ЛЮДИ ИКС: ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА
X-Men: The Last Stand
Идет везде
Режиссер Бретт Ратнер
Это третий, последний фильм из серии про мутантов. Люди Икс — все, как на подбор, молодые и красивые, родились с отклонениями. Все наделены волшебными свойствами и необыкновенной силой. Кто летает, кто извергает огонь, кто воду. У одного юноши роскошные крылья, как у ангела. Зовут их Зверь, Джаггернаут, Ангел, Пиявка и так далее. Есть, конечно, и девушки, их боевые подруги.
Они разделены на две команды под руководством двух пожилых — чуть не сказала тренеров — вождей. Один, Ксавье, проповедует терпимость и мирное сосуществование с обычными людьми. Другой, Магнето, более воинственный, не хочет интегрироваться в человеческое общество. Между ними возникает распря, которую осложняет вмешательство людей.
Дело в том, что у Ангела папа — врач. Когда Ангел был маленький, он еще не понимал, как почетно быть мутантом. Хотел быть, как все, и пытался отпилить себе крылья. Папа, потрясенный видом окровавленного сына в перьях, открыл средство, которое может превратить мутантов в обычных граждан. Но далеко не все из них хотят терять свои особенности. Восстание против “излечения” переходит в большую войну. В ходе войны много чего происходит. Мне больше всего понравилось, как разрубают пополам и поворачивают мост “Золотые Ворота” в Сан-Франциско. Весьма впечатляет.
Картина имеет огромный успех у молодежи. Можно понять, почему. Подростки по природе бунтари, им импонируют герои, которые сами по себе, ни на кого не похожи и сопротивляются попыткам стричь их под общую гребенку. Ну, и спецэффекты, конечно.
* * * *
ДУРНОЕ ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ
The Omen
Идет везде
Режиссер Джон Мур
30 лет назад 36-летний американец Дэвид Зельцер написал книгу под этим заглавием, а режиссер Ричард Доннер превратил ее в фильм. “Предзнаменование” имело большой успех и считается классикой.
Это мрачная история о том, как Роберту Торну, американскому послу в Риме, сообщают, что его новорожденный ребенок появился на свет мертвым, и предлагают втайне усыновить другого младенца-сироту. Торн, на свое горе, соглашается. Жена посла не знает о трагедии и думает, что Дамиан — ее сын. Вскоре вокруг мальчика начинают происходить страшные события. Постепенно несчастный Торн докапывается до истины: у него в семье растет Антихрист...
Торна в фильме 1976 года играл Грегори Пек.
Сейчас на экраны вышел римейк “Предзнаменования”. Сценарий снова написал Дэвид Зельцер, а поставил картину 36-летний ирландец Джон Мур — и, на мой взгляд, сделал это блестяще.
Сюжет превосходно рассказан, великолепно снят, замечательно сыгран. Это, я бы сказала, интеллигентный, элегантный фильм ужасов, сделанный с большим вкусом. В нем нет ничего грубого, нахрапистого, бьющего под дых.
Торна играет актер Лев Шрайбер. Хотя его назвали в честь Льва Толстого, его еврейские родители — выходцы из Германии. Отец его тоже актер. Шрайбер два года назад интересно дебютировал как режиссер — экранизировал роман “Все освещено” (Everything Is Illuminated), о том, как молодой американец приезжает на Украину в поисках своих корней.
Среди его недавних актерских работ — главная роль в фильме “Маньчжурский кандидат”.
В “Предзнаменовании” Шрайбер сыграл очень хорошо.
Фильм, вероятно, недаром решили “обновить” именно сейчас. Его апокалиптические предсказания звучат сегодня особенно зловеще. В начало картины вмонтирована хроника современных кошмарных событий, удивительно точно перекликающаяся с мрачными библейскими видениями.
* * * * *
СПУТНИК ЖИТЕЛЯ ПРЕРИЙ
A Prairie Home Companion
Во многих кинотеатрах
Режиссер Роберт Олтмэн
Это новая работа знаменитого режиссера, только что получившего почетного “Оскара” к своему 80-летию.
Олтмэн любит снимать фильмы со многими персонажами, с перекрещивающимися линиями действия. Так был сделан его великолепный “Нэшвил” в 1975 году. Он также питает пристрастие к людям шоу-бизнеса — будь то популярная музыка (“Нэшвил”), балет (“Труппа”, 2003) или мода (“Готовое платье”, 1994).
В нынешнем фильме режиссер показал жизнь радиостанции.
На Среднем Западе, в Миннесоте 30 лет существовала очень популярная радиостанция “Спутник жителя прерий”, которой руководил Гаррисон Кейлер. Ушел он с нее четыре года назад после операции на сердце. Для Олтмэна он написал сценарий художественного фильма про радио и сыграл в нем самого себя.
Кейлер придумал, что его станция в вымышленном провинциальном городке якобы доживает последние дни. Ее собирается прибрать к рукам крупная корпорация. На прощание актеры, как обычно, дают еженедельный концерт для жителей своего города. Он проходит в маленьком уютном театре и, конечно, транслируется по радио. Выступают певцы, звуковик (он тоже играет сам себя) выдает шедевры звукоподражания, Кейлер с юмором ведет программу.
Но все знают, что театр скоро снесут, а в ложе сидит акула капитала — бессердечный представитель новых хозяев, который в фильме назван просто Палачом. Поэтому юмористическое шоу окрашено грустью.
Актеров Олтмэн собрал первоклассных. Мэрил Стрип и Лили Томлин играют сестер Джонсон, поющих дуэтом, но вечно при этом пререкающихся. Замечательны Вуди Харрелсон и Джон Рейли в ролях ковбоев Дасти и Лефти — они исполняют песни в стиле кантри и рассказывают чудовищно плохие анекдоты. Дочка одной из сестер, Лола (ее играет новая 20-летняя кинозвезда и певица Линдзи Лоэн) — юная поэтесса с мрачным направлением мыслей. Однако, когда надо выручать программу, она появляется на сцене и, преодолевая страх, начинает прекрасно петь.
Есть в фильме и внезапная смерть, и ожидание новой жизни. Есть и некая загадочная блондинка в белом плаще, прогуливающаяся за кулисами театра. В сценарии она обозначена как Опасная Женщина. Это призрак радиослушательницы, которая погибла в аварии, слушая передачу. Пожалуй, это единственный “прокол” фильма. Олтмэн — режиссер, абсолютно не склонный к мистике, и привидение ему не удалось — получилось слишком реальным и будничным.
Нельзя сказать, что это — выдающийся фильм Мастера, но он теплый, человечный и пронизан ностальгией по провинциальной Америке, любовью к жителям прерий.
* * * *
МАШИНЫ
Cars
Идет везде
Режиссер Джон Лэсситер
Уж, конечно, только в Америке могла родиться идея сделать кинопритчу, где все персонажи — это автомобили. И только знаменитая мультипликационная студия “Пиксар” смогла это блестяще выполнить.
Герой этого рисованного фильма — ярко-красный гоночный автомобиль по имени Мак-Куин — Молния. Он эгоист и много о себе воображает. По пути на соревнования в Лос-Анджелесе, когда Молнию везут на грузовике через всю страну, он ночью выпадает из грузовика и оказывается в дремучей провинции — в городке Радиаторные Источники. Там он буйствует, много чего ломает и повреждает шоссе. Местный суровый судья (его озвучивал Пол Ньюмэн) выносит нарушителю приговор: он останется в городке, пока не починит дорогу. В помощь ему дают Бесси — древнюю машину-асфальтоукладчицу.
Тут, конечно, начинается процесс перевоспитания эгоиста и приобщения его к простым человеческим ценностям. Возникающая любовь к хорошенькой голубой машине сделана мило, но не более того. Гораздо лучше получилась линия дружбы с лихим автобуксировщиком — он и нарисован замечательно, и обладает выпуклым характером.
Когда Молнию отпускают и он выступает на калифорнийских гонках, ему представляется возможность продемонстрировать душевное благородство, которое разбудили в нем его новые друзья.
Мне кажется, что этот фильм, так же, как и картина Олтмэна, свидетельствует о неких переменах в американском кино и — шире — даже в американском мышлении.
Давным-давно мы не видели фильмов, авторы которых не боятся признаться в любви к своей стране. Голливуд считал своим гражданским долгом все время напоминать, что Америка истребляла индейцев, держала в рабстве негров, что ее корпорации угнетают народ, что религия — вранье и лицемерие, и что идеалом Америки должен быть мультикультурализм, когда создавшие страну ее белые граждане станут, наконец, ничтожным меньшинством.
Видимо, некоторые люди от этого устали. Особенно сегодня, когда у многих открываются глаза на непреложный факт: Америка буквально изнасилована ордами беспрепятственно вторгающихся на ее территорию и эксплуатирующих ее социальную систему “нелегальных иммигрантов”, которые тянут вниз культурный и моральный уровень страны, предлагая ей взамен дешевый неквалифицированный труд и вывозя из нее деньги заграницу. Трудно не заметить, как за последние 10-15 лет ощутимо понизился уровень жизни в США по многим показателям. Лос-Анджелес, например, потихоньку, частями, превращается в Гватемалу.
Вот и возникает потребность в обращении вспять, к былым благополучным временам, которые воплощены в провинции. К красоте американских пейзажей, к самобытности фольклора, к американским корням, к английскому языку, наконец. К американской наивности, честности, простодушию. К благоговейному отношению к труду.
Все это исчезает на глазах. Такие фильмы как “Машины” пронизаны тоской по всему этому. Поздновато, правда, спохватились. Мультикультурализм уже победил.
* * * *
- * * * * * - замечательный фильм
- * * * * - хороший фильм
- * * * - так себе
- * * - плохой фильм
- * - кошмарный
Добавить комментарий