НАШИ СОТРУДНИКИ
The Company Men
В некоторых кинотеатрах
Режиссер и сценарист Джон Уэллс
Это кинодебют телевизионного сценариста и режиссера, который, в частности, снял много эпизодов известного сериала ER про работу неотложки. А десять лет назад Уэллс даже был президентом Сценарной гильдии. Так что свое дело он знает досконально.
Своим первым фильмом Уэллс откликнулся на горести родной страны, связанные с экономическим кризисом. Но выбрал таких героев, которых критик Джефф Майерс назвал «самыми несимпатичными жертвами» этого кризиса.
Действие происходит в Бостоне, где находится штаб-квартира гигантской корпорации GTX. Мы узнаем, что ее основали в молодости друзья и сокурсники Джеймс и Джин. Из их скромной кораблестроительной фирмы вырос этот капиталистический Молох, который теперь, на наших глазах, принимается пожирать своих сотрудников. Компании предстоит слияние с кем-то покрупнее, и Джеймс решил сделать ее еще более доходной и привлекательной для могущественного покупателя. А для этого — провести сокращение штатов. Совестливый Джин выступает против и пытается спорить, но безуспешно. Чтобы мы не подумали, что он стопроцентно положительный, ему придуман адюльтер с белокурой красоткой, начальницей отдела кад¬ров, которая по приказу Джеймса рубит головы направо и налево.
Первым выгоняют 37-летнего Боба, которого играет Бен Аффлек. У него жена и сын, прекрасный дом, он ездит на «Порше», платит большие деньги за членство в гольф-клубе и вообще не тужит, поскольку получает 150 тысяч в год. Но корпорация выплачивает ему выходное пособие всего за 12 недель — по числу лет, которые он там прослужил. Боб начинает метаться. Когда ему предлагают работу в другой компании с жалким окладом в 60 тысяч, он гордо отказывается. Впрочем, вскоре гордость приходится спрятать в карман, переехать в скромное жилье и идти подручным к брату жены, плотнику, которого играет Кевин Костнер. Мне понравилось благородство Костнера, который согласился на маленькую роль. По-моему, он и сыграл ее очень хорошо, передав со сдержанным юмором здоровое презрение трудяги к высшему классу.
Второй герой Фил (Крис Купер) проработал в корпорации гораздо дольше Боба. Поэтому при увольнении ему дают зарплату за целый год. Но ясно, что пожилому Филу новую работу найти не удастся. Его история кончается трагически.
Один возмущенный зритель, которого фильм разозлил своим сочувствием к этим «бедным богатым», написал про Фила: мол, он кончает с собой, потому что не может оплачивать учебу сына. И что же? Эта учеба так и не будет оплачена, только у сына к тому же теперь не будет еще и отца.
Добрый идеалист Джин (Томми Ли Джонс) тоже подпадает под сокращение, хотя он и основатель компании.
Критик Тони Медли напомнил читателям, какими мерзавцами бывают руководители корпораций. Он называет, например, некоего Росса, который выгнал в 1990 году 605 сотрудников, а себе заграбастал 78 миллионов. Или Ирани, сменившего Арманда Хаммера на посту руководителя «Оксидентал Петролеум». Тот сильно срезал дивиденды держателям акций, зато себе выплатил 124 миллиона, а в 2006 году — целых 460 миллионов.
Я, честно говоря, не вижу, какое отношение это имеет к фильму. Если, конечно, не рассматривать его как проклятие капиталистической системе.
Но Уэллс, пожалуй, не слишком зациклился на проклятиях. К концу у двух уцелевших героев дела налаживаются. Джин открывает контору по консультациям, а Боб, из которого не вышел плотник, займется строительством кораблей в небольшой компании и, будем думать, как-нибудь проживет на 80 тысяч в год. Хотя его шурин, плотник, явно считает, что и эта зарплата завышена.
Критики на сайте «Гнилые помидоры» (70 процентов положительных рецензий) отнеслись к фильму гораздо благосклоннее, чем зрители. Только 58 процентам зрителей фильм понравился. То, что богатые тоже плачут, их не слишком растрогало.
****
ЕЩЕ ОДИН ГОД
Another Year
Art houses
Режиссер и сценарист Майк Ли
67-летний Майк Ли — талантливый английский драматург, сценарист и режиссер. Критикам полагается его любить. Сын врача-иммигранта Либермана из России, работавшего в бедных городских районах, Ли посвятил свое творчество жизни «простого человека». Судя по его фильмам, он придерживается леволиберальных взглядов. Хорошо известен импровизационный метод работы Ли. Он не пишет сценариев, а долго репетирует с каждым актером, подробно выстраивая характер его персонажа (причем общий замысел фильма актеру обычно неизвестен). Во время съемок исполнители часто импровизируют диалог. Съемки обычно проводятся на натуре или в реальных интерьерах. Все это имеет целью придать фильмам Ли жизненную правдивость и непосредственность.
В 1993 году он получил премию за лучшую режиссуру в Каннах (фильм «Голый» о люмпене-«свободолюбце»). В 1996 году Золотую Пальмовую ветвь на этом же фестивале (фильм «Тайны и ложь» о чернокожей женщине, которая находит бросившую ее мать, и та оказывается белой). В 2004 году — Золотого Льва в Венеции (фильм «Вера Дрэйк» о женщине, которая бесплатно делает подпольные аборты и наказана обществом за свою доброту). Четыре его фильма имели шесть номинаций на «Оскара», и у него множество других номинаций и премий.
В число десяти любимых фильмов режиссера, наряду с «400 ударами» Трюффо и «Некоторые любят погорячее» («В джазе только девушки») Уайлдера, входит «Я — Куба» Евтушенко-Калатозова. Ли плохо относится к Голливуду и полагает, что если его фильмы кто-то не хочет смотреть, то виновато голливудское засилье на британских экранах.
При всем уважении к режиссеру, я не принадлежу к его поклонникам. Из шести его картин, которые я видела, мне безоговорочно нравится одна — «Вверх тормашками» (Topsy-Turvy, 1999). Это не о «простом человеке», а про Гилберта и Салливена, создателей английской комической оперы.
Новый фильм Ли «Еще один год», на мой взгляд, — это поучительная вариация на тему «Стрекоза и Муравей». Семья Муравьев — пожилые, благополучные, трудящиеся, интеллигентные, любящие супруги Том и Джерри. У них уютное жилище и взрослый сын Джо, тоже хороший человек. Том — инженер, Джерри — консультант-психолог. Они очень любят природу и постоянно что-то выращивают на своем участке, на окраине Лондона. Камера то и дело высоко взмывает над этим участком в излучине реки, наводя на мысль, что это частица нашей большой и любимой планеты, и придавая тем самым увлечению супругов возвышенный смысл.
Нам предлагают поверить, что Муравьи дружат со Стрекозой по имени Мэри. Поверить трудно, поэтому придумано, что Мэри работает в одной клинике с Джерри.
Мэри — разведенная, одинокая, экзальтированная женщина. Часто приходя к супругам в гости, она очень много пьет и невыносимо много разговаривает на тему о своей ничтожной жизни, не давая никому вставить слова. Ясно, что она несчастна и сама в этом виновата. У супругов есть и друг-мужчина Кен. Он не только много пьет, но и много ест, а также плачет над своей утраченной молодостью. Муравьи многозначительно знакомят Мэри с Кеном, но Мэри и глядеть на него не хочет, потому что много о себе понимает. Вместо Кена она начинает флиртовать с молодым Муравьем Джо, которому, конечно, эта стареющая пьяница ни к чему.
Безумные надежды Мэри разбиваются в прах, когда у Джо появляется достойная его герлфренд — вегетарианка, изучающая что-то серьезное, очень жизнерадостная (один критик написал — «пугающе жизнерадостная»), с несколько восточной внешностью, и сразу очаровавшая старших Муравьев. Глупая Мэри ей грубит, и супруги охладевают к Стрекозе.
Тут у брата Тома умирает жена. Вдовец впадает в растерянность и оцепенение. Добрые супруги приглашают родственника немного пожить с ними. И вот, злой тоской удручена, снова является дрожащая от холода Мэри. Понятно, что это метафора — лето красное пропето, ее доконал безжалостный холод жизни, и она просит накормить и обогреть. Почти мумифицированный старик впускает ее в дом. Кто его знает, что там будет дальше...
Чем дальше я это смотрела, тем с удивлением замечала, что начинаю все больше и больше не любить Тома и Джерри. Таких правильных, спокойных, благополучных — и таких, при всем их гостеприимстве, равнодушных эгоистов. Постепенно дошло до того, что Джерри неожиданно стала казаться мне вылитой Крупской, а Том — похожим на Троцкого. В безответственной Стрекозе Мэри, конечно, хорошего мало, но Муравьи к концу стали мне противнее, чем она. Рационально объяснить это не могу. Не знаю, входил ли такой эффект в намерения Ли.
91 процент критиков на сайте «Гнилые помидоры» хвалит картину, 83 процентам зрителей она тоже нравится. Те рецензенты, которым не нравится, говорят о том, что фильм затянутый и скучный, что персонажи не живые люди, а карикатуры, что это худший фильм режиссера, и что Лесли Мэнвелл в роли Мэри, вызывающая особые восторги критиков, безбожно переигрывает. Со всем этим спорить трудно, но Мэнвелл винить нельзя, потому что она жертва режиссуры.
За сценарий этого фильма Ли выдвинут на «Оскара».
***
БЕЗ ТОРМОЗОВ
Unstoppable
Во многих кинотеатрах
Режиссер Тони Скотт
До чего же приятно посмотреть настоящую развлекательную картину — старомодную, без диких драк, сладострастных убийств, густого мата и потных соитий. На бессмертный сюжет о том, как поезд сорвался с тормозов.
К сожалению, в Америке поезда пребывают в загоне. Задавленные авто- и авиа-соперниками, они уже едва ли не такая же экзотика, как почтовые дилижансы, да и движутся примерно с той же скоростью. Но, в то же время, они овеяны романтическим флером. Путешествие по железной дороге — почти что приключение. Машинист — героическая профессия.
Опытный режиссер Тони Скотт выжимает из этой экзотики все, что возможно. На мой вкус, он слегка перебирает с лязгом, грохотом, скрежетом и воем. Но теперь положено изо всех сил оглушать и ошеломлять зрителя, взращенного на голливудских спецэффектах. А то ведь может пожаловаться, что его недооглушили.
Благодаря всем этим децибелам и нервному монтажу удается изобразить вождение поездов таким же опасным делом, как, скажем, работу летчиков-испытателей. А бравых машинистов — цветом и гордостью рабочего класса. Кем они, несомненно, и являются.
Завязка фильма состоит в том, что самонадеянный машинист, поставив локомотив на ручной тормоз (за технические подробности не ручаюсь), на минутку соскочил на ходу (чтобы что-то такое там перевести на путях), а этот тормоз сорвался и товарный поезд, набрав скорость, ушел вдаль без машиниста.
Самое интересное в фильме — то, как приходится железнодорожникам ломать голову, чтобы прекратить это безобразие. Тем более, что товарняк, конечно, везет опасные, ядовитые и горючие вещества. И, разумеется, времени мало, потому что в близлежащем городе на путях есть очень крутой поворот. Если поезд не усмирить, он уж точно сорвется там с рельсов, и взрыв сильно разредит население.
Опять же, как положено, среди действующих лиц соблюдена процентная норма. Правда, всего один машинист чернокожий, зато его играет суперзвезда Дензел Вашингтон — он один тянет на тройную квоту. Его напарник (Крис Пайн) — молодой, белый и совсем зеленый по недостатку опыта. К тому же, есть подозрения, что его продвигает по службе родственник — крупное профсоюзное начальство. Так что здесь возникает личный конфликт. Но и белый труженик к финалу проявит себя молодцом.
Женщин в такой фильм пристроить трудно — кроме неизбежных дочерей и жен. Но выход нашли — роль диспетчера поручили хорошей актрисе Розарио Доусон, благо она двойное меньшинство: женщина и не совсем белая. Она координирует усилия по борьбе с поездом, а мы из ее распоряжений понимаем, что происходит.
Фильм сделан бодро, четко, поезд мчится, против него выдумывают все новые средства, каскадеры трудятся вовсю. Я смотрела это с большим удовольствием и, кстати, узнала много нового об устройстве железных дорог.
На сайте «Гнилые помидоры» 86 процентов критиков оценили фильм положительно. Среди зрителей его хвалят 76 процентов. Остальных, очевидно, все-таки недооглушили.
****
***** - замечательный фильм
**** - хороший фильм
*** - так себе
** - плохой фильм
* - кошмарный
Добавить комментарий