Илья Леленков - современный российский литератор, поэт. Пишет яркие, интересные стихи, которые публикует у себя на Фейсбуке и на “Стихи.ру”. Окончил инженерно-строительный институт (МИСИ). Автор трех книг стихов: “Дума о хорошем” (2009), “Пятнадцать огурцов и одно мороженое” (2014), “Завалили не того” (2019). Финалист премии Независимой газеты “Нонконформизм” (2013, 2017), финалист Международного поэтического конкурса им. Н.С. Гумилева “Заблудившийся трамвай” (2015), обладатель специального приза премии “Антоновка. 40+” (2020), лауреат Григорьевской поэтической премии (2021).
- Илья Евгеньевич, очень рад возможности задать вам вопросы. Я долго к этому шел. Ваше определение поэзии?
- Ну и вопрос… Признаюсь, заставили почувствовать себя школьником, не готовым к экзамену. Ну и залезть, как водится, в шпаргалку-интернет. И, честно говоря, слегка прифигеть: надо же, сколько великих, замечательных людей определяли. Неопределяемое. Наверное, ближе всего: «бескорыстное враньё». Как у детей. О смерти, о любви, о вечности, о боли. А вообще-то, каждый раз заново определяю, читая стихи в том же интернете. По первым двум-трём строчкам определяю – читать дальше или нет. А потом каждый раз индивидуально – стихи впускают в себя и что-то там с тобой делают. Или - нет.
- Были различные века русской поэзии: “серебряный”, “золотой”... Как бы вы назвали нынешний век?
- Серебряный век лет сто назад закончился? После этого столько всего было! Например, война. Поэзия официальная, неофициальная. “Шестидесятники”. Я, к примеру, начинал осмысленно писать в начале нулевых. Тогда нас называли - «сетевые поэты». Далее всё перемешалось – «сетевые» стали «бумажными», опубликовавшись в журналах, а «бумажные» – «сетевыми», выкладывая стихи в своих соцсетях. Количество поэтов выросло в разы. Какое-то доминирующее направление определить невозможно. Да и не нужно.
- Как бы вы сами окрестили свое направление в поэзии?
- В одном из изданий меня определили как “поэта-сказочника”, пишущего сказки о ненужных людях. Я - не против.
- Кто из поэтов-классиков на вас больше всего повлиял, и почему?
- В юности читал, как и все – и Есенина, и Блока, и Маяковского. Брюсов, Гумилев, Заболоцкий, Ходасевич. Даже Мережковского читал. Кто повлиял, не могу сказать. Наверное, всё прочитанное каким-нибудь образом влияет. Хотя вру. Уже в более зрелом возрасте повлиял Буковски. Потом я от него мучительно (ха-ха) избавлялся.
- А из современных поэтов кого можете отметить?
- Немиров, Лесин, Емелин, Кабанов. Максим Жуков, Алексей Григорьев, Дмитрий Плахов. Много молодых имён. Вообще много отличных поэтов, в том числе девушек.
- Вы всячески открещиваетесь в интервью от слова "поэт" применительно к вам, наверное потому, что сказать о себе что ты - поэт, это все равно что сказать что я/ты - хороший человек. Спрошу поэтому так: не планирует ли стихотворец - Илья Леленков, выпускать новую книгу?
- Да потому что, какой я поэт? Поэт должен полностью отдаваться поэзии – работать или сторожем, или курьером, или, в крайнем случае, на полставки в редакции, ходить немытым и нечёсаным на все поэтические мероприятия, выпивать там с кем нужно, нахваливать кого надо. И при каждом удобном случае читать свои стихи. Моя же работа настолько далека от литературы и настолько засирает мне мозг, что во время бессонных ночей я не рифмую себе под нос очередные шедевры, а пытаюсь решать какие-то насущные проблемы рабочего, мать его, характера.
А вообще-то я серьезно насчет «отдавать всего себя». Без этого ничего значительного добиться нельзя – и не только в поэзии, везде. А для меня же стихи и то, что вокруг них, – быть может, процентов 10, не больше...
Пишу я мало и медленно. Книжку пока складываю. А выйдет ли она – это как карты лягут.
- Вы родились и живете в Московской области, в Мытищах, если верить интернету. Как изменилась жизнь в Мытищах за последние 20–30 лет?
- Интернет врёт, как всегда. Из Мытищ я уехал в 1987 году. Изменились они, как и всё у нас, только ещё хуже. Я там больше вообще ничего не узнаю.
- А сейчас живете в Москве?
- Да.
- Вы закончили Московский инженерно-строительный институт (МИСИ). Этот вуз заканчивало много великих: учился Высоцкий, его друг - Игорь Кохановский. Всех не упомнить. Согласны ли с тем, что человек, который пишет стихи и вправе называть себя поэтом, должен закончить непрофильный ВУЗ? Ну, так сказать, чтобы набраться жизненного опыта побольше. В ЛИТе же учат только технике, а вы, “граждане-студенты”, разбирайтесь в жизни сами как хотите...
- Не знаю, что сказать. Я в ЛИТе не учился. Возможно, чтобы найти себя, кому-то стоит, например, отслужить в армии или пойти работать на стройку. А кто-то после такого опыта легко может в себя и не вернуться.
- Вы начинали с рока. У вас даже была с другом своя рок-группа - "Портвейн". Вы захотели играть под влиянием “Битлов”, не так ли?
- Да ну, это было не серьёзно. Ни играть, ни петь мы толком не умели. Но очень хотели. Я писал тексты. Приблизительно такие:
Я проснулся с больной головой
Я приготовил себе коктейль
Намешал в него пиво и тархун
И выпил его за пять минут
И теперь в голове моей кайф
И руки мои теперь не дрожат
Я поставлю себе лайв из лайф
Хотя это меня раздражат
Это в 16 лет где-то было написано. А название да, было хорошее, в духе времени.
- Но "битником" вы себя не считали?
- Да каким битником, я с 17 лет работаю?! Хипповали да панковали во времена СССР в основном только отпрыски дипломатов, партийных работников и деятелей искусств.
- А любовь к рок-н-роллу можно как-то перерасти?
- С возрастом всё можно, как ни печально. Вот и тяга к прослушиванию музыки давно прошла, я даже наушники телефонные с собой не ношу.
Кстати, советские меломаны делились: за “Битлз” или за “Роллинг Стоунз”. Я был за “Роллингов”.
- Был такой поэт русского рока - Алексей Дидуров. Вы с ним не пересекались?
- Нет, не пересекались. Хотя чисто теоретически могли. Были общие знакомые.
- А как относитесь к поэзии Дидурова и его знаменитого рок-кабаре?
- По стихам ничего сказать не могу – прошли мимо меня, а к деятельности отношусь с большим уважением.
- Расскажите о творческом дуэте с Иваном Мальцевым, с которым вы писали песни. Сколько в итоге вы сочинили песен?
- Об Иване Андреевиче я узнал случайно, прослушав песню из трибьюта Мирослава Немирова. Понравилось, подписался. А он – на меня. Как-то на день рождения он выложил песню на мой текст. Сейчас, если не ошибаюсь, Иваном написано пять таких песен. Но никакого тандема или дуэта не существует. То есть я никакого участия в создании песен не принимаю – не предлагаю тексты, не обсуждаю варианты, не переделываю что-то по просьбе композитора. Потому что Иван всё делает сам, а мне дарит уже готовый результат своей работы. Мне же остается писать стишки и ждать от Ивана новых песен, каждая из которых для меня, не побоюсь этого слова, - событие.
- Давайте вспомним прекрасного поэта Андрея Новикова, который всячески помогал вам в самом начале творческого пути. Расскажите немного о нем...
- Об Андрюше Новикове всегда вспоминаю с большой теплотой и большой печалью. Как же рано он ушёл от нас! В следующем году ему могло исполниться только 50. Андрей буквально “за уши” втянул меня в литературу – издал две моих книги, вторая стала последней его книгой как редактора, таскал по фестивалям, которые организовывал. Твёрдо убеждён, что, если бы ни он, никакими стихами я бы так долго не занимался.
- Какие стихи или стихотворные сборники Новикова вы можете назвать?
- Единственный сборник стихов Андрея вышел уже после его смерти, в издательстве «Воймега», как и хотел Новиков. Стихотворение могу предложить такое:
Подсудимому всегда полагается
Последнее слово.
Приговорённому —
Последнее желание.
Самоубийца на себя полагается,
Когда умереть есть большое желание.
Почему-то проще сказать: «Прощай!» —
Будто слов на свете не бывает других.
…Иногда только думаешь:
«Вот бы научились прощать
И себя и других…»
- Вы хотели писать прозу, но так особо не облюбовали этот жанр. Поэзия требует полного погружения, концентрации, не так ли?
- Да нет, это жанр прозы меня не облюбовал. Как раз проза требует погруженности, усидчивости, постоянной работы. Стихи писать проще. Их можно хоть на диктофон наболтать, если «накатило». Потом уже сесть – добавить/подправить/выкинуть.
Ну вот когда меня отовсюду выгонят, – тогда, пожалуй, и напишу.
- Вы много путешествуете по миру. Это видно на вашей странице в Фейсбуке. Где в последний раз были и куда хотели бы съездить?
- Был на Алтае. Совершенно потрясающее место, которое желательно посетить всем. Кроме кучи впечатлений, привез и порванный мениск. Сейчас вот лечу колено и собираюсь зимой в Дагестан. Видимо, жизнь ничему не учит. Хочу на Урал и далее на Восток. Но мало ли, чего я хочу. Посмотрим.
- Спортом каким-нибудь занимаетесь? Теннис, бассейн, шахматы, я не знаю еще что...
- Нет, раньше всё было, но надо, так сказать, вовремя переходить на тренерскую работу.
- Какое у вас ощущение от нынешних времен?
- Как сказал поэт: «Времена не выбирают». Но ощущения тревожные.
- Стоит ли ждать просвета всем нам, и какова роль творческого человека во всем этом мировом бедламе?
- Банальности скажу. Роль любого человека быть человеком. Не совершать подлости, не предавать, любить своих близких, прощать и просить прощения.
- Что спасает вас в трудные периоды жизни?
- То, что даёт перезагрузку. Те же путешествия. Алкоголь – хотя теперь всё реже и реже, слишком тяжелы послевкусия. Написание стихов, кстати, тоже из этого списка...
- Прочтите, пожалуйста, несколько ваших стихотворений, самых ключевых для вас...
Насчёт ключевых, не уверен. Но вот в постепенно собираемой книжке у меня поставлены прологом и эпилогом два небольших стихотворения:
*
Позади забытые полощутся ―
экскременты утлого хламья:
перечница, мыльница, калошница,
пепельница первая моя.
Дом не строил, не навозил деревце ―
вдуматься: как будто и не жил ―
не тонул, не спас, не нянчил первенца
и в горячих точках не служил.
Впереди маячащий отрезочек
вопрошает вкрадчиво меня:
перемены? ―
да расслабься:
незачем,
нечего и не на что менять.
*
то ли жмурик, то ли бог
на ветру качался
картридж бледно-голубой
в принтере кончался
дождь пошел и перестал
заплевал все стёкла
дева нежная
в сердцах
мне сказала: всёбля
был дочитан воннегут
съедены пельмени
значит скоро новый год
будут перемены
- Какой вопрос я вам не задал, но вы очень хотите на него ответить?
Хочу не ответить на вопрос, а пожелать вашим читателям перемен. Позитивных, естественно.
- Спасибо вам большое за интересную беседу!
- Спасибо и вам, Артем, за беседу.
Беседовал Артем Комаров
Добавить комментарий