Сорок лет назад на Би-Би-Си началась комедийная программа "Летающий цирк Монти Питона". Это был не цирк, он не летал, и никакого Питона не существовало. Шесть молодых комиков придумывали и разыгрывали юмористические скетчи — уморительные и слегка безумные. Английский эксцентризм в чистом виде. "Питоны" быстро завоевали популярность, переросшую в мировую славу.
Одним из шестерки был Терри Гиллиам, родившийся в 1940 году в Америке. Он внес в "Монти Питонов" свой талант художника. Рисовал для передачи мультипликационные заставки. Потом, когда группа стала снимать кино, начал писать сценарии и ставить фильмы-фантазии. В них всегда снимался кто-нибудь из "Питонов". Большой кассовый успех имела его картина Time Bandits (1981) о путешествии мальчика во времени. Настоящим фейерверком выдумки был фильм "Бразилия" (1985), где нет никакой Бразилии. Это жуткая и смешная антиутопия про тоталитарную Британию, вроде оруэлловского "1984". "Приключения барона Мюнхгаузена" (1988) провалились в прокате, но были номинированы на четыре "Оскара" и получили три премии Британской академии кино. Постоянная тема Гиллиама — бунт воображения, которое освобождает человека от пут действительности.
Потом Гиллиам попал в орбиту внимания Голливуда и стал ставить фильмы по чужим сценариям, с американскими звездами и уже без "Питонов". Его The Fisher King (1991) был выдвинут на пять "Оскаров" и один получил. В Америке неплохо прошли "12 обезьян" (1995) и "Страх и омерзение в Лас Вегасе" (1998). Но, на мой взгляд, оригинальность Гиллиама в этих фильмах потускнела. И даже в "Братьях Гримм" (2000), которые сделали неплохие сборы, его фантазия не та, что раньше.
Ужасно жаль, что когда в 2000 году решали, кто будет ставить первого "Гарри Поттера", не согласились с мнением Дж. К.Роулинг. Она хотела, чтобы режиссером был Гиллиам, но студия "Братья Уорнер" отдала ее книгу на погибель бездарному Крису Коламбасу, постановщику кассовых чемпионов Home Alone. Когда Гиллиам узнал об этом решении, он два часа ездил по Малхолланд — драйву над Голливудом, чтобы справиться со своей яростью. Фильмы Коламбаса он справедливо считает скучными и плоскими.
А дальше Гиллиама стали преследовать неудачи. Во время съемок "Человека, который убил Дон Кихота" серьезно заболел исполнитель главной роли Жан Рошфор, наводнение разрушило декорации, работа была свернута. Остался только документальный фильм о съемках — "Затерянные в Ла Манче". Я его видела, в нем перед нами предстает Гиллиам как влюбленный в искусство, одержимый художник и симпатичный человек.
В 2006 году он поставил для Вячеслава Полунина клоунское шоу Slava's Diavolo. Премьера была в Израиле.
На следующий год в Лондоне начались съемки "Фантазиума доктора Парнассуса", с Кристофером Пламмером в заглавной роли. Через два месяца скончался от наркотиков Хит Леджер, игравший одну из главных ролей. Умер продюсер фильма. Гиллиам попал под автобус и сломал позвоночник. Но довел работу до конца.
А фильм, к сожалению, не получился. Дело в неудачном сценарии, где как-то небрежно сведены мотивы разных сказок и легенд. Доктор Парнассус — владелец бродячего театра, который умещается в допотопном фургоне, путешествующем по современной Англии. Спутники доктора — его дочь Валентина (ее играет манекенщица Лили Коул), помощник Антон и карлик Перси. Доктора преследует дьявол в котелке и с сигарой в зубах. В обмен на бессмертие доктор обещал отдать дьяволу Валентину в день ее 16-летия. Настал момент расплаты, но доктору удается уговорить дьявола заключить пари, чтобы попытаться спасти дочь. Выигрывает тот, кто уловит пять душ. В театре доктора есть волшебное зеркало. Проходящий сквозь него переносится в фантастический мир своего воображения. Леджер играл загадочного юношу в белом костюме, которого преследует и хочет повесить русская мафия.
Все это перепутано, скомкано и бессвязно. Изображение местами превосходно, но Гиллиам-художник не может вытянуть плохо написанный сюжет. Один критик написал: "Между фантазией и бессмыслицей есть граница, и фильм нередко пересекает эту границу не в ту сторону". Кассового успеха ожидать трудно, но фильм все-таки выпустили на многих экранах в расчете, что зрителя привлечет поступок друзей Хита Леджера, знаменитых актеров Джонни Деппа, Джуда Лоу и Колина Фаррела. Чтобы дать Гиллиаму возможность закончить фильм, они по очереди доиграли за Леджера его оборвавшуюся роль. При таком странном сюжете некоторые зрители верят, что четыре перевоплощения персонажа были задуманы с самого начала. Финальная надпись картины гласит, что она посвящена "Хиту Леджеру и друзьям". Если фильм и останется в истории кино, то лишь благодаря этому беспрецедентному и бескорыстному проявлению актерской дружбы.
ФАНТАЗИУМ ДОКТОРА ПАРНАССУСА
Imaginarium of Doctor Parnassus
Во многих кинотеатрах
Режиссер Терри Гиллиам
***
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
* — кошмарный
Добавить комментарий