В этот день в уленшпигилевском Генте родился величайший драматург нового времени Морис Полидор Мари Бернар МЕТЕРЛИНК (1862 - 1949). Ну, да, "Слепые", конечно, триумфальная для Станиславского и осенившая весь скоротечно-обманчивый русский Серебряный век "Синяя птица" (как это у Ахматовой: "А ведь сон — это тоже вещица,/Soft embalmer, Синяя птица,/Эльсинорских террас парапет"). Ну, и позднее издевательство над тоталитаризмом - "Жизнь термитов".
Но ведь во всем , что называется, "поэт по преимуществу". И в пьесах и собственно в стихах. И тут у меня одно воспоминание моего отца о том, как молодой Заболоцкий был потрясен стихотворением Метерлинка в брюсовском переводе. Вот этим:
* * *
А если он возвратится,
Что должна ему я сказать?
— Скажи, что я и до смерти
Его продолжала ждать.
А если он спросит, где ты?
О, что я скажу в ответ!
— Отдай ему этот перстень,
Ничего не сказав в ответ.
А если он удивится,
Почему так темно теперь?
— Укажи погасшую лампу,
Укажи открытую дверь.
А если он спрашивать будет
О том, как свет угасал?
— Скажи, что я улыбалась, —
Чтоб только он не рыдал!
А если он не спросит,
Должна ли я говорить?
— Взгляни на него с улыбкой,
И позволь ему позабыть.
--
И, знаете ли, вот это и есть символизм! Его давняя, даже еще, пожалуй, древнеегипетская сущность (ибо и символизм, и акмеизм и даже футуризм извечны, как ни называйся в данную эпоху и в таком-то царстве-государстве):
— Укажи погасшую лампу,
Укажи открытую дверь.