Одно из майских ток шоу Андрея Малахова было посвящено дотоле неизвестному в России чародею Лиору Сушарду, продемонстрировавшему магические номера высочайшего класса. Не заинтересоваться увиденным было невозможно. Но кто он – фокусник? Иллюзионист? Медиум? Маг? Или ловкий мистификатор?
Исполнителей подобного жанра теперь принято называть очень удобным, ёмким и гибким словом «менталист», если и не все объясняющим, то все покрывающим. А главное, трактуемым по-разному, как кому удобно. В идеале Mentalism или Mental Magic («ментализм», «ментальная магия», «магия мысли») - это психологические опыты, основанные на экстрасенсорных, паранормальных способностях исполнителя, таких, как телепатия, ясновидение, психокинез, гипноз, а также – на выдающихся возможностях человеческой памяти. Во всех случаях должно быть неизменно одно: это вид сценического искусства. Все взаправду, но на публику, как в случае с Мессингом.
Менталисты, как правило, не пользуются (вернее, не должны пользоваться) реквизитом фокусников, поскольку у них другой уклон. Загвоздка в том, что очень трудно, а то и невозможно определить, на чем основаны их номера – на искусной мистификации или на подлинной исключительности исполнителя. Разобраться в этом, отделить зерна от плевел – пожалуй и есть самая сложная задача не только для зрителя, но и для специалистов. Отсюда и разное к ним отношение – одни считают их магами, «полубогами», другие – обманщиками и шарлатанами. То есть элемент недоверия всегда присутствует.
«Ментализм» – термин молодой, возникший где-то в середине прошлого века. В России он прижился с 1980-го, с легкой руки иллюзиониста Анатолия Фурманова. Как направление в сценическом искусстве, уже в основе своей он не исключает ловкое трюкачество, мистификацию, манипулирование человеческой психикой.
В 2008 году в США был снят сериал «Менталист», в котором рассказывается о консультанте CBI, Патрике Джейне (в исполнении Саймона Бейкера), превосходном менталисте, психологе-практике и манипуляторе. О том, как он помогает расследовать дела, связанные с убийствами. Его тайная цель найти серийного убийцу, расправившегося с его собственной семьей. Сериал получился настолько удачным, что в мае этого года было объявлено о съемках уже седьмого сезона.
Так все-таки кто же они, «менталисты»? Однозначного ответа нет. Поначалу каждый из них претендует на звание мага, чародея, экстрасенса, медиума, но в конце концов сам объявляет себя мастером иллюзиона. Почему? По сути слово «менталист» стало собирательным понятием для всех артистов «неординарного жанра» (не будем путать с артистами оригинального жанра).
Менталистом номер один среди всех ныне живущих считают Джорджа Крескина. Помимо экстраординарных способностей, в которых он сам себе скромно отказывает, это прирожденный шоумен, с легкостью завладевающий вниманием, доверием и любовью зрительской аудитории. На протяжении всей своей долгой жизни он пытался доказать, что аналогичных ему результатов может добиться каждый, если будет следовать его методике. «Я не маг и не экстрасенс, – заявляет Крескин. – В том, что я делаю, нет совершенно ничего сверхъестественного. Я изучаю возможности человеческого сознания, присущие каждому из нас с рождения. И я научу вас использовать их по максимуму».
Он считает себя исследователем возможностей человеческого разума, издавая одну за другой книги-учебники по «экстрасенсорному восприятию». Я попыталась почитать одну из них («Менталист. Настольная книга развития сверхспособностей сознания») и, честно говоря, бросила – слишком много перемалывания в ступке воды, без конца повторяющихся рассуждений. Надоедает ждать, когда же он наконец доберется до сути. В предисловии к книгам Крескина говорится: «Менталистами называют тех, кто применяет остроту ума, гипноз или внушение и управляет мыслями, поведением и ситуацией». Значит, все-таки маги!
George Joseph Kresge родился в 1935 году в США (отец поляк, мать итальянка) еще в юношеском возрасте официально сменил свое имя на Amazing Kreskin – Удиви-тельный Крескин. Несмотря на его заявления, отличаться от окружающих он начал уже во время детских игр, когда с легкостью находил любые спрятанные предметы. К 11 годам, ощутив в себе определенные склонности, увлекся телепатией и гипнозом, перечитав на эту тему все, что нашел в библиотеке. Он развлекал сверстников собственными опытами и в том же возрасте стал победителем в телевизионном шоу The World’s Youngest Hypnotist – «Самый молодой гипнотизер в мире».
Однако, повзрослев, Крескин уже просил не называть его ни экстрасенсом, ни гипнотизером. «Я не проникаю в сознание людей, – объяснял он, – я читаю их мысли.»
Жажда абсолютных знаний, связанных с тем, чему он посвятил свою жизнь, не притупилась с годами – на сегодняшний день у него самая большая в мире частная библиотека по парапсихологии.
Где только ни выступал Крескин – от обычных аудиторий до королевских семей и президентов. За свою долгую карьеру он свыше 500 раз появлялся на телевидении. Пять лет (1971-1975) вел свое собственное шоу на канадском телевидении «Удиви-тельный мир Крескина», выдавая по 26 серий за сезон. Несмотря на свой солидный возраст, Удивительный Крескин по-прежнему в строю – в качестве прорицателя, он появляется в эфире в первый день каждого нового года на каналах Fox News и CNN Today. Его предсказания связаны со спортом, искусством и политикой. И хотя он далеко не всегда попадает в точку, американцы называют его «Нострадамусом XX века».
А еще Крескин обучает сотрудников правоохранительных органов «психологи-ческим методам ведения расследования». За его плечами богатый опыт в раскрытии особо сложных и запутанных дел, «висяков», как называет их наша доблестная отечественная полиция.
В Англии есть свой менталист – Деррен Браун (1971 г.р.), психологический иллюзионист, а также – актер, продюсер и сценарист. Он производит на зрителя ошеломляющее впечатление, но сам утверждает, что в его номерах, основанных на гипнозе и манипуляции человеческим сознанием, ничего сверхъестественного нет. Что все дело во внушении, «искусстве отвлечения внимания», знании психологии и физиологии человека. К тому же он умело пользуется достижениями науки. Браун задействован в психологических фильмах и телешоу, основанных на его способностях.Наглядным примером фокусника-менталиста может служить израильский шарлатан Рони Маркус (Ronny Marcus), внешне малоприятная личность лет 60-и, с хитрыми глазками шулера на одутловатом лице, ну уж никак не вяжущимися с ими-джем «сверхчеловека». А ведь именно так назван один из видеосюжетов, снятых о нем: «Технологии богов – Рони Маркус – сверхчеловек». Не больше и не меньше!
Приступая к просмотру ролика, я была уверена, что такой заголовок можно дать только с сарказмом. Ничего подобного! В российских СМИ и на телевизионных шоу Рони Маркус и впрямь преподносится как всесильный супермаг и колдун, как всемирно известный чудотворец, владеющий левитацией, телекинезом, ясновидением и прочими экстрасенсорными «штучками». «Паранормальные свойства Рони подтвердили ученые из британских университетов и в институте биоэнергетики в Санкт-Петербурге, – сообщает голос за кадром в упомянутом сюжете. – Он водит машину с завязанными глазами, закручивает стрелки часов в обратном направлении, останавливает собственное сердце. Одним взглядом или мановением руки он двигает предметы. Они летают, вращаются и даже взрываются».
Вот уж, наверное, этот Рони хихикает про себя, насмехаясь над людской легковерностью. Если повнимательнее последить за его руками, то невооруженным глазом видно, что все его фокусы белыми нитками шиты. Вернее – черными.
Приведу в качестве примера один из его коронных номеров. Он отламывает головку цветка гвоздики со стебельком сантиметров пятнадцати; отвлекая внимание ведущего и зрителей разговорами, долго мнет ее, укладывая в ладонь; затем разводит руки по вертикали и цветок на несколько секунд повисает в воздухе – «левитация в чистом виде». Поймав цветок резким схлопыванием ладоней, он вручает его телеведущему.
Для демонстрации этого трюка Маркус использует тончайшую резиновую нить черного цвета, производимую и продающуюся, кстати сказать, в Израиле. Она очень тонкая и эластичная, плюс цвет – ее невозможно заметить, что очень импонирует фокусникам и иллюзионистам всех мастей. В случае с гвоздикой, Маркус имел такую нить (в сжатом виде) на запястье, и когда он долго и довольно неуклюже уминал в ладони цветок, он подсовывал под нее стебель. Помогает она ему и в демонстрации «телекинеза», когда он «усилием воли» сдвигает с места вилку на столе...В шоу Малахова Лиору Сушарду был обеспечен телемост с Кашпировским. И тот, среди прочего, похвастался Лиору, что водит дружбу с его соотечественником – со «знаменитым Рони Маркусом». Лиор, как человек воспитанный, лишь деликатно улыбнулся.
Другой типичный представитель менталистской братии Ури Геллер, тоже израильтянин, родившийся в 1946 г. в Тель-Авиве. Пик его популярности, постепенно сошедшей на нет, пришелся на вторую половину прошлого века. У себя на родине Ури признания не получил – к нему там почему-то относились, мягко говоря, скептически. Более того, он вызывал у многих инстинктивную, неосознанную неприязнь, особенно у чернокожих, окрестивших его «воплощением зла белой расы», «заразой белого колдовства», вплоть до того, что они призывали покончить с ним физически.
Недооцененный соотечественниками, Ури отправился с гастролями в другие страны и вскоре покорил всю Европу. Он демонстрировал свои возможности в области психокинеза и телепатии. Известность и славу ему принесли главным образом два его ключевых трюка: он останавливал или заставлял идти быстрее любые часы, включая знаменитый Биг Бен в Лондоне, и гнул направо-налево стальные ложки. Ури гнул и ломал их так усердно, что в 1975-м пересел на Кадиллак, снизу доверху украшенный пятью тысячами покалеченных ложек.К тому времени Ури Геллер уже был популярен во всем мире, выступая во всевозможных телешоу в Европе, США, Японии, Австралии, Новой Зеландии. Смолоду он претендовал на роль личности исключительной, позиционирующей себя, как маг-волшебник, обладатель уникальных, таинственных свойств – писал книги, снимал о себе фильмы, помогал соответствующим компаниям искать под землей нефть и кимберлитовые трубки (За такого рода услугу президент Мексики провозгласил его почетным гражданином своей страны).
Многие пытались разоблачить Ури Геллера. Но особую въедливость проявили два мистификатора-профессионала, американец Джеймс Рэнди и россиянин Юрий Горный, не сомневавшиеся, что Ури – лишь ловкий и удачливый трюкач, не более того. И оба наглядно продемонстрировали это перед телекамерами, с легкостью воспроизведя все трюки мировой знаменитости, включая его коронный номер – сгибание ложек.
Джеймс Рэнди, в прошлом иллюзионист со сценическим псевдонимом Amazing Randi (Удивительный Рэнди), а ныне – разоблачитель коллег по ремеслу, взялся, вслед за Гарри Гудини, доказать, что никто из менталистов на самом деле не обладает пара-нормальными свойствами. Иными словами, что все они, вместе взятые, лишь дурят головы публике, выдавая фокусничество за чудеса. Он стал одним из основателей Комитета по научному расследованию подлинности паранормальных явлений и чудес.
Однажды Рэнди подучил телевизионщиков предложить Геллеру использовать на его телешоу не свой, а их реквизит (набор обычных ложек, запечатанных рисунков и т.п.) И маг-волшебник опростоволосился в эфире. Сославшись на то, что он-де не в той кондиции, Ури отказался от выступления.
Бедняга 20 раз прилюдно угрожал своему преследователю судебными взысканиями. Но так и не добился никакой компенсации за ущерб, нанесенный его имени, карьере и престижу. В конце концов, уже на склоне лет (в 2007 году), после ряда срывов и разоблачений, он предпочел взять более скромное амплуа, заявив в интервью журналу «Мир магии»: «Я больше не буду говорить, что обладаю сверхъестественными возможностями. Я просто эстрадный иллюзионист. Все что мне нужно – сделать качественное шоу».
Рэнди выводил на чистую воду не только псевдоэкстрасенсов, но и тех, кто за их счет существовал – недобросовестных или некомпетентных «псевдоученых», а вместе с ними и расплодившиеся одно время в США так называемые «пси-лаборатории» по изучению явлений телепатии, телекинеза, ясновидения и т.п. В одну из таких лабораторий, получившую многомиллионный гранд, он подослал своих ребят, профессиональных иллюзионистов, и те без труда сумели убедить экспериментаторов в том, что обладают чудодейственными способностями. Разразился скандал, в результате которого были свёрнуты многие программы по финансированию исследований паранормальных явлений.
Сейчас Джеймсу Рэнди 86, но он все так же настроен агрессивно, по-боевому. Он настолько, видимо, уверен в своей правоте, что не побоялся объявить через созданный им Фонд (Фонд Джеймса Рэнди) о награде в один миллион долларов тому, кто докажет в лабораторных условиях, под телекамерами и пристальным вниманием ученых-специалистов свои экстраординарные способности. Миллион пока так и лежит никем не выигранный. Кстати, Геллер был одним из первых, кому предложили заработать приз, но он предпочел уклониться.
Рэнди утверждает, что ложки, манипуляциями с которыми щеголял по всему миру Геллер (и ему подобные иллюзионисты), не простые. Что они специально изготавливались по его заказу из особого легкоплавкого материала с быстрой проводимостью. Материал этот – нитинол, сплав титана и никеля – был изобретен в России в 30-х годах для космических целей и быстро был взят на вооружение фокусниками. Особенность его состоит в том, что он сохраняет память формы. Если нитиноловую деталь охладить, ее можно деформировать, но при нагреве она снова принимает первоначальную конфигурацию. Не потому ли «маги-лошкари», с легкостью гнущие столовые приборы «силой своей воли и разума», никогда не пытаются их выпрямить тем же волшебным образом?
«Геллер часто использовал в своих опытах ложки, шейка которых была сделана из такого металла, – рассказывает Юрий Горный. – Он даже открыл свой мини-завод по производству «особых» ложек. Как-то его продукция случайно попала в продажу, и покупатели были в шоке, когда в чае новые ложки вдруг начинали изгибаться дугой...».
Ложки, отлитые согнутыми или скрученными, перед выступлением выпрямля-ются, а на сцене при легком нагреве от рук, и даже – от дыхания, они принимают заданную им форму. Есть и другие способы продемонстрировать «психокинетическое воздействие» – ловкость рук, обман зрения, актерское мастерство иллюзиониста. (В интернете можно найти ролики, объясняющие, как это делается).
Правда остается еще эффект сломанной на глазах у зрителя ложки. Вроде бы необъяснимо – для зрителя, но не для фокусника-профессионала. Для того чтобы так эффектно отскочила ее головка, нужно перед началом представления шейку ложки несколько раз согнуть и выпрямить, доведя материал, из которого она сделана, до критического состояния – до образования трещин. Опытный фокусник чувствует, когда сгибание должно стать последним.
Что касается Юрия Горного (1941 г.р.), то и он личность широко известная, а для многих – загадочная. В Японии о нем сняли два документальных фильма с впечатляющими названиями: «Человек со взглядом Бога» и «Глаза японцев становятся шире от удивления». Его психологические опыты, или «этюды», как он их называет, действительно способны поразить. Причем то, что он творит на сцене, не врожденные его свойства, как у вундеркиндов, а результат целенаправленного саморазвития уже в зрелом возрасте. Если конечно сам Горный не лукавит. Ну разве может заурядный человек научить себя проделывать то, что демонстрирует Горный? Судите сами:
Он не только запоминает под диктовку до 30 номеров телефонов, расположение карт в трёх полных колодах, сотню музыкальных нот, 20 цифр, но и складывает, вычитает, возводит в степень и извлекает корень из многозначных чисел – в уме, быстрее калькулятора или ЭВМ. Он, похлеще Юлия Цезаря, способен одновременно делать до шести разных дел – например: играть на рояле, что-то писать, декламировать стихотворение, попутно подсчитывая количество букв в нём, и производить два независимых друг от друга математических действия. Он знает наизусть всю Большую Советскую Энциклопедию, хранит в памяти более двух тысяч стихотворений, и, не задумываясь, сообщит вам количество букв и знаков в любом отрывке.
И при этом Горный – кстати сказать, автор запущенного в обиход слова «экстрасенс» – не считает себя таковым, не видит в своих способностях ничего сверхъестественного, заявляя, что многие его «этюды» – обыкновенные цирковые трюки. Например, его способность с «крепко-накрепко» завязанными глазами водить машину, воспроизводить рисунки, описывать внешность людей в зрительном зале объясняется очень просто: в своих многослойных заслонах (монеты на глазах, пластырь, черная повязка и черный мешок на голове) он ловко оставляет щелочку для подглядывания, а мешок сшит из полупрозрачного материала. Ну хорошо, а где спрятана «щелочка» в его вычислениях и уникальной памяти?
Юрий Горный настолько убежден, что никаких экстрасенсорных свойств в природе не существует, что объявил однажды Конкурс экстрасенсов, пообещав $10 000 тому, кто сумеет доказать свою исключительность, которую подтвердит возглавляемая им комиссия из известных учёных.
Ни один из участников конкурса так и не смог справиться с поставленными перед ним двумя в общем-то элементарными для экстрасенса задачами – определить, какое вещество (бумага, металл, пластик, магнит и т. д.) находится в запечатанном конверте, и второе – определить пол, возраст, состояние здоровья человека, отгорожен-ного от испытуемого ширмой. Увы, обещанный приз, как и миллион Джеймса Рэнди, до сих пор на месте.
Продолжение следует
Добавить комментарий