Знаменитый режиссер Чжан Иму принадлежит к так называемому пятому поколению китайских кинематографистов. Они начали свой творческий путь после полосы террора, известной как “Культурная революция”, то есть, в конце 70-х годов. С 16 до 26 лет Чжан был вынужден заниматься физическим трудом. Как только в 1978 году вновь открылась Академия кино в Пекине, он туда поступил. Ему было уже 33 года, когда он смог начать работу в кино — сперва оператором, потом режиссером.
В это время кино Китая стало громко заявлять о себе и завоевывать награды на международных фестивалях. За свой режиссерский дебют — фильм “Красное сорго” (1987) Чжан получил Золотого Медведя — главный приз Берлинского фестиваля. В этой картине, как и в шести следующих, в главных ролях у Чжана снималась молодая актриса Гонг Ли. Оба они быстро получили мировую известность. Красавица Гонг Ли возглавляла жюри фестивалей в Берлине, Венеции и Токио. У нее множество наград. Ансамбль Red Hot Chili Peppers даже сочинил песню, названную ее именем. В одной киноэнциклопедии я прочла, что в 1994 году китайские власти потребовали, чтобы Ли не ездила на фестивали и не давала интервью иностранцам. Видно, решили, что она слишком свободно себя держала.
В 1995 году Гонг Ли рассталась с Чжан Иму, вышла замуж за управляющего табачной компанией и перестала сниматься у Чжана.
Все 20 лет, что Чжан Иму работает в кино, ему сопутствовал успех. Его фильмы были награждены еще одной премией в Берлине, два раза — Золотым Львом в Венеции, премией жюри Каннского фестиваля, несколько раз выдвигались на “Оскара”.
Сам режиссер говорит, что по-настоящему ему хотелось бы ставить фильмы о современной жизни обычных людей, особенно крестьян, о тех трагедиях, свидетелем которых он был в молодости. Он сделал несколько таких картин, например, “История Цю Ю” (1992), где Гонг Ли играла крестьянку, в поисках справедливости вступающую в борьбу с бюрократией. Фильм “Жить” (1994) — драматическая история китайской семьи на протяжении полувека с 1920 до 1970 года — был запрещен коммунистической цензурой.
С этими фильмами у Чжана перемежаются произведения совсем другого рода: пышные постановочные зрелища из китайской истории. С точки зрения цензуры они вполне безобидны, имеют чисто коммерческий характер. Вероятно, властям нравится, как представлен в них Китай — могучая империя, дворцы, храбрые воины, красивые женщины, изобретательно поставленные схватки на мечах, чарующие пейзажи.
К этому жанру относится и очередной фильм режиссера — “Проклятие золотого цветка”. Его действие происходит в Х веке, в эпоху династии Тан, накануне праздника Желтых Хризантем. Сюжет — свирепая дворцовая интрига, в которой участвуют император, императрица, ее пасынок и двое сыновей, а также дочь придворного врача. Это заговоры, измены, яд, инцест, погони и яростные битвы.
От декораций и костюмов просто захватывает дух, масштабы зрелища непомерны. За костюмы фильм выдвинут на Оскара.
Трюковые сцены — “кунфу на проводах” — ставил гонконгский мастер этого дела Тони Чин Сю-Тун. Для воздушных схваток обычно прикрепляют провода к 20-метровым кранам, на них летают артисты, человек 10-15. В “Проклятии золотого цветка” битву решили снимать в ущелье. Кран туда не поместился. Тогда вызвали 200 солдат, которые, вися на скалах, сверлили в них отверстия и закрепляли провода. На подготовку ушло 4 месяца, на съемки (пятью камерами с земли и вертолета) две недели. Зато когда 30 человек, одетых в черное, внезапно слетают не с 20-метровой, а с 200-метровой высоты, это действительно впечатляет.
И, главное — на этом фильме после десяти лет разлуки возобновилось сотрудничество режиссера и его звезды. 40-летняя Гонг Ли играет императрицу с присущим ей мастерством и уверенностью.
Добавить комментарий