Что идет в кино

Опубликовано: 1 февраля 2009 г.
Рубрики:

ГРАН ТОРИНО
Gran Torino

Во многих кинотеатрах
Режиссер Клинт Иствуд

Торино — это Турин, итальянский Детройт, центр автомобилестроения. На фордовских заводах в Детройте, очевидно, в порядке дружеской переклички, с 1968 по 1976 год выпускали машины модели "Форд Торино". Одна из таких машин — "Гран Торино" 1972-го года — стоит в гараже у героя этого фильма Уолта Ковальски. Он ее холит и лелеет. Про "Гран Торино" даже была песня — она звучит за кадром в финале, и один куплет пропет надтреснутым голосом 78-летнего Клинта Иствуда, исполняющего главную роль.

Про сценарий этой картины уже сложена легенда, что он написан двумя непрофессионалами — один рабочий-строитель, другой торгует отопительными приборами. Что 43-летний строитель Ник Шенк писал его карандашом, сидя в баре у себя в Миннесоте и советуясь с барменом. Словом, выходит, что сценарий явился прямо из толщи народных недр и чудом, при помощи двух купивших его молодых продюсеров из Голливуда, пробился аж к самому Иствуду. А тот мгновенно его принял и стал снимать, не изменив ни единого слова.

В этой легенде много правды, за исключением того, что Шенк, действительно хорошо знающий народную жизнь, вовсе не новичок и уже писал для телевидения. Его сценарий — вполне профессионально сочиненная мелодрама, принесшая Иствуду большой успех. Фильм был выпущен сперва в немногих кинотеатрах, но постепенно набирал силу, и в уикенд 10-11 января собрал 29 миллионов долларов. Столько ни разу не приносили уикендовские сборы фильмов Иствуда, хотя он очень знаменит и имеет четырех "Оскаров" — двух за режиссуру и двух за "лучший фильм".

В картине точно уловлены перемены, происходящие в Америке. Уолту Ковальски, всю жизнь проведшему в цеху на фордовском заводе, они не по душе. Сам он поджарый и костистый, но оба его взрослых сына — толстяки, которые на завод работать не пошли, а преуспели в торговле. Отцу они почти чужие (а внуки тем более). К тому же дети хотят сплавить его в богадельню, чтобы завладеть его домом. Этот дом находится в том районе Детройта, откуда уже разъехались почти все белые. Новые соседи Уолта — азиаты, которых он, ветеран корейской войны, зовет "чурками" и "чучмеками" (gooks, slopes). Это люди из горного племени (пишется "хмонг", произносится "монг"), живущего в Лаосе и Вьетнаме. Во время войны они помогали американцам, а после нее, спасаясь от коммунистов, получили разрешение перебраться в США.

У монгов со строгим Уолтом вроде бы мало общего, и они его раздражают. Но постепенно выясняется, что еда у них вкусная, а их моральные устои Уолту во многом подходят. И враги у них общие — это молодежные банды, будь то мексиканцы, негры или монги, терроризирующие округу. Уолт вступает с ними в борьбу не на жизнь, а на смерть. Через его образ проступают черты персонажа, создавшего славу Клинту Иствуду в 70-ые годы — "Грязного Гарри", беспощадного истребителя преступников.

Уолт берет под свое крыло юного соседа по имени Тао — защищает от банд, воспитывает, устраивает на работу. Это покровительство дает возможность и для комедийных ситуаций, и для трагической развязки.

Крепко сделанная по всем правилам мелодрамы картина хорошо смотрится, нравится зрителям и благожелательно принята критикой (на сайте "Гнилые помидоры" из 139 рецензий 105, т.е.76 процентов — положительные).

****


УЛИЦА РЕВОЛЮЦИОННАЯ
Revolutionary Road

Во многих кинотеатрах
Режиссер Сэм Мендес

Отношение к этому фильму зависит от того, понравился ли вам фильм этого же режиссера-англичанина "Красота по-американски" (American Beauty), сделанный 10 лет назад и награжденный "Оскаром". Если понравился, то в новой картине Мендеса вы, возможно, увидите следующее.

Это глубокая драма людей, которые изнемогают от унылой, монотонной, безнадежной жизни в Америке 50-х годов. Их существование лишено идеала, возвышенных интересов. Молодые супруги Уилеры ведут как будто бы благополучную жизнь: у них двое детей, у мужа хорошо оплачиваемая работа, дом у них красивый и уютный. Но вкус к жизни потерян. Жена пытается побудить мужа вырваться из этой колеи — например, переехать в Париж и начать там все снова. Но ее смутные порывы обречены на провал. Мужа искушают повышением в его торговой фирме, и он уступает. К тому же, выясняется, что супруги ожидают третьего ребенка. В отчаянии, что гибнет ее мечта, молодая женщина совершает трагическую ошибку...

Мое отношение к "Красоте по-американски" было резко отрицательным. Фильм показался мне образцом дешевой, плоской, политически корректной беллетристики, где надо было сочувствовать никчемному герою и его мечте уложить в постель соседскую девочку. Новый фильм Мендеса подтвердил мне, что его любимый кинематограф остается на том же уровне. "Улица революционная" — экранизация романа Ричарда Йейтса, написанного в 1961 году, который я не читала. Некоторые критики считают, что роман об эпохе Эйзенхауэра — хороший, тонкий и умный, и что фильм Мендеса получился гораздо более примитивным. Не знаю — вижу только то, что вычитал из книги постановщик. Вижу истеричную женщину, обозленную на весь мир, потому что из нее не получилось артистки. Поэтому она изводит несчастного мужа, подбивая его на безумный поступок. К своим бедным детям она не питает ни малейшего интереса. Конечно, супругов можно пожалеть за то, что они посредственности, претендующие на незаслуженные награды от якобы не справедливого к ним мира. Посредственности тоже страдают. Но эти высокомерные, ограниченные люди, на мой взгляд, просто бесятся с жиру, не пытаясь открыть в окружающем мире возможность осмысленной и интересной жизни.

Героиню играет жена режиссера — Кейт Уинслет ("Титаник", "Чтец"). Ее мужа — Леонардо Ди Каприо, который плохо играть просто не умеет. Два часа подряд они остервенело кричат друг на друга.

Смотреть на это мне было глубоко неинтересно. Но, конечно, я не хочу навязывать зрителям свою очень субъективную точку зрения и желаю интересного просмотра тем, кто ее не разделит. Из 117 критиков, выступивших на сайте "Гнилые помидоры", со мной согласны только 39, то есть 33 процента.

***


ВЕНДИ И ЛЮСИ
Wendy and Lucy

Art houses
Режиссер Келли Райхардт

Типичный "фестивальный" фильм. Сделан независимой компанией на очень маленькие средства. Скромно и благородно показывает ужасное положение бедняков в Америке. Женщина-режиссер Райхардт преподает кино в колледжах. Монтирует свои фильмы прямо у себя в однокомнатной квартире.

В главной роли здесь 29-летняя актриса Мишель Уильямс. В фильме "Горбатая гора" она играла жену старшего из "голубых" ковбоев, роль которого исполнял Хит Леджер. Мишель и Хит полюбили друг друга, были помолвлены, осенью 2005 года у них родилась дочь. Мишель была выдвинута за "Горбатую гору" на "Оскара". Но два года спустя она разорвала помолвку, и вскоре после этого Хит (успевший сняться в "Темном рыцаре") погиб от передозировки наркотиков.

Про "Венди и Люси" Мишель сказала: "Мы с Келли не обсуждали социальную значимость фильма, не говорили о том, что он политический. Келли не сообщала мне об идеях, которые содержатся в фильме. Я только потом узнала, что она хотела рассказать в нем о положении в Америке".

Сюжет фильма очень простой. Стиль — минималистский. Все снято в подлинных местах действия. Диалога почти нет. Актеров тоже. Действие развивается очень медленно. Героиня — девушка из штата Индиана — едет на машине на Аляску, где надеется получить работу на рыбозаводе. Мы понимаем, что Венди очень одинока. С дороги она звонит сестре, но та почему-то не проявляет к ней никакого интереса. Единственное близкое Венди существо — очаровательная большая собака Люси, ее спутница. В штате Орегон у Венди безвозвратно ломается машина и пропадает собака. С трудом найдя ее через два дня в чужом доме, Венди понимает, что собаке здесь будет лучше, а ей без Люси легче, оставляет ее и продолжает путь в одиночестве, в товарном вагоне.

Общее настроение фильма безнадежно скорбное. Бедная Венди (и особенно Люси) действительно вызывают симпатию и сочувствие. И уже с первых кадров ты понимаешь, как плохо в Америке, когда мало денег. Но, может быть, положение Венди было бы лучше, если бы она не стала воровать в магазине еду для себя и собаки, за что бедняжку повлекли в полицию и оштрафовали на 50 долларов. И если бы она проверила и подготовила машину перед дальней дорогой. И не потащила с собой такую большую собаку. И попыталась заработать или занять чуть побольше, готовясь в путь. Конечно, все эти рациональные соображения отдают черствостью, и если их учитывать, то нельзя было бы сделать такой проповеднически-обличительный фильм. А он проповеднический, хотя критик Сэм Адамс, которому "Венди и Люси" очень нравится, пишет, что Райхардт "проповедует шепотом".

Некоторые критики, подобно мне, тоже проявили черствость. Одна написала, что она видела слишком много таких романтических Венди, которые относятся к жизни безответственно и живут ни о чем не задумываясь. Другой сравнил этот фильм с фильмом Шона Пенна "Into the Wild". Там молодой герой тоже абсолютно не подготовленным едет на Аляску и погибает. Критик счел, что по уму Венди почти не уступает этому юноше.

Но многим рецензентам фильм нравится. Его показывали на фестивалях в Каннах, Нью-Йорке, Торонто, Лос-Анджелесе и Лондоне. Правда, там он ничего не получил, но зато номинирован на премию Независимого кино.

Он короткий, и высидеть его, в общем, можно.

***


БОРЕЦ
The Wrestler

Режиссер Даррен Аронофски
Во многих кинотеатрах

Этот фильм получил премию "Золотой Лев" на Венецианском фестивале. В Америке исполнитель главной роли Мики Рурк награжден премией "Золотой Глобус". Ему также присудили свои награды кинокритики Вашингтона, Бостона, Чикаго и Торонто.

39-летний режиссер Аронофски выбрал для картины экзотический материал — мир профессиональных борцов. Профессиональная борьба (реслинг) имеет мало общего с борьбой классической. Это современное гладиаторство, жестокое и кровавое шоу. Правда, участники плутуют, сговариваются заранее и эффектно пугают зрителей. Но все равно это занятие вредное. Любопытно, что в представлении обычно сходятся "герой" и "злодей". Например, в последней схватке главному персонажу противостоит американец, но прозвище у него Аятолла, и он размахивает иранским знаменем.

Рурк играет Рэнди Робинсона, знаменитого борца 80-х годов. Его внешность неописуема — лоснящаяся "груда мускулов", увенчанная физиономией, словно вырубленной топором, и длиннющей гривой выкрашенных перекисью волос. Чистый персонаж комикса. Блестящая карьера Рэнди уже позади. Он далеко не молод и абсолютно одинок. Выступает в жалких залах за маленькие деньги. Живет в трейлере. Дочь его ненавидит, а стриптизерша, к которой он неравнодушен, не отвечает ему взаимностью. Мне интереснее всего было смотреть первые полчаса, когда нас вводят в подробности и секреты борцовской жизни. Дальше пошла хорошо сделанная мелодрама с предсказуемым финалом.

Фильм не для слабонервных. Смотреть, как борцы стреляют друг в друга скрепками для бумаги, дерутся колючей проволокой, швыряют противника с размаха на ринг и прыгают ему на спину — удовольствие особого рода. Понятно, что жуткие борцовские трюки выполняет не сам Рурк, а дублеры и компьютер, но все же кое-что делает и он с полным правдоподобием

Рурк играет хорошо, и когда требуется, убедительно обнаруживает в своем свирепом герое мягкость и человечность. Ему придумали и смешной эпизод — когда Рэнди подрабатывает за прилавком продуктового магазина, и это вполне получилось.

Мики Рурк и сам не менее причудливый персонаж, чем Рэнди. Сколько ему лет, неизвестно. Справочники предлагают широкий выбор — от 53 до 60. Отец его был профессиональным боди-билдером, бросившим семью, когда Мики был маленьким. Мать вышла замуж за полицейского с пятью сыновьями. Они переехали в бедный район Майами, населенный афроамериканцами, где Мики и вырос. Учеба его нисколько не занимала. Интересовался он только спортом, а позднее — и актерством. Одно время был профессиональным боксером. Обожает мотоциклы. Снялся во многих фильмах. Работать с ним любят далеко не все, потому что он человек непредсказуемый и может выкинуть, что угодно. Актриса Ким Бэсингер назвала его "человек-пепельница" — отсюда недалеко и до "помойки". Он был неудачно женат два раза на актрисах. В 1994 году был арестован за домашний скандал. Вторую жену, Кэрри Отис, очень любил, ждал, что она вернется. Уже после развода всерьез собрался убить человека, который избил и изнасиловал Кэрри, когда она сидела на героине. К счастью, его утихомирил один из немногих его авторитетов — католический священник.

Рурк — ирландец, верующий католик. В 1989 году даже сыграл в кино святого Франциска Ассизского. Учился актерскому мастерству в институте Ли Страсберга, по системе Станиславского. Одно время владел спортзалом в Западном Голливуде, назвал зал "Шапиро". Говорит, что думает. Недавно приехал из Лондона удрученным не только большим количеством тамошних жителей из "третьего мира", но и их наглым поведением. Является редчайшим примером голливудского актера, который не только не питает ненависти к президенту Бушу, но хвалит его за стойкость в трудные времена и, главное, не боится произнести это вслух.

Фильм, конечно, на любителя, но сделан очень хорошо.

****


    ***** — замечательный фильм
    **** — хороший фильм
    *** — так себе
    ** — плохой фильм
    * — кошмарный

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки