В моей антологии "Театр в стихах русских поэтов", где соединились созданные на протяжении четырех столетий произведения разных жанров (вплоть до эпиграмм и эпитафий), около 750 страниц. Было бы еще больше, если б инертные сотрудники издательства смогли управиться с авторскими правами. Всё равно я считаю антологию почти исчерпывающей... Как известно. русский театр европейского образца возник в Ярославле в царствование Елизаветы Петровны. В это же время заезжали в Петербург иностранные труппы. Название труппы Сакко напоминает о Венеции эпохи ожесточённой конкуренции трех драматургов - Гоцци, Гольдони и Кьяри. Правда. это было несколько позже. Главная актриса была еще молода, когда в нее влюбился один из первых у нас мастеров любовной лирики - князь Ржевский. Конечно, заезжая синьорина не могла оценить достоинство русских стихов, зато они вызвали бешеную ярость императрицы, которая не терпела комплиментов другим красавицам. Елизавета усмотрела в концовке и дерзновенный выпад в свой адрес. Автор сонета попал в суровую опалу и еще легко - лишь погубленной карьерой - отделался. Таким образом. стихотворение стало не только образцом лирики своего времени, но и в некотором отношении памятником общественной мысли.
Алексей РЖЕВСКИЙ (1737 - 1804)
СОНЕТ ИЛИ МАДРИГАЛ ЛИБЕРЕ САКЕ,
АКТРИЦЕ ИТАЛИАНСКОГО ВОЛЬНОГО ТЕАТРА
Когда ты, Либера, что в драме представляешь
В часы те, что к тебе приходит плеск во уши,
От зрителей себе то зна́ком принимаешь,
Что в них ты красотой зажгла сердца и души.
Довольное число талантов истощила
Натура для тебя, как ты на свет рождалась.
Она тебя, она, о Сако! наградила,
Чтобы на все глаза приятною казалась.
Небесным пламенем глаза твои блистают,
Тень нежные лица черты нам представляют,
Прелестен взор очей, осанка несравненна.
Хоть неких дам язык клевещет тя хулою,
Но служит зависть их тебе лишь похвалою:
Ты истинно пленять сердца на свет рожденна.
[1759]