МОСКВА В БЕЛЬГИИ
Moscow, Belgium / Aanrijding in Moscou
Art houses
Режиссер Кристоф Ван Ромпе
Мы видим так мало бельгийских фильмов (да их, конечно, и делается очень мало), что эту картину можно смотреть просто из любопытства. Нам известны братья Дарденн из Бельгии, получившие немало международных премий. Теперь вот к ним присоединился 39-летний дебютант Ван Ромпе. Его фильм тоже получил несколько премий. Три на фестивале в Каннах: две от организаций, сокращения которых мне неизвестны (АСID и SACD), одна под названием "Большой Золотой Рельс" — может быть, от железнодорожников? Хотя в картине их нет. Премия на фестивале в Денвере имени Кшиштофа Кислевского. Это великий, ныне покойный польский кинематографист. При большом желании можно найти некоторое поверхностное сходство между его творчеством и фильмом Ван Ромпе. Премия в Цюрихе "Новый талант". Премия в Минске исполнительнице главной роли Барбаре Сарафиан за воплощение образа современной женщины.
Действие происходит в рабочем пригороде Гента, под названием — (Бог знает, почему) — Москва. Может быть, фламандцы назвали его так в порыве симпатии после войны, в честь победителей нацизма.
В унылой стандартной многоэтажке здесь живет женщина по имени Матти с тремя детьми, брошенная мужем Вернером. Он учитель рисования и ушел к молоденькой ученице. Матти работает на почте и надеется на возвращение Вернера. Это мрачная распатланная женщина, сохраняющая, несмотря на свои горести, грубоватое чувство юмора. На стоянке у магазина машина Матти сталкивается с грузовиком, разбивающим ей багажник. Матти и водитель грузовика во весь голос осыпают друг друга руганью. Американским зрителям в моем кинотеатре это показалось ужасно смешным. Вообще некоторые рецензенты называют этот фильм уморительной комедией.
По не ясным мне причинам Джонни, водитель грузовика, проникается к Матти нежными чувствами. Ему 29 лет, ей 41, но это его нисколько не смущает. Матти начинает с ним встречаться, чтобы отомстить мужу, которого специально вводят в курс событий. Когда Джонни шутливо говорит Матти, как будет по-итальянски "Я тебя люблю", она остроумно отвечает "Поцелуй меня в задницу". Муж действительно начинает ревновать и подумывает о том, чтобы вернуться домой. Выясняется, что Джонни тоже брошен женой, но при довольно мрачных обстоятельствах — он алкоголик, и во хмелю буен. Старшая, 17-летняя дочь Матти относится к нему скептически. У нее есть своя любовная история нестандартного характера. Ее отношения с матерью — самая удачная, живая линия в сюжете.
В конце фильма Матти делает выбор между обоими мужчинами. Неизвестно, принесет ли он ей что-нибудь хорошее.
На сайте "Гнилые помидоры" подавляющее большинство рецензентов фильм одобрило. Опять я нахожусь в подавленном меньшинстве. Любопытно, что согласный со мной критик по имени Дж. Джонс из Chicago Reader выразил точь-в-точь то же самое, что чувствую и я. Он написал: "Фильм страдает от того, что его не слишком подходящие друг другу любовники так последовательно неприятны". Вот и мне они показались малосимпатичными, и поэтому их переживания — неинтересными. Но это мнение наше с Джонсом, а у зрителей оно может оказаться совершенно другим, совпадающим с мнением тех, кто увенчал картину наградами.
****
ЗНАНИЕ
Knowing
Идет везде
Режиссер Алекс Пройяс
Любопытно, что на интернете многие зрители (которым фильм, в общем, понравился) хором отмечают его необычность и оригинальность, вызвавшие у них удивление. Я тоже была удивлена. Дело в том, что в картину допущены некоторые религиозные мотивы. Один зритель прямо так и написал — мол, не понимаю, как руководство студии это разрешило. Голливудский воинствующий атеизм всем так привычен, что отступление от него расценивается как новация.
По этой же причине критикам на сайте "Гнилые помидоры" фильм, естественно, не понравился — кинокритика в Америке преимущественно левая. Но критикуют не очень свирепо, потому что вообще-то фильм неплохой.
Религия в него проникла, потому что это позволяет жанр. В "Знании" смешаны триллер с научной фантастикой, и сюда хорошо ложится изрядная доля мистицизма. На меня это подействовало освежающе. Все-таки какое-то дыхание духовности, пусть и голливудско-приключенческо-развлекательной.
Героя фильма, профессора по имени Джон, играет Николас Кейдж. К этому 45-летнему актеру, племяннику режиссера Фрэнсиса Форда Копполы, многие относятся скептически. Считают, что в последнее время он разменял свой талант, снимаясь во всякой ерунде. У меня претензий к нему нет. Выбрали его точно — он хорошо воплощает нужную здесь мировую скорбь. Роль несложная. Играет, как говорится, грамотно — и спасибо.
Джон — вдовец, воспитывающий сынишку Калеба. Чтобы было понятно, как он грустит по жене (погибшей в несчастном случае), он беспрестанно пьет. Это не мешает ему преподавать. На лекции он обсуждает со студентами действительно увлекательную, вечную проблему: является ли наша жизнь цепью случайностей, или она подчинена некоей предопределенности. Не часто приходится слышать с экрана слово "детерминизм". Джон как ученый склоняется к теории случайностей. Но тут начинается фантастика.
50 лет назад в нью-йоркской школе девочка Люсинда придумала, что надо зарыть в землю капсулу с детскими рисунками, изображающими будущее. Педагоги это одобрили, и дети принялись рисовать. Все, кроме автора этого здорового почина — странной и мрачной Люсинды. Она вложила в капсулу листок, густо испещренный цифрами.
Прошло полвека, капсулу вытащили, и сынишка Джона принес домой этот листок. Профессор всмотрелся и обнаружил, что девочка была пророком. Она написала даты всех страшных катастроф, случившихся за 50 лет, и число погибших людей. Осталось только три даты несчастий, которые еще не сбылись.
Но на наших глазах начинают сбываться.
Все критики очень хвалят две первых катастрофы (с самолетом и поездом) — они и вправду умело поставлены. А дальше дело оборачивается совсем худо. Не зря у дома профессора то и дело появляются странные фигуры в плащах, похожие. по словам одного критика, на немецкую рок-группу. Неспроста они приносят черные камешки. Не случайно нам показывают изображение библейского пророка Йезекиила, который имел видения и воскрешал мертвых. И даже старая Библия мелькает на экране. А то, что отец профессора — пастор, с которым Джон давно поссорился, а под конец фильма мирится — тоже не просто так. Также в фильме появляются дочка и внучка пророчицы Люсинды (уже покойной), и принимают участие в действии.
Я вообще приветствую все фильмы про конец света, поскольку мне кажется, что он уже начался.
Позволю себе маленькое отступление. В самом начале перестройки в СССР был сделан фильм как раз про конец света — к своему стыду, за 25 лет я забыла название и авторов. Хорошая картина, тогда такие только-только начинали делать, потому что стало можно. На обсуждении выступил Ролан Быков. Хвалил кино. Очень спокойно, как бы между прочим, сказал: "Как известно, мы уже живем при апокалипсисе". И никто не стал возражать.
Авторам "Знания" тоже известно, что апокалипсис уже пришел. И в финале они его показывают. Но как люди, верующие в предопределение и как американцы в силу своего национального характера — они этот апокалипсис делают довольно оптимистическим. Ну что ж, имеют право.
****
ВЕЛИКИЙ БАК ХАУАРД
The Great Buck Howard
Art houses
Режиссер и сценарист Шон Мак-Гинли
Как нам сообщают в финальном титре, автор фильма отдал в нем дань восхищения фокуснику и гипнотизеру, выступавшему под именем Поразительный Крескин. В сценарии его зовут Великий Бак Хауард, и играет его не кто иной, как Джон Малкович. Делает он это с удовольствием и, как всегда, очень хорошо.
Бак — стареющий шоумен. Старшее поколение зрителей, особенно в провинции, хорошо его помнит и принимает. Но времена меняются, и ясно, что слава Бака уже позади. Самый зловещий признак — что телевизионная знаменитость Джей Лено не хочет его приглашать на свою передачу, хотя предыдущий "хозяин" передачи, Джонни Карсон, приглашал Бака 61 раз! За это Бак называет Лено сатаной.
Гвоздь выступления Бака — финальный трюк. Он отдает зрителям пачку денег — свой гонорар за вечер, и уходит за кулисы в сопровождении двух "проверяющих". Зрители в его отсутствие прячут деньги в зале. Бак появляется, проходит по залу, и неизменно их находит у кого-то в кармане, в ботинке или даже в бюстгальтере. И никто не свете не знает, как он это делает — даже его молодой помощник Трой.
Этого Троя играет приятный молодой человек, у которого есть один недостаток. Он начисто лишен актерского дарования и "присутствия" на экране. Но зато он старший сын Тома Хэнкса от его первого брака. Чтобы дать сыну сыграть большую роль, ослепленный родительской любовью Хзнкс стал одним из продюсеров фильма, и даже сам выступил в роли отца Троя. Когда их видишь рядом на экране, становится особенно понятно, чем превосходный актер отличается от далеко не такого превосходного. Не думаю, чтобы у 32-летнего Колина Хэнкса впереди было большое актерское будущее, хотя он, оказывается, снимается — в основном, на телевидении.
Забавно, что в фильме отец как раз все время уговаривает сына бросить то, чем он занимается.
Все остальные актеры, даже на эпизодических ролях, очень хороши. Замечательно играет полного идиота мой любимый комедийный актер Стив Зан. Картина занимательная и трогательная. В историях про стареющих шоуменов, особенно из "низких" жанров — фокусников, клоунов, разговорников — всегда есть что-то особенно достающее до сердца. Недаром про них делали кино и Чаплин ("Огни рампы"), и Феллини ("Клоуны"), и Бергман ("Фокусник").
****
ГОНКИ К ВЕДЬМИНОЙ ГОРЕ
Race to Witch Mountain
Идет везде
Режиссер Энди Фикмен
Это детский приключенческий фильм. Главную роль играет 37-летний профессиональный борец Дуэйн Джонсон по прозвищу The Rock — "Скала". С 2001 года знаменитый спортсмен стал сниматься в кино, и за первую же главную роль получил пять с половиной миллионов долларов. Его кинокарьера складывается удачно. Джонсон — афроканадец по папе и полинезиец по маме — красивый, симпатичный и не лишенный актерских способностей исполнитель.
Наредкость идиотический сюжет состоит в том, что в машину к Року — водителю такси в Лас-Вегасе — садятся двое инопланетян в образе белокурых американских подростков, брата и сестры. Дома на далекой планете их родители боролись за защиту окружающей среды, и потому были посажены в тюрьму жестокими властями. Дети прибыли в тарелке на Землю с целью перенять опыт в деле защиты среды. Тарелкой завладели гнусные американские власти и засунули ее в тайную базу на Ведьминой горе. По приказу из Вашингтона (ясно, что от президента) в плен берут и детей, называя их нелегальными чужеземцами, и явно собираются их пытать. Тут же околачиваются инопланетные злодеи, не поленившиеся тоже прилететь с далекой планеты, и регулярно вмешиваются в действие. Но главные враги все-таки — американское правительство, и весь фильм герои ведут с ними отважную борьбу.
Я вот все думаю — чего конкретно добиваются голливудские либералы, бесконечно вдалбливая детскому зрителю, что избранный народом президент США, силы безопасности, и американская армия — мерзавцы и бесчувственные негодяи. Осознают ли они, что делает их пропаганда с юным сознанием?
Впрочем, теперь это, конечно, изменится. Будет сделан поворот "все вдруг", и скоро мы получим множество фильмов, где могучий и добрый американский президент вступает в борьбу с нехорошими банкирами и богачами.
"Гонки" сделаны не талантливо и не интересно. Даже приличных спецэффектов и выигрышных сцен в фильме нет.
*
ДВОЕДУШИЕ
Duplicity
Идет везде
Режиссер и сценарист Тони Гилрой
Название этого фильма можно перевести также словами "коварство", "двуличие", "обман" и "ложь". Всё это вместе и составляет его не слишком богатое содержание.
Автор фильма, Тони Гилрой — сын драматурга, пьеса которого "Говорили о розах" была награждена Пулитцеровской премией и даже шла в Советском Союзе. 53-летний Гилрой-сын тоже добился успеха: он изготовил сценарии всех фильмов о приключениях Бурна. В них непотопляемый агент ЦРУ в исполнении Мэтта Дэймона побеждает всяких врагов, главный из которых — его собственное предательское агентство. Затем Гилрой в 2007 году дебютировал как режиссер фильмом "Майкл Клейтон" по собственному сценарию. В нем сыщик на службе крупной корпорации (в исполнении Джорджа Клуни) борется с врагами, главным из которых оказывается его собственная предательская корпорация. Фильм был номинирован на несколько "Оскаров", но получил одного — за женскую роль второго плана.
Свое отвращение к крупному бизнесу и к ЦРУ Гилрой претворяет в искусно скроенные развлекательные истории, что широко открывает перед ним голливудские двери и обеспечивает участие в его фильмах крупных звезд. Он, несомненно, профессионал высокого класса. Его фильмы хорошо сыграны, великолепно сняты и точно смонтированы (его родным братом). Сюжеты построены на перипетиях (то есть, неожиданных поворотах действия на 180 градусов), и видно, что эта игра с сюжетными прыжками доставляет автору массу удовольствия.
В "Двоедушии" этих перипетий столько, что за ними трудно уследить. Стивен Спилберг, который подумывал о том, чтобы поставить этот сценарий, по прочтении счел за лучшее отказаться — слишком запутанный сюжет. По этой же причине во всех крупных кинотеатрах фильму отводят не слишком много сеансов. Не дай Бог, зрителям придется напрягать мозги.
Но в фильме есть и приманка для публики — Джулия Робертс. Она играет сотрудницу ЦРУ по имени Клер. Как-то в Дубае по служебному заданию Клер обольстила Рэя из "Интеллидженс сервис", дала ему снотворное и выкрала у него какой-то шифр. Так в постели началось это обидное для Рэя знакомство. Впоследствии оно перерастет в большое и светлое взаимное чувство. В роли Рэя — английский актер Клайв Оуэн.
Затем оба агента уходят с госслужбы и поступают работать в отделы безопасности двух крупных фармацевтических фирм, которые отчаянно враждуют между собой. Гилрой не отказал себе в удовольствии показать в мастерски сделанном прологе к фильму, как отвратительны оба руководителя этих компаний.
При этом Клер работает в одной фирме, но шпионит для другой. Первая фирма сделала сенсационное изобретение и держит его в тайне. Оно недаром проходит под кодом "Самсон" — это средство от облысения. Оба шпиона решают объединиться, выкрасть формулу и продать тому, кто больше даст. По их расчетам, для счастливой совместной жизни им нужно миллионов сорок, и они уверены, что деньги у них в кармане.
Минут через двадцать после начала фильма у меня закружилась голова от того, что нужно было все время следить, кто сейчас кому лжет, и по какому вопросу. Герои бесконечно врут друг другу, не забывая обманывать начальство и коллег. Те отвечают им таким же образом. Кроме того, сюжет прыгает вперед и назад во времени, а иногда экран разбивается на части, и действие идет на них одновременно.
Пытаясь скакать вровень с сюжетом, как-то упускаешь из виду, что эти элегантнейшие, хладнокровные, холеные герои с обаятельными улыбками — настоящие чудовища. Фильм делает вид, что обман — самое естественное, вполне безобидное и очень увлекательное дело. Жертвы обмана показаны либо как хищники, либо как жалкие дураки — вроде той несчастной женщины, которую Рэй в деловых целях соблазнил, притворившись врачом, спасающим бедных детишек. Сцена, где она рыдает, узнав правду, поставлена как комедийная. Вот уж поистине, Гилрой сочиняет свои фильмы, "добру и злу внимая равнодушно". Я вовсе не требую морализирования и не говорю, что на тему лжи нельзя шутить. Можно и шутить, и даже восторгаться ловкой ложью. Шпионство всегда будут романтизировать. Но обычно чувствуешь, есть ли у автора какой-то нравственный компас.
С Гилроем работает потрясающий оператор Элсвит, превративший и "Майкла Клейтона", и "Двоедушие" в изощренное зрелище. Каждый кадр словно взывает — "Да посмотрите же, какой у нас дивный вкус по части изображения". Что есть, то есть. Но по части морального вкуса явный недобор.
****
ЗАПЕЧАТЛЕННЫЕ МГНОВЕНИЯ
Everlasting Moments
Art houses
Режиссер Ян Троэль
Этого шведского режиссера иногда ставят в один ряд с его гениальным соотечественником Ингмаром Бергманом. В 1971 и 1972 годах фильмы Троэля "Эмигранты" и "Новая страна" получили номинации на "Оскара". Ни до того, ни после он ничего выдающегося не создал. С Бергманом он, на мой взгляд, рядом не сидел и не стоял, и не только потому, что он моложе его на 13 лет. Просто качество и размер таланта абсолютно не сопоставимы.
В Америке этот фильм очень понравился критикам — на сайте "Гнилые помидоры" из 40 рецензий только 5 отрицательных. У американской критики вообще пользуются успехом картины из жизни европейского пролетариата.
История героини фильма, Марии Ларсон — это история бабушки жены режиссера.
Действие начинается в 1907 году. Мария замужем за чернорабочим Зигге, у них четверо детей. Зигге алкоголик, бабник, избивает жену. Она хочет уйти от мужа, но ее отец говорит, что их соединил Бог, и уходить нельзя. Единственное утешение Марии — фотоаппарат, выигранный в лотерею. С помощью доброго фотографа Себастьяна она начинает делать снимки. Это скромные фотографии, на которых сняты ее дети, труп соседской девочки в гробу и другие бытовые сценки. Зигге регулярно бьет Марию, пробует убить ее то утюгом, то бритвой, и так же регулярно увеличивает свое потомство, так что к концу фильма детей у Марии уже семеро. Все это происходит на фоне роста рабочего движения в Швеции, звучат слова "социализм", "анархизм", "проклятые капиталисты", а также выстрелы и взрывы... Друг Зигге, анархист, кончает с собой, и в его память Зигге называет свою лошадь Кропоткиным.
Мне все это смотреть было крайне скучно, и дело вовсе не в материале, а в плохой режиссуре. Персонажи одномерные, действие монотонное. Унылая и плоская картина.
***
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
* — кошмарный
Добавить комментарий