ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ: НА КРАЮ СВЕТА
Pirates of the Caribbean: At «World's End
Идет везде
Режиссер Гор Вербински
Не будем забывать, что первая серия этого фильма родилась просто-напросто из одноименного аттракциона в Диснейленде. Там все было понятно и определенно. В подземном павильоне пиратские корабли стреляли, ядра шлепались в воду, куклы-пираты вопили, высаживались на берег, грабили мирных жителей, гонялись за перепуганными женщинами и размахивали украденными курицами. То есть, занимались своим прямым делом. Дети-зрители дрожали от ужаса.
Потом, правда, в газетах был поднят вопрос о том, что за женщинами надо гоняться более целомудренно, исключительно с целью грабежа и убийства. Дабы детям не пришли в головы какие-нибудь неприличные мысли. В нашей стране, где охват населения порнографией достиг небывалых высот, такая забота о моральном облике пиратов выглядела особенно трогательно. Не знаю, чем это кончилось.
Но, поскольку денег у «Диснея» много, решили сделать фильм с размашистыми спецэффектами. Оригинальность ему придал великолепный актер Джонни Депп. Ему, вероятно, было скучно играть впрямую пиратского капитана Джека Спэрроу. Депп решил повеселиться, сделал ему подведенные глаза и придал двусмысленную манеру поведения. Необычный капитан сразу завоевал зрительскую любовь и вывел экранизацию аттракциона в разряд большого бизнеса. «Пираты» заработали для студии «Дисней» ошеломляющие деньги по всему миру и превратились в одну из священных коров киноиндустрии, которую студия доит уже шесть лет.
Второй фильм, как обычно бывает, утратил заметную долю обаяния и юмора. Нынешний, третий произвел на меня угнетающее впечатление. Он идет два часа сорок пять минут. Стоил бешеных денег. Набит до краев битвами и драками, когда немереное число трюкачей валится в воду с палубы. Но по-настоящему запоминающихся, удивительных спецэффектов, на мой взгляд, нет. И для тех, кто не является «фэном» этого предприятия, фильм скучен и слишком запутан.
Особенно изумляет сюжет.
Диснеевский парковый аттракцион не ставил себе целью привлечь народ на сторону пиратов и вызвать к ним особые симпатии. Да и в первом фильме такие намерения не были заметны. Но постепенно под тяжестью свинцовой лево-либеральной идеологии Голливуда начал происходить перекос.
В начале нового фильма пираты предстают угнетенной, страдающей стороной. По правилам драматургии, персонажи, к которым авторы внушают жалость, должны вызывать симпатии публики. Как не посочувствовать беднягам, которых вздергивают на виселицу в массовом порядке, включая женщин и детей? Эти зверства совершает торговая компания «Ист-Индия». Типичный представитель большого бизнеса. Причем западного, лилейно-белого, имеющего в своем распоряжении военных моряков. Во главе стоит лорд, понимаешь, Беккет, капиталистический злодей. Такой весь из себя чистенький, в завитом парике, и чай, гадина, прихлебывает из фарфоровой чашечки. Типичное лицо врага. Это он лишил пиратов всех гражданских прав и хватает их просто по подозрению. Ничего вам не напоминает из нынешней жизни?
Критику Карине Чокано из «Лос Анджелес таймс» напоминает. Она пишет про лорда: «он временно отменил habeas corpus (закон, защищающий граждан от незаконных арестов - М.Ш.) и стал забирать подозреваемых инсургентов - то есть, извините, пиратов, вешая их без разбора подряд». Вот именно. Поняли, кто такие пираты, а кто президент компании? Поистине, Голливуд не может удержаться от того, чтобы не выплеснуть свою ненависть к Бушу и большому бизнесу на экран при любом случае. Чаще всего это делают мультимиллионеры из большого бизнеса вроде Брукхаймера, продюсера «Пиратов».
Так что главный конфликт картины, проходящий через нее насквозь - это схватка между гадким торговым лордом, желающим пиратов уничтожить, и великим пиратским Братством, против которого авторы фильма вообще-то ничего не имеют.
Говорят, что фильм начали снимать, когда сценарий еще не был дописан. Это похоже на правду, потому что сюжет на редкость громоздок и несуразен, словно его торопливо придумывали на ходу. Введено множество новых персонажей. Все критики хором жалуются, что ничего понять невозможно. Энтони Лэйн из «Нью-Йоркера» пишет: «В одной из сюжетных линий требуется, чтобы Уилл спас Билла, завладев «Черной жемчужиной», но хоть убейте, я не помню, что такое эта «Жемчужина»: корабль, драгоценный камень или вообще сексуальная игрушка, а к тому же, не мог разобраться, чье это сердце находится в ларчике, и кто из моряков на каком именно из этих чертовых кораблей находится в каждую данную минуту».
В результате мучительных изысканий вырисовывается следующее.
Плохой лорд завладел ларчиком с сердцем Джонса, капитана «Летучего голландца». Вся команда «Голландца» - рыбообразные мертвецы. У Джонса омерзительное лицо, как у спрута обрамленное шевелящимися щупальцами. В союзе с Джонсом лорд хочет покончить с пиратами.
Добропорядочная певица Элизабет из прошлых серий превратилась в завзятую пиратку. Желает расправиться с лордом, убившим ее отца. Выкрашена оранжевым гримом и соблазнительно рубит сплеча всех и вся. Влюбленному в нее Уиллу надо вернуть к жизни другого отца - своего, которого Джонс вверг в пограничное состояние между жизнью и смертью. Непочтительный критик Лэйн заметил, что этот отец выглядит как нечто среднее между человеком и буйябезом (густой французской ухой). Уилл хочет пронзить сердце в ларчике и занять место Джонса на «Голландце». Кроме того, эта пара золотой молодежи и воскрешенный из мертвых капитан Барбоса желают спасти капитана Джека - Джонни Деппа. Он в предыдущей серии был съеден морским чудовищем и пребывает в так называемом «Чулане Джонса» (капитана «Летучего голландца».) Это что-то вроде чистилища, и Джек тоже находится между жизнью и смертью. Отгадывание, кто из персонажей полноценно жив, а кто не очень, придает сюжету дополнительное измерение. Спасательная команда выезжает в Сингапур. Тут вступает тема интернационализма (по-американски - мультикультурализма). В Сингапуре наши пытаются заручиться поддержкой китайских пиратов. У этих свои дела - они в свое время куда-то заточили морскую богиню Калипсо и теперь хотят вернуть ее в прежнее состояние, для чего требуются какие-то девять pieces из восьми и волшебная морская карта. В общем, пиратский Коминтерн, где строго соблюдены квоты политкорректности - тут и китайцы, и африканцы, и женщины - пускается в путь. Все они ведут себя как в истории ВКП (б) - проводят общие собрания Братства, тут же раскалываются на фракции, заключают союзы, вступают в переговоры и без конца предают друг друга, преследуя собственные цели. Для юмора - с ним в этой серии плоховато - введена обезьянка, которой стреляют из пушки, как ядром.
Появления на экране Джонни Деппа приходится дожидаться чуть ли ни целый час. Чистилище «на краю света» придумано неплохо - как на сюрреалистической картине. Корабль Джека стоит в тишине на солончаке. Компанию капитану составляют множество его двойников и белые камни, которые превращаются в крабов. Можно перевести дух. Но тут являются спасатели, и снова разражается какофония. Помню какой-то грандиозный водопад и то, как чернокожая колдунья Тиа, оказавшись богиней Калипсо, сперва раздувается до огромных размеров, а потом рассыпается на груду крабов. На минуту зачем-то возникает отец капитана Джека. Все постоянно бьются на саблях. Сердце Джонса в конце, кажется, все-таки пронзают, и вроде бы Уилл займет его место. Представляю себе Орландо Блума в виде осьминога, если, не дай Бог, состоится четвертая серия. Корабль лорда атакуют с двух сторон силы пиратского Коминтерна и Деппа, но лорд, кажется, выживает в расчете на продолжение. Деппу абсолютно нечего играть, и я впервые увидела, как он начал кривляться.
Я очень люблю сказки и приключения. Но, по-моему, это циничное деловое предприятие по выкачиванию денег из народа находится по ту сторону добра и зла.
В первые дни зрители, задыхаясь, ринулись в залы на встречу с любимым развлечением. «Дисней» объявил, что «Пираты» собрали за 6 дней 404 миллиона долларов. Не тут-то было. Компания «Сони» встала грудью на защиту своего «Человека-паука» (сборы 382 миллиона за 6 дней) и обвинила «Диснея» в подтасовке. Началась свара по вопросу о том, кто кассовый чемпион. А между тем зрители слегка опомнились. Сборы стали ощутимо падать. Оказалось, что этим летом они меньше, чем в прошлом году. Голливуд встревожился. В «Лос Анджелес таймс» появилась об этом статья.
Думаю, что ничего тут не поможет. Процесс ухудшения - не побоюсь сказать, вырождения - голливудского кино идет полным ходом. Даже на кинорынке Каннского фестиваля было отмечено снижение интереса к голливудской продукции. Американское кино всегда славилось своим умением рассказывать истории. Теперь оно на глазах превращается в отупляющую видеоигру, построенную на однообразных спецэффектах и надсадном насилии.
*
Добавить комментарий