Необычную, сложную, но интересную книгу* написал литератор и ученый Леонид Корогодский, ещё раз подтвердив известную формулу: «Талантливый человек талантлив во всём». Это не роман и не повесть, хотя действующие лица и развитие сюжета присутствуют. Но это и не научный трактат, хотя знаний философии, религии и истории человечества чтение требует изрядных. Скорее всего, книгу можно назвать объёмным эссе, но, впрочем, какая разница, как назвать. Главное – написано увлекательно и элементы научной (а также ненаучной) фантастики и модного ныне фэнтези только добавляют интереса и таинственности. Плюс мистические мотивы, иносказания, намеки, конспирология – книга действительно удивительная, наполненная загадками, ответы на которые волен искать каждый читатель.
Среди действующих лиц – не только великие библейские персонажи, известные (и не очень) ученые, литературные герои, звери и птицы, рыбы и бабочки, травы и злаки, камни и минералы, Руки и Ноги, сотрудники спецслужб (как без них!) и знатоки Каббалы, украинские националисты и пророки… Сам город Киев вместе с площадями, и Андреевским спуском, университетом и Крещатиком (Майдан, правда, не упоминается), а также таинственным приседающим домом, обитатели которого хотели добра своему городу, пытались найти ответы на вечные вопросы, но обрели лишь беды и новые вопросы, всё это – тоже герои книги.
На её страницах исторические и вымышленные персонажи вместе с автором усердно пытаются понять, как и зачем возникла жизнь на Земле, в чем её смысл и почему она так коротка, разобраться, в чем корень всех зол и неприятностей, почему так труднодостижимо счастье и, в то же время, так много вокруг зла и ненависти, зависти, и злорадства, нетерпимости и вранья… И существует ли возможность избавиться от всего плохого, сделать жизнь, если не вечной, то долгой. Действительно, мыслями об этом на протяжении всей истории были заняты лучшие умы человечества (и не лучшие тоже). Архимед и Зенон (с Ахиллесом и недостижимой черепахой), Аристотель и Александр Македонский, Фалес Милетский и Герон Александрийский, Авраам и Моисей, Шимон бар Иохай и Ари, Ницше и Дарвин… Это только часть героев повествования, и рассказ о них на фоне истории жизни, событий и достижений чрезвычайно интересен. И поучителен. Думаю, что уже это можно считать успехом писателя Корогодского и большим достоинством книги.
Читателю предстоит стать своеобразным соавтором, вспоминать (кто знает) или заново открывать для себя этих великих людей, узнавать их мысли и поступки, надежды и разочарования. И как тут не вспомнить великого Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…». Всё это превращает чтение в настоящий процесс познания и сопереживания. Поверьте, это интересно. Нечасто удается попасть в такую удивительную компанию, словно заглянуть за кулисы всемирного театра, в котором все мы, как сказано, актеры, за исключением суфлёров. Заглянуть и поразмышлять вместе с гениальными героями о жизни и смерти, наблюдая за переходом первой во вторую. Переход, впрочем, для автора – одно из ключевых слов и понятий. И вместе с этим ещё присущее миру желание Всего, Всегда и для Всех (вернее, чаще всего лишь для себя).
«…Вопросов с древнейших времен по-прежнему оставалось два: философский камень — средство для получения Всего и эликсир вечной жизни и молодости — для получения Всегда… Наука эти два столпа переименовала в биологию, медицину, экономику, физику и химию. К добыче Всего стали относить и разработку каменного, бронзового, железного и атомного оружия. Не очень было понятно, как это вязалось с вечной жизнью, Всегда, но финансировались оба направления… Но если когда-нибудь Всё развалится, замерзнет или сгорит, то какой же смысл в жизни, которая кончается смертью и после не остается ничего?! Если жизнь кончается, то и смысл ее кончается. У временной жизни временный смысл»…
Превращается камень в песок, антрацитом становится лес. Но по-прежнему - пуля в висок, и по – прежнему – нету чудес. Не становится зло добром, И тревогою память больна. Мы по – прежнему – только берём. Но на всё есть своя цена** .
И смысл жизни, и её цену можно (хотя бы теоретически) познать после того, как удастся разобраться с источником и способом её зарождения. Как и откуда она возникла, что это было, почему именно на Земле всё произошло, и в процессе какого энергетического перехода появилась наша планета?
«…Какова доля Земли во Всей массе Космоса? Ноль целых, ноль десятых, тысячных и миллиардных. Вероятность, возникновения Земли пренебрежимо мала, в сущности, равна нулю. Эту Землю-песчинку практически невозможно даже разглядеть. Ноль целых и еще длиннющий ряд нулей после запятой. И как на такой песчинке вообще может что-то появиться? Это совершенно нереальный Переход… Если при Первом Большом взрыве из ничего возникло нечто, аморфное, бесконечной неопределенности, если первые мгновения после взрыва, первые два дня творения, первые миллиарды лет возникал Хаос, а из него Вселенная, то сейчас, все выше и выше подпрыгивая и разгоняясь на интеллектуальном Батуте мы снова влетим в бесконечную неопределенность, в Бессмертие… От взрыва к взрыву создавались все более сложные атомы, пока таблица Менделеева заполнена не была. Неодушевленные частички воспитывались взрывами десять миллиардов лет. …А потом был второй, уже не определяемый физиками и биологами, Большой взрыв. «От каждого по способностям, каждому по труду, а потом и по потребностям», — так написано у коммунистов. А по-другому это звучит: «Возлюби ближнего, как себя, не делай ближнему того, чего не желаешь себе». …Но куда девается счастье, даже крохотное, после первого, столь желанного, глотка? В чем смысл жизни, если все время убегает и исчезает чуть забрезживший Рай? Проблема заключалась в неполноте «Всё» без «Всегда». В идеале «Всё» должно вместить в себя «Всегда», потому что, какое же это «Всё», если не Всегда. …Но всё, что разгонялось, обязательно обрывалось. Наготове были сверхвулканы, инфекции, эпидемии, перевороты, варварские племена. «Всегда» обычно длилось до новых выборов, войн и революций…»
Бессмертие – у каждого своё. Зато безжизненность – одна на всех. И молнии внезапное копьё Всегда ли поражает лютый грех? Сквозь время пограничной полосы, сквозь жизнь и смерть – судьбы тугая нить. И, кажется, любовь, а не часы отсчитывает: быть или не быть…
Что нужно делать, чтобы как можно долго длилось это самое «Всегда» (пусть не бесконечно, но намного дольше, чем нынче)? И автор, и персонажи книги едины во мнении, хоть высказывали его на протяжении тысячелетий по-разному. Кроме мифических эликсиров вечной молодости нужна еще Душа. Которая первоначально была у Адама и Евы, а потом разбилась на миллионы осколков. Вот все эти осколки должны, в конце концов, собраться в одно единое целое (это, конечно, в идеале), и общая Душа, генерируя доброту, терпимость и взаимопонимания, возможно, будет способствовать миру и процветанию, которые когда-то были в раю, где жить можно долго и счастливо. Откуда должна появиться Доброта? Из Зла. Другого материала нет.
«…Свет появляется только из тьмы, добро — из зла, открытие — из тайны. Совершенство — в сочетании добра и зла. И зло растворится в добре… Высшая сила требует изменений, которые почему-то не желает делать сама. Изменить себя, общество, мир и так приблизиться и сравняться с ней. Это Замысел, Задание, План. Уравновесить зло добром. На меру ненависти — две меры любви. Авраам говорил что-то очень хорошее и непонятное: душа, единство, любовь к ближнему. — Где мы надоим столько любви? Ты требуешь того, чего у нас нет… Но черный уголь зла и враждебности бросался в невидимую топку, давая тепло и свет»…
Незаконченность мира, любви, перемен, неизбывность, но не обреченность. Забываю, прощаю встающих с колен, злобу их обратив во влюблённость. Облака из души воспаряют туда, где им плыть, небеса укрывая, где, рождаясь, надеждою манит звезда, обретая законченность рая…
Ну, а способствовать всеобщему единению на почве любви и дружбы могут лучшие из лучших, Праведники, бескорыстные, честные и доброжелательные. Они встречаются в жизни и сегодня. Но не часто. Да, и раньше тоже были редкими гостями в человеческом сообществе.
Тем не менее, именно они, отдавая больше, чем получая взамен (или ничего не получая вовсе), приближают желанный Переход к лучшей жизни, в которой будет Всё, для Всех и Всегда. Как говорится, мечтать не вредно.
«…Праведники — те, кто не получает взамен ничего, даже места в Раю. Если праведник Всё делает для того, чтобы попасть в Рай, пусть после смерти, то это инвестор, а не праведник. Это не важно, получит он этот Рай или нет. Неважно даже, существует ли Рай после смерти. Важно его намерение — дать, чтобы получить».
Упавшее небо давит на плечи, и мне оправдаться пред будущим нечем. Цепляясь за небо, я падаю тоже. И только земля провалиться не может. И, превозмогая чужое бессилье, я в кровь раздираю не руки, но крылья.
Скажем честно, инвесторов в окружающем мире несоизмеримо больше, чем праведников. А еще больше потребителей, готовых только получать, ничего не вкладывая и не производя. Хотя, нет. Производя сплетни, интриги, заговоры, перевороты (не путать с Переходами)… Всего этого хватало во все времена. Природа человеческая неизменна. Но Праведники, бескорыстные Творцы, всё же, существуют. И это дает надежду. Хотя, даже среди тех, кто волею судьбы или всевышнего поставлен у руля государств, немало именно инвесторов и потребителей, для которых Всё и Всегда ограничивается понятием исключительно «для Себя». Дефицит Праведников, возможно и объясняет незавидную ситуацию в мире и отдельных странах. После этих рассуждений становится понятен смысл названия «Евреями станут все». Имеется в виду народ Книги, готовый к моральному Переходу, то есть, к бескорыстному самопожертвованию, любви, душевной справедливости, дружескому, заботливому отношению не только к себе, но и к окружающим… И этим народом в каком-то далеком будущем может стать каждый. Нужно лишь подняться над предрассудками и догмами, изгнать из души злорадство и гордыню (чаще всего, национальную), корысть и нетерпимость к иному мнению, возлюбить ближнего, не забывая о заповедях, которые точно и мудро определяют смысл и содержание жизни.
«…Как можно доверить управление народом, страной одному, пусть даже иногда умному и достойному человеку? Он же не Пророк! Он не знает будущего. Вот Природа, Творец или Высший разум опекают его. У него нет выбора, совсем нет. - А почему же они столько глупостей делают? - Они делают лучшее из того, что могут в данных условиях, с этим народом и в это время… Чем более развит народ, тем более он нуждается в любви и единстве, в Переходе, в евреях, тем больше, не получая именно этого, он ненавидит их»...
У лютой ненависти странные истоки. Любовь порою чаще, чем вражда. Торопимся от зависти до склоки, где «НЕТ» взрывает преданное «ДА». Приходят и уходят поцелуи. Соль, не краснея, падает в вино. И радуясь напрасно, и тоскуя, пытаемся парить, летя на дно.
Есть в книге и суждения кардинально противоположные. Ими делится с героем Орел Ницше, проповедуя самовлюбленный эгоизм и высокомерно-беспощадное отношение к соседям, которые иначе, как врагами, не видятся. Со времен Авеля и Каина (они тоже среди персонажей книги) приверженцев таких взглядов всегда хватало. Другое дело, что к власти они приходили нечасто. Но уж если это удавалось, то мало не казалось никому. Вот и нынче они проводят факельные шествия, назначают врагами своих соседей, признают неполноценными часть своих граждан, устраивают блокады, наказывают, угрожают… Словно забывая, что приходят в этот мир ненадолго, и как их будут вспоминать после ухода, тоже зависит от них. От того Перехода в Зло или Добро, который они провоцируют. Но пока что переход больше ассоциируется с пунктами пропуска на линии разграничения, а не с высокими моральными ценностями. Станет ли Переход в будущем Спуском или Подъёмом (вопрос – куда?), покажет время, и об этом тоже идет речь в повествовании.
«…Человек находится не там, где он сидит, а там, где его мысли. Свобода принадлежит сильному. Равенства не существует. Справедливость — ложь. Свободен только тот, кто бессмертен. Не будет счастья Киеву, пока вместо Подъема — Спуск. ».
Эпоха непонимания, империя недоверия. Не поздняя, и не ранняя - бесконечная империя, Где хищники пляшут с жертвами, то с левыми, а то - с правыми… Где нужно быть только первыми и правдами, и неправдами
Рассуждают герои книги и о том, в чем причина людской злобы, недопонимания, нетерпимости, ненависти, которая разрушает всё на своем пути. Примеров тому много, и, возможно, самый яркий – история Вавилонской башни, рассказанная в книге подробно и убедительно. Не менее интересно говорится о разрушении первого и второго Храма в Иерусалиме. Гордыня, предательство, и рядом – беззаветная смелость, мужество, самопожертвование… Всё это жизнь со своими переходами, подъёмами и спусками. И что дороже – истина или богатство, сопротивление или приспособленчество? Современный герой сказал, что вся сила – в правде. С ним не хочется спорить. Правда всегда желанна. Но где она? И одна ли она, или их несколько, и у каждого она своя? Точных ответов нет. Но есть ли веская причина для злобы, фальши, измены?
«…В чем же причина ненависти, разрушившей Храм? Не было причин»...
Откуда рождается злость? Из зависти или вражды, как лёд – из прозрачной воды, как из ботинка – гвоздь. Цепляется грех за грех, и холодно даже двоим… От злости лекарство – успех. Зачем он приходит к злым?
Как я уже говорил, книга Леонида Корогодского – необычная и сложная. Её чтение требует усилий, она обогащает знаниями, но и предполагает, что читатель тоже совершит определенный Переход к знаниям и критическому мышлению, присоединится ко всемирному народу Книги. Одна из фраз эссе звучит так: «Изучение первоисточников нужно прекратить вовремя». Иногда это сделать трудно, даже дочитав первоисточник до конца. Я дочитал книгу. Мне многое в ней понравилось, кое-что показалось спорным, кое-что – уводящим в сторону от основного Перехода. А он, как сказано, должен вести к Добру и Пониманию. Ведь свет появляется из тьмы, добро — из зла, а открытие — из тайны. На понимании этого я и ставлю точку. А книга пусть продолжит свое путешествие по бескрайнему пространству памяти, мыслей, чувств, интернета. На пути к свету и добру. Автор в это верит. А кто сомневается, пусть изучает первоисточники.
-------------
* Леонид Корогодский. ЕВРЕЯМИ СТАНУТ ВСЕ. Издательский дом Helen Limonova.Тель-Авив, 2020 г. 304 стр.
** Цитируемые в тексте стихи принадлежат автору статьи Владимиру Спектору (прим. ред.)
Добавить комментарий