МЕСРИН: ИНСТИНКТ УБИЙСТВА
Mesrine: Killer Instinct
МЕСРИН: ВРАГ ОБЩЕСТВА НОМЕР ОДИН
Mesrine: Public Enemy # 1
Режиссер Жан-Франсуа Рише
Это очень длинный французский фильм, разделенный на две части, каждая — по два часа с четвертью. Части идут как самостоятельные картины. Французам "Месрин" нравится. Они выдвинули его на десять своих "Оскаров" — "Сезаров". Дали два — режиссеру и исполнителю заглавной роли Венсану Касселю.
Только благодаря замечательному актеру Касселю это и можно смотреть. Как верно, на мой взгляд, написал критик Роджер Иберт, глубины характера даже Кассель создать не в силах, потому что герой — психопат и обходится без глубины, но актер обладает весомым "присутствием" на экране. Мне было интересно за ним наблюдать первые два часа, потом досматривала уже из чувства долга.
Жак Месрин — или, как он сам себя именовал, Мерин, был знаменитым французским бандитом. Дожил до 1979 года, когда ему исполнилось сорок три. Основные подвиги совершал в 60-х и 70-х годах. Без устали грабил банки и что подвернется под руку (квартиры, казино, магазины). Все время садился в тюрьмы разных стран (Франции, Канады, США) и постоянно оттуда бегал. Один раз удрал прямо из зала суда, взяв судью заложником. Обожал себя любимого и ради своего прославления написал мемуары, где хвастался тем, что прикончил сорок человек. Давал интервью прессе. Иногда для смеху выдавал себя то за борца за независимость Квебека, то за единомышленника немецких террористов из "Красных бригад" и врага капиталистической системы.
В 1977 году Месрину дали 20 лет, но он снова бежал (видимо, при помощи кого-то из охраны). Похитил богача Лефевра и получил от старика 6 миллионов, на которые стал вести роскошную жизнь. Его объявили "врагом общества номер один", что ему очень нравилось.
Когда Далье, журналист из консервативной газеты, написал о нем что-то нелестное, Месрин заманил его в ловушку, страшно избил и выпустил в него две пули. Журналист чудом выжил. Полиция решила, что присутствие Месрина на этой планете слишком затянулось. В ноябре 1979 года, выследив бандита, полицейский спецназ расправился с ним без лишних церемоний прямо на парижской улице. Хорошие были времена, когда западное правосудие еще не лишилось рассудка. Президент Жискар д'Эстен поздравил служителей закона с удачной операцией (о чем в фильме не упоминается).
История Месрина опровергает глуповатую теорию левых, что причины преступности — бедность, тяжелое детство и тому подобное. Месрин был сыном нормальных, спокойных людей. Они вовсе не были бедны и никак не угнетали любимое дитя. Из средней школы Месрина вышибли "за агрессивное поведение", то есть, за хулиганство. Об этом в фильме не упоминается тоже. Нас знакомят с ним, когда он уже служит в армии. Авторы хотят нам внушить, что именно армия дурно повлияла на Месрина, так как он воевал в Алжире и пытал арабских борцов за национальное освобождение, то есть, террористов.
Но из фильма ясно видно: дело было не в Алжире, а в том, что Месрин был жесток по природе, любил легкую жизнь и питал отвращение к труду. В 19 лет он женился, но через год развелся (о чем в фильме тоже умалчивается). Потом опять женился на юной испанке, покорившей его тем, что она была непорочной девицей, и прижил с ней троих детей. Вскоре, однако, эти игры ему надоели, и он удалился на криминальные просторы, на прощанье засунув жене, посмевшей протестовать, дуло пистолета в рот, и объяснив ей, что главное в его жизни вовсе не семья.
Кассель блестяще перевоплощается в этого персонажа, с его бравадой, находчивостью и звериной жестокостью. Конечно, настоящий Месрин был вульгарнее и грубее. На тюремной фотографии, которая есть в интернете, у него и лоб пониже, и взгляд более тупой, а аляповатые бакенбарды в полщеки ясно говорят о его представлениях о прекрасном. Кассель все-таки окружает его героической аурой.
Забавно, как французы не могут удержаться, чтобы не лягнуть американцев. В 1968 году Месрин и его очередная любовница устроились к богатому инвалиду-канадцу — шофером и кухаркой. Дело кончилось неудачной попыткой похищения хозяина, пара бежала в США. В Арканзасе их арестовали. Американские полицейские показаны как толпа жирных, бестолковых, вопящих уродов.
Если кому не надоели фильмы про похождения гангстеров (ограбление, побег, погоня, перестрелка), то эта вполне профессиональная картина с прекрасным актером может вас развлечь.
****
СОЛТ
Salt
Режиссер Филип Нойс
Идет везде
В этом фильме нарушено столько простых правил общения со зрителем, что на нем можно учить студентов, как не надо делать кино.
Представьте себе, что вы приходите в цирк, и укротитель выводит на арену вместо живых зверей большие заводные игрушки. Настоящий медведь с флагом в лапе, едущий задом наперед на велосипеде, вызывает у нас эмоции, будь то восторг или искреннее сочувствие. Заводной, даже если он летает под куполом, поет при этом по-китайски колоратурным сопрано, а задними ногами выжигает по дереву портрет президента США, не вызывает ничего. Он не живой, поэтому может все, и поэтому же глубоко неинтересен.
Актерские трюки в кино, даже когда их проделывают дублеры, и даже когда актеру слегка помогают компьютеры, подчиняются этому же простому закону. Мы должны верить, что перед нами живой человек. Если он проделывает чудеса, то потому они и кажутся чудесами, что он живой и преодолевает свою несовершенную натуру.
Когда же Анджелина Джоли хлопается с 20-метровой высоты на крышу мчащегося грузовика, потом с этой крыши на другую, тоже мчащуюся, без всякого ущерба для своего здоровья, тут же на бешеном ходу перепрыгивает на чей-то мотоцикл и летит в гуще трафика — а до этого мы видели, как ее страшно пытали в плену у северных корейцев, и как она вышла оттуда всего лишь с тенями под глазами, а потом, уже дома, легко ходила с багажом и с живой собачкой в руках по узенькому карнизу на десятом этаже — чудеса обесцениваются. Не говоря уж о том, что как только этой стройной женщине преграждает дорогу десяток вооруженных мужчин, она начинает стрелять из миномета (который сама сделала за секунду из ножки стола), или просто быстро-быстро махать руками, и все они тут же валятся на землю замертво.
Скучновато, господа.
Сценарий был написан для Тома Круза, потом переделан на Джоли, но это не имеет значения. Здесь любой актер — не более, чем заводная кукла.
Нарушены все мыслимые правила и в сюжете.
Американскому кино явно неоткуда взять злодеев для приключенческих лент. В мире царит такая Божья благодать, что пришлось вспомнить про... русских! Они, понимаешь, заслали в Америку много-много тайных агентов, которых выращивали в России в спецприюте для сирот. Бедняжкам зачем-то делали в детстве пластические операции, заставляли их целовать руку начальника, а в случае непослушания, как сказано в диалоге, "наказывали тростью". Засланные агенты должны дождаться "дня икс" и выполнить простенькую задачу — уничтожить Америку. Джоли — одна из таких агентов, которая сумела поступить на службу в ЦРУ. Зовут ее Эвелин Солт. То ли это намек на соль земли, то ли на договоры по ограничению ядерного оружия, которые тоже назывались Salt-1 и Salt-2.
Но вдруг Орлов, бывший начальник приюта, объявляется в Америке и приходит аккурат в это самое ЦРУ как перебежчик. Допрашивает его Эвелин. Он прямо ей в личико (неясно, узнали они друг дружку или нет) сообщает, что есть в ЦРУ такое орудие русских по имени Эвелин Солт. Зачем он это делает — хоть обыщите меня, не знаю. Потом вдруг забывает, что он перебежчик, калечит цэрэушников ножом, выскакивающим из подметки, и убегает прочь. Но не в Россию, а на баржу, стоящую тут же у причала, где его ждут много русских. Все в черном и пьют водку. Очень грустно было увидеть в роли Орлова постаревшего Даниэля Ольбрыхского, яркую звезду польского кино 70-х годов, много снимавшегося у великого режиссера Анджея Вайды.
Я не могу пересказывать это дальше, потому что, если вдумываться в этот сюжет, то нарушается работа мозга. Мои нейроны, аксоны и синапсы перегорают от повествования, где на похоронах американского вице-президента случается взрыв, и русский президент проваливается в яму прямо в полу собора, ибо Солт должна была его убить, но потом нам говорят, что он не умер, потому что та же Солт каким-то образом на расстоянии вспрыснула ему яд, вытянутый ею шприцем из живота паука, а паук этот принадлежал ее мужу, немецкому энтомологу, которого похитили русские с баржи и зачем-то убили, а Солт, которую они называют сестрой и угощают водкой, помахала руками и сама убила их всех, так что президент остался в живых в состоянии паралича, а у Солт еще осталось время сбегать обратно в ЦРУ и разоблачить там еще одного русского питомца и задушить его своими кандалами.
Если вы думаете, что я шучу — идите смотреть сами.
Особо меня растрогал финал. Еще не задушенный кандалами русский агент выполняет задание (про "день икс" все уже как-то забыли). Он собирается взорвать американскими ядерными бомбами Мекку и Тегеран. Чтобы добрые, мирные мусульмане, которые так любят США, перестали их любить и сделали им что-нибудь нехорошее. Я бы предложила фантастический вариант — чтобы они захватили несколько пассажирских самолетов и врезались в парочку американских небоскребов. Но боюсь, что такой вариант не получит одобрения мэра Блумберга и президента Обамы.
*
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
* — кошмарный
Добавить комментарий