Что идет в кино

Опубликовано: 16 января 2008 г.
Рубрики:

ИСКУПЛЕНИЕ
Atonement

Режиссер Джо Райт

Идет везде

Это экранизация романа известного английского писателя Иана Мак-Юэна. Книга опубликована в 2001 году.

Я не читала роман и могу судить о нем только по фильму. А фильм - душещипательная мелодрама, искусно сконструированная и тщательно рассчитанная. В финале многие зрители вытирают глаза.

Кеннет Теран из "Лос Анджелес таймс", который от "Искупления" в восторге, сообщает, что даже жена писателя плакала, прочитав роман.

Действие начинается в английском поместье незадолго до Второй мировой войны. У хозяев две дочери. Старшая, Сесилия, - красивая девушка с божественной фигурой. Но не античной, а такой, какие "носили" до войны - она стройная, высокая, худая почти до бесплотности. Замечательные костюмы, созданные художницей Жаклин Дерран, сидят на ней так, что глаз не оторвешь. Играет ее Кира Найтли, известная по "Пиратам Карибских морей", где она носит треуголку и фехтует на палубах.

Младшей, Брайони - тринадцать лет. Это самоуверенная девочка, которая пишет пьесы, а мама ее за это хвалит. Третий персонаж драмы - Робби, сын одной из служанок, очень приятный молодой человек. Хозяин поместья оценил юношу и помог ему получить образование в Кембридже вместе с Сесилией. Он собирается учиться дальше на врача.

Играет его Джеймс Мак-Эвой. Те, кто видел фильм "Последний шотландский король", вероятно помнят его в роли доктора, приближенного к африканскому сатрапу Иди Амину.

Сесилия и Робби явно неравнодушны друг к другу. У Брайони это вызывает живейший интерес. Возможно, она сама влюблена в этого обаятельного представителя низшего класса и ревнует его к сестре. Живое воображение и тайные эмоции Брайони накладывают отпечаток на то, что происходит в поместье в один жаркий день, когда приезжают гости. Это двое малолетних кузенов, юная кузина и наследник шоколадного "короля", которого привозит с собой брат Сесилии и Брайони. К ужину приглашен и Робби (что некоторые рецензенты находят неправдоподобным для того времени).

Днем случаются некие события - купание в фонтане, передача письма, встреча Робби и Сесилии в библиотеке - которые Брайони истолковывает по-своему. Они ее пугают и шокируют. Должна сказать, что когда мне показали содержание написанного Робби письма (всего в одно слово), то на меня оно тоже произвело весьма сильное и неожиданное впечатление, а образ героя как-то переменился.

Вечером же происходит кое-что посерьезнее. Все гости становятся участниками драмы. В поместье вызывают полицию. И тут Брайони совершает то, что некоторые критики называют "импульсивным поступком". На самом деле это чудовищная подлость, разрушающая две жизни.

Проходит пять лет. Вместе с Робби, одетым в солдатскую форму, мы переносимся в Дюнкерк 1940 года. В то время в разгаре была битва за Францию. На помощь французской армии пришли англичане. Но немцам удалось окружить большую группу англо-французских войск и вытеснить их на северное побережье Франции, в район порта Дюнкерк. До сих пор не совсем понятно, почему нацисты всех их не уничтожили. Видимо, не считали это первостепенной задачей. Черчилль срочно мобилизовал 900 судов, и они эвакуировали 220 тысяч англичан и 120 тысяч французов. Так что это был разгром, но без катастрофических человеческих потерь.

Режиссер Райт тщательно поставил длиннейший проезд камеры по берегу, где ждут спасения разбитые войска. Это стилизованная, почти сюрреалистическая картина, составленная из самых разных элементов. Тут пристреливают лошадей, молятся, бинтуют раны, купаются нагишом. На огромном экране показывают фильм "Набережная туманов" с Жаном Габеном, вдали вращается колесо обозрения. А перед тем, как герой выходит на берег, он видит в лесу трупы девочек-школьниц, жертв массового расстрела. (Правда, не совсем понятно, зачем нацистам понадобилось их убивать. В романе этого нет.)

Таким образом, вводится тема ужасов войны. Затем ее подхватит показ страданий в госпиталях (где работают Сесилия и Брайони), и она достигнет кульминации к финалу - когда мы узнаем о судьбе всех трех героев.

Фильм сделан безукоризненно с профессиональной точки зрения. И сыгран хорошо, и снят великолепно. Все там очень живописно. Как простодушно (или, наоборот, лукаво?) написала одна рецензентка, "иногда просто хочется посмотреть что-нибудь красивое".

Но я почему-то не ужасалась в середине и не плакала в конце. Около 83 процентов критиков (если судить по вебсайту "Rotten Tomatoes") считают фильм совершенно замечательным. Я солидарна с остальными 17 процентами. Правда, я не считаю, как один рецензент, что это "профессионально исполненная и безупречно смонтированная скука". Но присоединяюсь к Энтони Лэйну из журнала "Нью-Йоркер", который написал, что он почти ничему там не поверил.

* * * *

ЗАПУСК ВОЗДУШНОГО ЗМЕЯ
The Kite Runner

Режиссер Марк Форстер

Идет везде

Халед Хоссейни родился 42 года назад в Кабуле, в семье афганского дипломата. Его мать была учительницей. В конце 70-х, когда отец Халеда работал в Париже, он решил не возвращаться в Афганистан - там уже произошел коммунистический переворот, инспирированный Советским Союзом. В 1980 году - Халеду было 15 лет - семья перебралась в США. Сперва бедствовали, сидели на пособии. Но Халед поступил в университет, выучился на врача, стал работать. А в 2003 году написал роман "Запуск змея", который вскоре занял третье место в списке американских бестселлеров. Его тираж на нескольких языках составил 8 миллионов экземпляров. Автор был приглашен четой Буш на прием в Белый Дом.

В 2007 году Хоссейни съездил на родину и услышал там рассказы тех, кто пережил войну с СССР и правление талибов. Сейчас он выпустил вторую книгу "Тысяча блистательных солнц", это история двух афганских женщин.

Роман "Запуск воздушного змея" можно было бы озаглавить так же, как книгу Иэна Мак-Юэна: "Искупление". Это история Амира, сына богатого афганского бизнесмена, который искупает свое прегрешение. Действие начинается в 1976 году, когда Амиру 12 лет. В Афганистане еще спокойно. Амир дружит с Хасаном, сыном домашнего слуги. Хасан предан молодому хозяину всей душой. Вместе они запускают воздушных змеев. Это популярное развлечение, где главное удовольствие - сбить чужого змея. Сбивает змеев Хасан, а слава достается Амиру.

Хасан, по-нашему, нацмен. Он принадлежит к племени хазара, которое пуштуны не любят и презирают. Местное хулиганье преследует Хасана и, в конце концов, вершит над ним страшную расправу. Амир это видит, но прячется и не вступается за друга. Его начинает преследовать чувство вины, которое обращается в гнев против кроткого, незлобивого Хасана. Доходит до того, что Амир совершает по отношению к Хасану прямую подлость. Отец Хасана не хочет после этого оставаться в доме хозяина. И хотя отец Амира, неожиданно для нас, принимает это слишком близко к сердцу, удержать слуг ему не удается.

После советского вторжения семья Амира бежит из Афганистана. Амир вырастает в Америке. Но, узнав о том, кем ему на самом деле приходился Хасан (убитый талибами после войны), он едет на родину, чтобы спасти Зораба, сынишку погибшего, и проявляет там отвагу в схватке с талибами.

Поверить в то, что избалованный и трусливый Амир вырос и превратился в героя, нелегко. А спасение Зораба и вовсе сделано по канонам голливудских сказок. Но "Запуск змея", так же, как "Искупление", - хорошо придуманная мелодрама. А этот жанр требует, чтобы мы допускали известное неправдоподобие сюжета.

Большое достоинство фильма в достоверности его атмосферы и деталей. Ужасы и советской оккупации, и правления талибов переданы скупо, но впечатляюще. Будем надеяться, что такие эпизоды, как казнь талибами женщины на стадионе, откроют многим американцам глаза "и это, может быть, прибавит им ума" (как пелось в замечательной подпольной песне 60-х годов "Мы всю Америку оденем в галифе".)

Поставил фильм 38-летний Марк Форстер - немец, выучившийся на режиссера в Америке. На его счету несколько хороших картин, в том числе Monster's Ball (2001), за который Хэлли Берри получила "Оскара", и Finding Neverland (2004), где Джонни Депп был на эту премию номинирован.

Афганистан для "Запуска змея" снимали в Кашгаре (Китай).

* * * *

СЭВИДЖИ
The Savages

Сценарист и режиссер Тамара Дженкинс

Во многих кинотеатрах

У 40-летнего актера Филипа Сеймура Хофмана сейчас золотой период. Он нарасхват, и везде играет очень хорошо. За "Сэвиджей" и он, и его партнерша, прекрасная актриса Лора Линни, вполне могут получить номинацию на "Оскара". Пока что фильм имеет уже несколько премий.

Для Хофмана это был бы второй "Оскар", первого он получил два года назад, сыграв писателя Трумэна Капоте.

На "Золотой глобус" "Сэвиджей" выдвинули как комедию. Это одна из самых печальных и унылых картин, какие я видела. Конечно, можно сказать, что это такая "чеховская" комедия. Тем более, что герои - интеллигенты.

Хофман и Линни играют Джона и Венди Сэвидж - брата и сестру. Джон - профессор литературы и пишет книгу про Брехта. Венди пытается сочинить пьесу и рассылает повсюду письма с просьбой о грантах. Они живут на Восточном побережье, а в Аризоне у них есть отец, которого они не любят и давно не видели. Но престарелая сожительница отца внезапно умирает, а ее родственники не хотят иметь со стариком ничего общего. Тем более, что старик вздорный, с тяжелым характером и признаками крепчающего маразма. Так что детям приходится забрать его на Восток и устраивать в богадельню.

Общая атмосфера фильма просто кошмарная. Всюду царит холодная бесчеловечность. Про богадельню я уж не говорю. Там единственный свет в окошке - добрый чернокожий медбрат из Нигерии. Но и в личной жизни героев полный мрак. Венди состоит в мучительной и не нужной для нее связи с женатым человеком. Джон живет с женщиной из Польши. За завтраком он каждый раз плачет, потому что виза у его герлфренд истекает, а Джон не хочет на ней жениться. В результате несчастная уезжает обратно в Польшу.

Лишь после смерти отца, отравлявшего им существование, в жизни героев намечаются какие-то слабые просветы.

Я не смогла вызвать в себе сочувствия к этим занудам. Некоторые критики считают, что во всем виноват отец, который плохо обращался с ними в детстве. Поэтому они не могут нормально жить. Возможно.

Наверно, я слишком строга и категорична. Картину можно рассматривать и как рассказ о не приспособленных к жизни людях, которые, однако, пытаются к ней приспособиться и как-то жить со своими проблемами. Это настоящее геройство.

Как бы там ни было, не могу утверждать, что этот фильм поднимет вам настроение.

* * * *


    * * * * * — замечательный фильм
    * * * * — хороший
    * * * — так себе
    * * — плохой
    * — кошмарный

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки