»
Бахаулла, основатель бахаизма
Практически все мировые религии имеют уже тысячелетнюю историю. Разве что протестантизм отчасти выпадает из этого круга — ему «всего» около 500 лет. Но и он, и такие «экзотические» религии, как мормонская, или баптистская церковь, так или иначе основаны на многотысячелетней иудео-христианской традиции.
Так что самой молодой из мировых религий можно с полным правом считать бахаизм — вероучение, рожденное в Персии Х1Х века. То есть, на территории нынешнего Ирана и Ирака, которые в ту пору входили в сферу влияния турецкой Османской империи. Вообще говоря, в зарождении бахаизма не было ничего необычного — внутри любой религии, культивирующей мистические переживания и откровения, то и дело появляются некоторые «особо экзальтированные» особи, считающие именно себя «проводниками гласа Божьего». Даже сегодня подобные явления каждый год «имеют место быть» в святом граде Иерусалиме — у психиатров они так и называются «иерусалимский синдром»...
А внутри ислама, тем более шиитского толка, с его постоянным ожиданием «прихода Обещанного» — то есть мессии в виде земного воплощения имама Хусейна, появление пророчествующих — вообще как бы норма. Недавно весь мир наблюдал это явление воочию — в кадрах паломничества десятков тысяч иракских шиитов в священный для них город Кербела, к могиле имама Хусейна и его брата. Глядя на эти толпы лупящих себя цепями по плечам и головам, окровавленных людей, невольно призадумаешься: а может, прав был низвергнутый иракский диктатор Саддам Хусейн, когда более четверти века запрещал подобные марши исламских фанатиков?..
Но вот что странно — именно из среды приверженцев имама Хусейна и вышли те два человека, которые создали, пожалуй, самую общечеловеческую и миролюбивую из всех мировых религий. Более того — они породили ее, именно как принесенную на землю Обещанным — то есть новым воплощением самого имама. Первым пророком и провозвестником новой религии стал выходец из Шираза по имени Баб (Сейид Али Мухаммад), чей род восходит непосредственно к основателю ислама пророку Мухаммаду.
А «Обещанным воплощением» имама Хусейна стал второй пророк, ученик Бабу, родившийся в одной из центральных иранских провинций, — Бахаулла (Мирза Хусейн Али), которого бахаисты считают последним по времени из бесконечной череды Посланников Бога на Земле...
Оба основателя бахаизма жили и умерли, как мученики: Баба публично казнили в Тебризе 9 июля 1850 года, а Бахаулла вначале был сослан в Багдад, затем перевезен в Константинополь, провел несколько лет в турецких тюрьмах, и почти сорок лет — в очень похожей на тюремное заключение ссылке в старом (ныне израильском) городе Акко, где и скончался в 1892 году. Его мавзолей в Акко — одно из самых священных мест для приверженцев Веры Бахаи.
Тело расстрелянного Бабу сторонники новой веры прятали от турецких и персидских властей почти шестьдесят (!) лет. И только в начале ХХ века его перезахоронили в Хайфе, на горе Кармель, именно там, где и предсказывал своему сыну Бахаулла через десять лет после гибели Бабу. Сегодня тут расположены святилище Бабу, Всемирный Дом Справедливости — административный центр всемирной общины бахаев, библиотеки, архивы...
Да, Бахаулла был настоящим пророком. И не только потому, что предсказал многие, даже чисто технические, черты и особенности современного мира. Главное — он сумел построить системное вероучение, «снимающее», по его представлениям, почти все противоречия и проблемы земной цивилизации. Основными частями своего учения Бахаулла считал три единства: единство Бога и религии, единство науки и религии, единство человечества.
Бахаи рассматривают все великие религии как исходящие от единого и непознаваемого Бога, и как первоначально истинные вероучения. Полнотой Истины обладает только Он, а все основатели мировых религий — Моисей и Христос, Будда и Мухаммад, Зороастр и Кришна — были Явителями Божьими, носителями тех частей Истины, которую человечество было способно воспринять в данном месте и в данное время.
Поэтому, с точки зрения бахаистов, учение каждой религии состоит из двух частей: первая содержит основные и неизменные истины, присущие всякой религии; вторая содержит законы, относящиеся к внешним формам и обрядам, а также к коллективной жизни общины. Законы относительны, и меняются с развитием человека и человечества. Однако сам процесс развития мешает человечеству увидеть единство всех религий и относительность каждой частной религиозной истины. Конфликты между религиями нарастают в результате накопления созданных самими людьми догматов и суеверий.
Один из таких догматов — непреодолимая пропасть между религией и наукой. Бахаулла и его последователи не просто отрицают ее существование, но считают, что именно обретение единства этих двух способов познания мира и станет предпосылкой к обретению единства всем человечеством.
Например, выделяя четыре способа познания: опыт, разум, чувство и вдохновение (в трактовке Бахауллы — скорее мистическое озарение суфиев или «сатори» дзен-буддистов), Бахаулла настаивает на том, что каждый из них в отдельности несет в себе возможность ошибки. И только опираясь на все четыре, проверяя результаты одного из них — всеми остальными, можно надеяться на получение правильного суждения о мире.
Общая цель религии бахаи — осуществить единство человечества и достичь всеобщего мира. Бахаи считают, что человечество в процессе эволюции расширяло круг своего единства, сперва в рамках семьи, затем племени, города-государства, и, наконец, нации. Теперь же, благодаря новым условиям, в том числе и развитию науки и технологий, мировое единство и мир становятся доступными, необходимыми и даже неизбежными.
По мысли Бахауллы, человечество уже миновало фазы младенчества, детства, отрочества и юности, и сейчас стоит на пороге зрелости. А первый шаг к зрелости — это объединение человечества в масштабах всей планеты. «Задача и цель последовательности Явителей Божьих — объединение человеческого рода в подобие целостного организма, способного принять ответственность за свое Будущее» — писал Бахаулла.
Единство, которое имеют в виду бахаи, — это единство в разнообразии: мировая федеративная система, в которой объединено множество отдельных государств и народов, составляющее само по себе богатство целого. «В такой федерации прекратятся межнациональное соперничество, ненависть и интриги, а расовая вражда и предрассудки будут заменены дружбой, взаимопониманием и сотрудничеством. Причины религиозных споров будут удалены навсегда, будет развиваться экономическое сотрудничество между всеми частями мира. Исчезнут нищета, с одной стороны, и огромное накопление собственности — с другой» (из книги об основах Веры Бахаи, изданной Высшим Домом Справедливости). Основой федерации должно стать равенство рас и народов, мужчин и женщин, равенство всех откровений и религий…
…Дело за малым — убедить всех людей в необходимости и возможности достижения такого всечеловеческого единства (самой приемлемой формой для которого сам Бахаулла считал нечто вроде «всемирной конституционной монархии»). Однако «агрессивный прозелитизм» в бахаизме запрещен. Основой развития общины бахаев становится создание локальных групп во всех уголках планеты. Причем «вход» и «выход» у бахаев абсолютно свободны — достаточно устного заявления неофита, сделанного в присутствии двух свидетелей (а для «выхода» зачастую вообще хватает и одного телефонного звонка)...
Отчасти поэтому у бахаев нет и священнослужителей. Нет и постоянных обязательных молитв, разве что в праздничные для бахаев дни. Зато практикуется медитация — то ли из суфизма заимствованная, то ли вообще из йогической практики. Причем участвовать в общих молитвах и медитировать в храмах могут все желающие, независимо от того, к какой конфессии или религии они принадлежат — ведь по Вере Бахаи, все религии — лишь частичные отражения веры в единого Бога...
Координация деятельности каждой общины бахаи в городе или деревне осуществляется советом из девяти членов, избираемых раз в год тайным голосованием всеми взрослыми членами общины. Эти советы были предписаны в Писаниях Бахауллы. Он называет их Домами Справедливости, но теперь их обычно называют Местными Духовными Собраниями, а название «Высший Дом Справедливости» оставлено за главным международным центром.
Сегодня в управлении Высшего Дома Справедливости находится 155 Национальных и более 17 тысяч местных Духовных Собраний. Они координируют деятельность от пяти до десяти миллионов бахаистов, принадлежащих более чем к 2000 национальностей и народностей мира. Так, по крайней мере, считает энциклопедия «Британника».
И вместе с тем бахаизм по-прежнему пребывает в состоянии, отмеченном еще в 80-е годы историком А.Тойнби: «Вера бахаи была известна среднему образованному человеку Запада в середине ХХ века в той же степени, в какой христианство — представителю соответствующих классов Римской империи во П веке нашей эры...»
...Так что же ждет эту, несомненно, интереснейшую и, пожалуй, самую близкую к нынешнему состоянию «человека транснационального» религию (или, скорее, именно вероучение) — закат вместе со всей западной цивилизацией? Или все же — расцвет на ее грядущих руинах?
Добавить комментарий