Taк можно назвать выставку в музее Бостонского колледжа Мас-Маллен, где собраны работы женщин-керамисток, представляющих кубинский авангард в художественную продукцию керамической фабрики-мастерской ''Толлер'' (Taller de Ceramica de Santiago de Las Vegas) с 1949 по 1959 годы, расположенной на окраине Гаваны.
Это десятилетие художественных экспериментов, в основном со стороны тогда малоизвестных женщин-керамисток, оказало глубокое влияние как на признание керамики как вида изобразительного искусства на Кубе, так и на симбиоз творческих отношений между керамистками (в основном женщинами) и художниками (в основном мужчинами). Художники посещали мастерскую, чтобы научиться ремеслу керамики у женщин. И, в свою очередь, они делились с женщинами-керамистками новой техникой, которая теперь считается синонимом кубинского авангарда.
Во главе компании ''Толлер'' стоял врач Хуан Мигель Родригес де ла Крус. Он нанимал женщин, большинство из которых прошли обучение в престижной Академии Сан-Алехандро и других школах изящных искусств.
На выставке представлено около 150 ваз, кружек, кувшинов для воды, фресок, тарелок, привезенных из частных коллекций и галерей. ''Забытое поколение'' впервые в Америке открыло для меня прекрасную керамику изделий ''Толлер'' в сочетании с десятками картин и скульптур кубинских мастеров.
''Толлер'' была известна в Гаване как ''фабрика'', а для художников и интеллектуалов, как ''эль толлер'', что в переводе означает ''мастерская''. Последнее название и выбрали для знака производителя на нижней стороне керамики, там произведенной.
После кубинской революции Родригес де ла Крус в 1963 году подарил ''Толлер'' государству, но остался в качестве директора. Керамика фабрики ''Толлер'' заняла первое место и получила награды на третьей кубинской национальной керамической ярмарке в 1985 году.
Самое большое количество работ представлено на этой выставке художницей и керамисткой Амелией Пелаэс, которая, возможно, была самым важным кубинским художником двадцатого века. Она оказалась способной прорваться в искусство, в котором в то время доминировали мужчины, и стать их лидером. Амелию называли матерью в студии. Маленькая, в очках, по-старушечьи одетая в бесформенные платья, она обладала большим художественным талантом и даром объединять вокруг себя талантливых людей.
Ее учителем был Леопольдо Романьяк. Он учил ее в академической традиции девятнадцатого века в Академии Сан-Алехандро между 1916 и 1924 годами.
Затем Пелаэс училась с 1927 по 1934 год в Париже, где на ее творчество повлиял европейский модернизм и кубизм. С 1931по 1934 годы она брала уроки живописи у знаменитой русской художницы Александры Экстер в Париже. Ранние картины Пелаэс того периода отражают увлечение кубизмом, светом и яркой цветовой гаммой. Пейзажи, натюрморты, портреты, кубинские цветы, а также художественная керамика в виде фресок для модернистских зданий в Гаване – таким широким был спектр ее интересов, когда она вернулась на Кубу.
В последние годы предреволюционного кубинского модернизма (1950–59) ее произведения стали более абстрактными, сохранив минимальную фигуративность.
Она украшала кувшины для воды, тарелки, миски и кружки фигурными и абстрактными формами, передающими динамизм, переходящий от ее двухмерных картин на керамику. На меня лично произвело впечатление ярко выраженное влияние на ее творчество Пикассо, Леже и других художников, работавших в стиле кубизма-футуризма, а также влияние мексиканской школы живописи, например, муралиста Диего Риверы.
На другом этаже музея продолжение выставки, где собраны работы 13 кубинских художниц-керамисток, объединённых в группу ''Лицей''.
Эти обе выставки знакомят нас с творческим поколением кубинских женщин-керамисток, художниц и скульпторов, о которых мы ничего не знали из-за послереволюционного кубинского занавеса.
Добавить комментарий