ЛЕПЕШЕЧНЫЙ РАЙ
Tortilla Heaven
В некоторых кинотеатрах
Режиссер Джуди Хект-Дюмонте
Газета «Лос-Анджелес таймс» известна своим преклонением перед мультикультурализмом. Никогда не забуду, как в начале 90-х годов на ее первой странице с восторгом, с большими фотографиями объявлялось о том, что в нашем городе воздвигнута огромная мечеть на деньги Саудовской Аравии. Это было такое счастье, такой праздник для Лос-Анджелеса! Такое торжество нашей религиозной терпимости!
Сейчас газета в некоторой растерянности сообщает о том, что в Миннеаполисе потихоньку начинают вводить закон шариата. Там, в штате Миннесота, 40 тысяч иммигрантов из Сомали. Из 900 водителей такси в аэропорту больше 600 - сомалийцы. Но не вздумайте нанять такое такси, если везете в подарок бутылку вина или от вас пахнет спиртным. Не повезет ни за что. Сомалийцы, работающие кассирами в магазинах, не будут пробивать купленные вами бекон или ветчину - хотите, сами пробивайте свою поганую свинью. Простаки-американцы в остолбенении лепечут что-то насчет того, кто в чью страну приехал. Начинаются протесты. Скоро, конечно, на сцену выступит знаменитый Американский Союз Гражданских Свобод (ACLU) и подаст в суд на американцев, осмеливающихся протестовать - за подавление ими религиозной свободы ценных пришельцев.
Но это я так, к слову. К тому, что страстная любовь к плохо понятым чужим культурам, доходящая до пресмыкательства, по-прежнему остается одной из главных ценностей левых либералов.
Только что в нашей газете на первой странице помещена пространная статья с цветными фотографиями, посвященная творчеству художника Джо Браво. Он позирует, скрестив руки, на своей персональной выставке в Музее мексиканской культуры. Браво знаменит тем, что рисует не на холсте или бумаге, а на лепешках - тортильях. Само по себе это еще ни о чем не говорит. Лепешки, так лепешки. Но хоть бы он на них что-нибудь свое изобразил! А то на них переведены известный портрет Че Геварры, изображение мадонны Гвадалупе, какая-то знойная красотка в мантилье. Обычный китч. Искусства здесь меньше, чем в наших пресловутых ковриках с лебедями - там была хоть какая-то непосредственность, народный лубок. А здесь ледяной расчет на преклонение американцев перед культурами «нацменьшинств» и на любовь мексиканцев к тортильям.
Пора русским иммигрантам рисовать на блинах собор Василия Блаженного.
Неудивительно, что в первоэкранные кинотеатры протолкнули комедию «Лепешечный Рай». Действие происходит в вымышленной деревне Фарфурриас с населением 73 человека. Расположена она в штате Нью-Мексико, и если не знать, что это Америка, то можно и не догадаться. «Лепешечным раем» называется местный ресторан.
В этом фильме есть несколько составляющих, явно обеспечивших ему прокат. Во-первых, аппетитно показанная еда, которую готовит хозяин ресторана Исидор. Во-вторых, то, что все жители - мексиканцы и индейцы. В-третьих, ненавязчивый, но отчетливый антирелигиозный дух. В-четвертых, красивая женщина, которая ходит нагишом (по фантастической медицинской причине).
Как известно, мексиканцы нередко усматривают изображения Христа или Мадонны на продуктах питания. Недавно писали про шоколадную фабрику, где началось паломничество к потекам шоколада, напоминавшим статуэтку Богоматери.
В «Лепешечном Рае» солнце падает на изображение Христа и как бы копирует, выжигает его на тортилье. Священной лепешке начинают поклоняться, тем более что ей удается сотворить пару небольших чудес. Затем в деревню прибывает некий Гил Гарсия, делец и юрист, в сопровождении трех девиц распутного вида. Его довольно сочно играет актер Мигель Сандоваль, привнося сюда хоть что-то от искусства - ибо общий уровень фильма напоминает самодеятельность. Гарсия объясняет Исидору про контракты и лицензии, учит его, как нажиться на его кулинарном изделии. Начинается капиталистическое развращение милого, простого народа путем коммерциализации Лепешки. Капитализм заражает народ жадностью, ссорит соседей, заводит тяжбы, угрожает разрушить ферму честного крестьянина - и доводит владельца тортильи до разорения. В безумии активно участвует местный священник, показанный весьма саркастически. Мы понимаем, что возмутитель спокойствия - не кто иной, как сам Сатана. Только когда Лепешку уничтожают, капиталистическое наваждение кончается, и народ может возвратиться к своей счастливой патриархальной жизни.
Финал фильма - чистое кощунство. По пустыне идет группа в восточных одеяниях. На муле восседает Христос, сзади плетутся три красотки, мула под уздцы ведет знакомый нам Сатана. Христос явно недоволен тем, как кончилась вся эта история (рассчитывал на долю в прибылях? На укрепление своего авторитета в народных массах?) Очевидно, все это было мошенничеством, задуманным Иисусом вместе с нечистым духом. Сатана его утешает, фамильярно называя «малышом». Словом, это одно семейство...
Критики отмечают низкий художественный уровень этой псевдо-народной картины. По словам одного рецензента, «она такая же плоская, как тортилья, но далеко не такая питательная».
* *
РАССТРЕЛЬЩИК
Shooter
Идет везде
Режиссер Антуан Фукуа
Название этого фильма, конечно, можно перевести и как «стрелок», и как «снайпер». Но мне показалось, что вернее именно «расстрельщик», потому что герой с наслаждением вершит казни злодеев.
Самое любопытное - кто здесь злодеи. Не знаю, что там написано в романе «Точка удара» (Point of Impact) Стивена Хантера, положенного в основу фильма, и что досочинил сценарист Джонатан Лемкин. Но это не так уж важно.
С героем, морским пехотинцем Суэггером (Марк Уолберг во всем великолепии своей суровой, небритой мужественности и накачанных мышц) мы знакомимся в... Эфиопии. Он снайпер, лежит в засаде вместе со своим другом-наводчиком. С какой радости он туда попал, что делают там американские войска, в каких врагов он стреляет без промаха? На таких мелочах наше внимание не заостряют. Важно другое.
Герой в опасности. Ему грозит смерть. А грозит она ему, потому что его предает собственная армия. Начальство приказывает бросить двух своих снайперов на произвол судьбы. Беднягу-наводчика убивают. Суэггер, естественно, выживает. Но он душевно травмирован и, вернувшись домой, удаляется в горы Вайоминга, где живет отшельником.
Итак, злодей номер один, враг американских солдат - руководство армии США.
Через три года травмированного Суэггера находит ЦРУ. Мы настораживаемся - Голливуд давно открыл нам, что это преступная организация. Однако, приехавший к Суэггеру полковник - чернокожий. Вряд ли представитель меньшинства будет мерзавцем, верно?
Но тут мы вспоминаем, что режиссер Фукуа сам негр. Ему позволено то, что нельзя белым: в фильме «День учебы» насквозь растленного полицейского у него играл знаменитый чернокожий актер Дензел Вашингтон. Так что мы понимаем - какого бы цвета ни был ЦРУшник, все равно окажется негодяем. И не ошибаемся.
ЦРУ по мелочам не работает. Оно сразу приканчивает президента США. Секретные службы США ведь всегда убивают своих президентов, это их любимое времяпровождение.
Вот вам и злодей номер два, который сваливает вину, разумеется, на нашего снайпера. Погоня за ним составляет дальнейший сюжет. Режиссура старается придать сюжету хоть какое-то правдоподобие, создавая мрачно-натуралистическую обстановку действия.
Злодеем номер три окажется важный чин американского правительства - сенатор США. У этого свое амплуа. Где-то в третьем мире он приказал уничтожить целую деревню, 400 человек с женщинами и детьми, и тайно зарыть их в братскую могилу, а поверху провести нужный ему нефтепровод! А когда освободился, занялся убийством президента.
Вот, братцы, кто управляет империалистической Америкой. Сплошные преступники - что в армии, что в ЦРУ, что в сенате. Неудивительно, что честный солдат с наслаждением будет всаживать в них пулю за пулей.
Мистер Лемкин расцветил роман, написанный в 1993 году, современной леволиберальной пропагандой. То один персонаж, то другой торопливо сообщают нам следующее: у Саддама не было никакого оружия массового уничтожения; узников в Абу Граибе пытали по прямому приказу из Белого Дома; война в Ираке идет исключительно из-за нефти; в мире не существует никаких противоречий, кроме одного: между имущими и неимущими (это если кто не читал «Коммунистический манифест» и не знает, что двигатель истории - классовая борьба).
Я все думаю: что же такое должно произойти, чтобы Голливуд увидел наших настоящих врагов. 11 сентября не произвело на него впечатления. Отрезание голов американским журналистам не вызвало интереса. Публичное называние президента США дьяволом не волнует. Призывы стереть Израиль с лица земли не принимаются всерьез.
Очень оригинальный у нас кинематограф. Похож на советское кино 30-х годов. Все клеймит и клеймит американских вредителей.
*
НА КОНЬКАХ К СЛАВЕ
Blades of Glory
Идет везде
Режиссеры Джош Гордон, Уилл Спек
Это фарс, довольно забавно придуманный. Его герои Чэз и Джимми - соперники, чемпионы в одиночном фигурном катании. Чэз (Уилл Фэррел) - напористый хам, сексуальный разбойник на коньках. Джимми (Джон Хидер) - застенчивый блондин, сирота, воспитанный миллионером, который увидел в ребенке спортивный талант и расчетливо вложил в него средства.
Обстоятельства оборачиваются так, что перед ненавидящими друг друга спортсменами возникает выбор: или уходить из спорта, или начать выступать парой. Оказывается, на однополые пары в фигурном катании запрета нет.
Соперники с омерзением начинают тренироваться вместе.
Постепенно они становятся друзьями и вместе дают отпор своим врагам - паре фигуристов (брату и сестре), злодейски пытающихся сжить их со света.
Трюки на коньках сделаны смешно и изобретательно. Конечно, не обошлось без грубого юмора. Но, видимо, в наше время тонкость и искусство намека навсегда покинули комедию.
* * * *
ДОЗОРНЫЙ
The Lookout
Во многих кинотеатрах
Сценарист и режиссер Скотт Фрэнк
Это триллер, но сравнительно спокойный. Здания не взрываются, машины не сталкиваются, герои не из тех, что, упав с восьмого этажа, отряхиваются, вырезают из себя пулю перочинным ножом и бегут дальше.
Может быть, поэтому он пока что не имеет большого кассового успеха.
Герой по имени Крис (Джозеф Гордон-Левитт) - юноша из обеспеченной семьи, хорошо играющий в хоккей. Спорт, естественно, открывает перед ним блестящее будущее. Но после несчастного случая он частично теряет память и умственные способности.
Меня поразило, что любящие родители не забрали покалеченного сына к себе. Оставили его в городе, где он снимает квартиру вместе с Луисом, очень симпатичным парнем - но слепым. Убогий Крис теперь работает уборщиком в банке. Мечтает стать там кассиром. Однако, до этого далеко: Крис плохо понимает последовательность событий, и ему приходится каждый день записывать в тетрадке, что сперва надо принять душ и позавтракать, а потом ехать на работу.
Он ходит на спецзанятия - видимо, без особого успеха. Принимает лекарства.
Родители оплачивают все его расходы, но в остальном он предоставлен сам себе и слепому Луису. Почему нельзя было все это проделывать под крылом у своей семьи? Видимо, семья слегка стыдится, что такой преуспевающий сын превратился в дурачка. Этот мотив только намечен, но лично для меня он был самым интересным в картине.
Неудивительно, что наивный ночной уборщик банка привлекает к себе внимание очень нехороших людей, которые желают этот банк ограбить.
Ну, а дальше идет вполне предсказуемая история о том, как «дозорный» сперва попадает к бандитам в сети, а потом напрягается, начинает соображать и одерживает над ними победу.
Джозефу Гордону-Левитту, играющему Криса, пророчат звездное будущее. Он хороший актер, но на меня большее впечатление произвел англичанин Мэтью Гуд. Два года назад он сыграл у Вуди Аллена в фильме Match Point жениха героини - молодого британца из высшего класса, безукоризненно воспитанного, знатока и любителя оперы. В «Дозорном» он неузнаваем в роли страшного и жалкого бандита.
Фильм не блещет оригинальностью, но сделан на хорошем профессиональном уровне, и его интересно смотреть. А отсутствие взрывов и матерных криков создает необычно приятную атмосферу.
* * * *
ЗНАКОМЬТЕСЬ: РОБИНЗОНЫ
Meet the Robinsons
Идет везде
Режиссер Стивен Андерсон
Это мультипликация, сделанная на студии «Уолт Дисней». Ее можно смотреть просто так, а можно приплатить к билету $2.50, и вам дадут очки для стереоскопического видения.
Перед фильмом показывают старую диснеевскую короткометражку, где Микки Маус, утенок Дональд и пес Плуто строят пароход. Это трогательный штрих, призванный напомнить нам историю легендарной студии и сравнить ее прекрасное прошлое с великолепным настоящим. У меня это вызвало ностальгию.
Режиссер фильма - дебютант, до этого работал художником-мультипликатором. Для своей первой постановки он взялся экранизировать детскую книжку с картинками 1993 года «Один день с Уилбуром Робинзоном». В книжке 32 страницы. В фильме семь сценаристов. Они с блеском оправдывают русскую пословицу «У семи нянек дитя без глазу» или английскую - «Слишком много поваров загубили бульон».
Герой фильма - подкидыш Луис, которого никто не хочет забирать из приюта. Желающих усыновить мальчика смущает, что Луис - неустанный изобретатель, у которого что-то вечно ломается и взрывается. Сирота строит машину «сканнер памяти», чтобы вернуться в тот вечер, когда его мать оставила его на ступеньках приюта. Не совсем понятно, чего именно он ожидает от такого возвращения. Но это не единственное, что трудно понять в этом сочинении семи авторов. Сюжет весьма клочковатый, запутанный и натужный. В нем фигурирует усатый злодей по прозвищу «Человек в котелке», похожий на насекомое. Озвучивал его самолично режиссер Андерсон. Он в малопонятных целях пытается украсть «сканнер памяти» - то ли хочет продать его как свое изобретение, то ли перенестись в прошлое и что-то там напортить. Его шляпу-котелок зовут женским именем Дорис, и злодей находится с шляпой в нежных отношениях. Хотя эта Дорис, выпускающая из себя металлические паучьи ноги, и есть главная негодяйка.
Из будущего на машине времени прилетает мальчик Уилбур Робинзон, забирает с собой юного сироту Луиса и знакомит его со своей семьей. Зачем он это делает, тоже как-то не ясно. Будущее довольно безвкусное и пестрое - сплошные розовые трубы и зеленые лужайки. Тут мне показалось, что по крайней мере один из семи сценаристов очень любит «Алису в стране чудес», потому что начался симпатичный абсурд. В доме Робинзонов живут элегантно одетые лягушки и все время поют. Дворецкий - лиловый осьминог. Есть тут и робот Карл, и соперники-близнецы у дверей, каждый из которых требует, чтобы гости звонили только в его звонок, и другие эксцентричные родственники. Кто-то сравнивает развалившуюся машину времени с Шалтай-Болтаем, что укрепило мои подозрения насчет «Алисы».
Но тут авторы начинают нажимать на тему будущего и пытаются свести сюжетные концы с концами, что не идет фильму на пользу. Сперва Робинзоны почти готовы усыновить Луиса. Затем почему-то бессердечно отказываются, узнав, что он доставлен из прошлого. Однако, не все потеряно. Оказывается, глава семьи Робинзонов, знаменитый изобретатель, и есть этот самый Луис, благополучно выросший и обзаведшийся такой замечательной семьей. А мальчик Уилбур, его ровесник - это его сын! Чтобы мы не запутались окончательно, нам показывают и Луиса во взрослом формате. Выясняется также, кто такой на самом деле злодей в котелке. Его личность и армянская фамилия Ягубян стали для меня большим сюрпризом. И расстраиваются козни ужасной шляпы Дорис, которая, пока суд да дело, успела почти поработить человечество.
Поскольку это мультипликация, здесь много летают, низвергаются и возносятся. Но еще и слишком много разговаривают. Разговоры делятся на две части. Одна - для детей, которым все время безуспешно пытаются объяснить, что происходит. Другая - шутливая, для взрослых. Например, Луис спрашивает Робинзона: «Почему ваша собака носит очки?» Ответ: «Потому что ее страховка не оплачивает контактные линзы». Мелькнувшая перед нами собака в очках, кстати, тут же исчезает и не играет в фильме ровно никакой роли. Если бы здесь поменьше разговаривали и плюнули бы на сюжет, а сосредоточились на лиловых осьминогах, было бы, наверно, лучше. Но, в общем, и так ничего. Вполне приличное торжество компьютерной анимации.
* * * *
ПОСЛЕ СВАДЬБЫ
After the Wedding
(Efter brylluppet)
Art houses
Режиссер Сюзанна Бир
Этот датский фильм в нынешнем году был номинирован на «Оскара», но проиграл немцам.
В 90-е годы несколько молодых датских режиссеров образовали группу «Догма». Она напоминала французскую «новую волну» 50-х годов. Приверженцы «Догмы» снимают фильмы только на современные темы, в натуральных интерьерах, при естественном свете, желательно ручной камерой. Это все от бедности, как было и у «новой волны», и ничего плохого в этом нет. Такое свежее, обновленное направление. Есть у «Догмы» и идейный принцип: в их фильмах не должно быть убийств и оружия. Приходится обходиться несчастными случаями и болезнями.
Самый известный представитель «Догмы» - Ларс фон Триер. Ему удалось создать своей группе громкую рекламу и большую известность. Уважать «Догму» у интеллектуалов считается престижным.
Лично я отношусь к ней спокойно. Поэтому известие, что Сюзанна Бир близка к «Догме», не заставило меня трепетать от предвкушения.
45-летняя Сюзанна - известный режиссер. В 2002 году она имела успех, поставив фильм «Открытые сердца». Там человек попадал под машину и оставался парализованным. А его жена увлекалась лечащим его врачом. Причем именно жена врача сидела за рулем машины, сбившей несчастного. Врача играл знаменитый актер Мадс Микельсен, объявленный женскими журналами самым сексуальным мужчиной Дании. Он же недавно снялся в «Казино Руаяль», картине с новым Джеймсом Бондом. Играет там злодея, у которого из глаз сочится кровь.
В фильме «После свадьбы» Микельсен получил роль не злодея, а человека крайне, даже невыносимо добродетельного. Он живет в Индии и неустанно заботится о тамошних несчастных детях - кормит их и учит. Грязь и нищета Индии показаны недолго, но впечатляюще, и успешно вызывают у западного зрителя чувство вины.
У благотворительной организации, где работает Якоб, естественно, не хватает денег. Тут как раз выясняется, что датский богач Йорн готов раскошелиться, но при одном условии: Якоб должен приехать на родину и поговорить с ним лично. Якоб страшно этого не хочет, потому что у его любимого мальчика Прамода близится день рождения. Однако приходится ехать, сшив себе для такого случая костюм и пообещав Прамоду в трогательной сцене расставания обязательно вернуться к этому дню.
Йорн оказывается могучим, властным блондином, каким и положено быть крупному капиталисту-глобалисту. Он обещает дать денег, но настаивает, чтобы Якоб пришел на свадьбу его дочери. Удивленный Якоб приходит. Но его удивление возрастает, когда он видит Елену, супругу олигарха. Это его бывшая возлюбленная! А уж когда юная новобрачная Анна благодарит в своей речи Йорна за то, что он замечательный отец - хотя и не родной - пораженным зрителям вместе с Якобом становится понятно, кто именно родной. Как нынче говорят, биологический.
Начинается долгое выяснение отношений всех со всеми. Меня тоже кое-что удивило. А именно, то, что Елена вспоминает, какой Якоб был в молодости пьяница и распутник. По ее словам, затаскивал в постель «кого угодно - был бы только пульс». Из-за этого они и расстались. Как-то это не вяжется с бедным праведником, который делит невзгоды со страдальцами третьего мира. Но во время просмотра я еще не знала, что Микельсен - самый сексуальный мужчина Дании. А узнав, поняла: «Догма» там или не «Догма», а уроки Голливуда усвоены во всем мире. Репутацию актера надо поддерживать. Раз он секс-звезда, то, что бы ни играл, на сексуальность надо хотя бы намекать, иначе зрительницы почувствуют себя обманутыми.
Короче говоря, фильм «После свадьбы» оказался нормальной мыльной оперой. Стало понятно, почему он пришелся по вкусу нашей Академии кино: у нас уважают сюжеты про любовь и семью, приправленные прогрессивными социальными мотивами.
И для датчан так все хорошо выходит: у них и бедный активист молодец, но и богатый капиталист тоже хоть куда, хотя пожить ему дают недолго.
Фильм изобилует крупными и сверхкрупными планами. Как только наступает эмоциональный момент, сейчас же во весь экран - гигантский глаз героини, или такого же размера стеклянный глаз чучела оленя, или чей-то нос с огромными порами. Вероятно, так полагается у «Догмы».
* * *
- * * * * * - замечательный фильм
- * * * * - хороший фильм
- * * * - так себе
- * * - плохой фильм
- * - кошмарный
Добавить комментарий