Что идет в кино

Опубликовано: 16 октября 2009 г.
Рубрики:

МОЙ НЕНАГЛЯДНЫЙ
My One and Only

Во многих кинотеатрах
Режиссер Ричард Лонкрейн

Эту картину плохо рекламировали, несмотря на то, что главную роль прекрасно играет звезда Рене Зеллвегер. Но это один из самых приятных сюрпризов на общем убогом фоне голливудской продукции. Критики отнеслись к фильму благожелательно, хотя почти все рецензии скользят по поверхности. В "Лос Анджелес таймс" фильм снисходительно назван "прелестным кусочком ностальгии", потому что его действие происходит в начале 50-х годов. На самом деле его содержание гораздо глубже. В нем безжалостно показаны особенности американской психологии, которые вполне живы до сих пор, и столкновение юноши, входящего в жизнь, с ее жесткими реалиями. Может быть, фильм удался потому, что его поставил известный английский режиссер. Но превосходный сценарий написал американец Чарли Питерс.

Зеллвегер играет Энн Деверо, жену известного музыканта, руководителя джаза. У них есть 15-летний сын Джордж. Когда Энн уличает мужа в измене и вихрем вылетает из их манхэттенской квартиры, чтобы больше туда не вернуться, Джордж становится ее главной опорой. От предыдущего брака у Энн есть сын Робби, но он мечтает о театральной карьере и любит вышивать, так что на него надежды мало. Сняв все деньги с банковского счета, беспечная Энн посылает юного Джорджа купить роскошный голубой кадиллак и вместе с сыновьями пускается на поиски следующего мужа. Благо ухажеров в свое время у нее было немало, и она знает их адреса в разных городах.

Одиссея этой троицы смешна и жутковата. Каждая новая попытка Энн найти кормильца и восстановить свой статус замужней дамы кончается провалом (хотя два предложения руки и сердца она все-таки получает). Однако Энн, как щитом, защищена своей непробиваемой самоуверенностью, "позитивным мышлением" и нежеланием (или неумением) видеть жизнь, как она есть. Робби пошел в нее. Но Джордж наделен трезвым умом, и жизненный опыт заставляет его рано повзрослеть. Его роль прекрасно написана, и Логан Лерман играет замечательно. Очень хорош Кевин Бейкон в роли неверного мужа. Сцена, когда Джордж приезжает в ночной клуб, где выступает отец, в надежде, что тот заберет его к себе, на мой взгляд, одна из самых пронзительных в мировом кино.

Словом, все в этой картине хорошо, она увлекательно смотрится и сделана умными, талантливыми людьми.

Забавно, что в конце концов скитальцы все-таки находят свое счастье, и где же? В Голливуде. Но это не искусственный хэппи-энд, а правда. Только тут мы узнаем, что сценарий написан по мотивам автобиографии известного киноактера Джорджа Гамильтона, которому недавно исполнилось 70 лет. Нам с вами его имя ничего не говорит, потому что он снимался в картинах, не шедших в СССР. Известен он был, главным образом, благодаря своему красивому загару и тому, что вращался в высших кругах общества. Не знаю, полностью ли фильм соответствует его биографии, но это не имеет значения.

*****


КОМПЛЕКС БААДЕРА-МАЙНХОФ
The Baader-Meinhof Complex

Art houses
Режиссер Ули Эдель

Пожалуй, можно сказать, что в кино Германии складывается новое направление — художественные фильмы, основанные на подлинных исторических событиях, и показывающие их бесстрастно, объективно, слегка отстраненно. Так сделан фильм "Женщина в Берлине", о котором я недавно писала. Так сделан и этот фильм, которому очень подошло бы название, присвоенное Тарантино — "Бесславные ублюдки". Но особенность картины в том, что авторы впрямую своего отношения к героям не высказывают (хотя его имеют), и потому назвали ее нейтрально, именами персонажей.

В конце 60-х годов западные страны охватило безумие молодежных бунтов. Это был первый шаг к уничтожению западной цивилизации изнутри. В Западной Германии все началось с события, случившегося до начала фильма. В 1967 году в Берлин приехал шах Ирана, которого "прогрессивная" молодежь ненавидела. Во время протеста вокруг берлинской оперы полицейский застрелил студента Онезорга и был оправдан. На волне возмущения возникла террористическая организация "Отряд Красной Армии" (Rote Armee Fraktion). Ее символом стала красная звезда с буквами RAF и изображением автомата.

Любопытно — об этом в фильме тоже не упомянуто — что полицейский Куррас, застреливший студента, был членом запрещенной в ФРГ компартии и сотрудничал со "Штази" — восточногерманским КГБ. Вообще в фильме почему-то избегают прямо говорить о том, что ГДР тайно поддерживала РАФ, снабжала их деньгами и оружием, укрывала на своей территории, связывала с арабскими террористами и помогала, когда было нужно, бежать из страны.

Но и того, что показано в фильме, сделанном по книге бывшего главного редактора "Дер Шпигель" Стефана Ауста, достаточно, чтобы составить себе представление о юных западногерманских красноармейцах. И режиссер Эдель (родился в 1947 году), и Ауст, который на год старше его, были свидетелями происходившего. Мы в Советском Союзе понятия не имели об этом кошмаре — до нас доходили лишь глухие и лживые отголоски.

Руководителем группы был Андреас Баадер, не студент, а хулиган, уже имевший привод за кражу мотоцикла. По типу личности — психопат, помешанный на насилии и саморекламе. Рядом с ним самоутверждалась Гудрун Энсслин, девица из "приличной" консервативной семьи. Но называли группу "бандой Баадера-Майнхоф". Имя Ульрики Майнхоф было больше на слуху, потому что она была журналистка. Она была замужем, матерью двоих детей, и сперва защищала деяния банды в прессе, а потом и примкнула к ним, бросив семью.

В головах "красноармейцев" была каша, замешанная на марксизме-ленинизме, анархизме, учении Мао, книгах Маркузе и других "нео-марксистов", на ненависти к любым властям, к капитализму, к старшему поколению, "допустившему нацизм", на протесте против войны во Вьетнаме. В фильме хорошо показано, что они были истериками, вечно оравшими друг на друга, не говоря уж об окружающих. Начав со взрыва в двух больших универмагах (чтобы "наказать капиталистов"), они перешли к атакам на издательство Шпрингера, на немецкое посольство в Швеции, оставляя за собой кровавый след. В 1970 году Баадера арестовали, но свои устроили ему побег, и группа сбежала в Иорданию. Там Организация Освобождения Палестины пыталась обучить их военному делу, но они были слишком ленивы и избалованы, отговариваясь тем, что они "городские партизаны". Когда их арестовали в 1972 году, ненавидимые ими власти (правила тогда коалиция социал-демократов и христианских демократов) были запуганы левой прессой и обеспечили им в тюрьме роскошные условия: большие камеры с двумя окнами, масса книг, возможность свободного общения. Они получали 16 газет. Их адвокаты приносили им не только тайные письма, но и оружие! Для суда прямо в тюрьме — из соображений безопасности — построили зал, который обошелся в 120 миллионов марок. Следствие шло больше двух лет, суд более полугода.

Еще до вынесения приговора Майнхоф, которая конфликтовала с товарищами, повесилась в камере. Несмотря на искусственное кормление, заморил себя голодом Майнс, автор брошюры "Как делать коктейль Молотова" (самодельные бутылки с горючей смесью). Группа Баадера получила пожизненное. Но их последователи на воле продолжали их дело. Был убит прокурор, потом руководитель крупного банка, потом похитили председателя ассоциации промышленников Шлейера. Осенью 1977 года четверо арабов захватили самолет рейса Майорка — Франкфурт, убили командира и потребовали освободить "красноармейцев" и двух палестинских террористов. Немецкой спецгруппе удалось застрелить похитителей и освободить самолет на аэродроме в Сомали. Похищенного Шлейера убили уже тогда (этим кончается фильм), когда верхушка "красноармейской" банды была на том свете. Энсслин повесилась, Баадер и Распе застрелились. Уцелела лишь одна террористка с четырьмя ножевыми ранами на груди, которая до сих пор утверждает, что их всех убили. Следствием это не подтвердилось.

Группа продолжала преступления до 1993 года и самораспустилась в 1998 году.

Смотреть весь этот кровавый абсурд жутко еще и потому, что все это продолжается. Только что мы видели по телевидению бесчинства анархистов и прочего сброда на встрече западных руководителей в Питтсбурге. Шон Хэннити с канала "Фокс-ньюз" пытался разговаривать с двумя непробиваемыми девицами-демонстрантками, но они бубнили про преступления американской военщины и бесчеловечность капитализма.

В Германии к фильму Эделя отнеслись по-разному. Сын убитого промышленника Шлейера считает, что авторы правильно показали "красноармейцев" как "безжалостную банду убийц". Дочь Понто, руководителя банка, с которым в 1977 году расправились, ворвавшись к нему домой, была травмирована этим эпизодом как вторжением в частную жизнь семьи. Журналистка Беттина Роэль, дочь Ульрики Майнхоф, выступила против слишком бесстрастного, по ее мнению, тона фильма. Она опасается, что это выглядит не как осуждение, а как возвеличивание террористов, и что в нем можно усмотреть попытку "понять" их действия. По ее мнению, это "стопроцентно неправильно". Роэль всегда выступала с резким осуждением группы, к которой принадлежала ее мать.

Фильм был номинирован на премию Германии, на премию Британской киноакадемии, на "Золотой глобус" и на "Оскар" в США. Но получил награду только от Баварии. Западные кинематографисты как огня боятся прослыть реакционерами, осуждающими "революционную" молодежь.

****


    ***** — замечательный фильм
    **** — хороший фильм
    *** — так себе
    ** — плохой фильм
    * — кошмарный

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки