Диму Блейзера с женой пригласили в гости их друзья Собачниковы. Многих из нас такое приглашение, наверно, обрадовало бы. Для кого-то оно, возможно, было бы праздником. Но не для Димы и не для его жены Веры. Им совершенно не хотелось идти в гости к Собачниковым.
Только не подумайте, что Дима или Вера имели что-нибудь против Собачниковых. Упаси Боже. Наоборот, они с Собачниковыми были старыми друзьями и любили друг друга прочно и бесповоротно. Просто им надоел процесс хождения в гости, который с подачи какого-то бойкого словообразователя иммигранты стали называть «гостеванием».
Да, Дима не любил «гостевания». Он заранее знал, кто соберётся у Собачниковых, кто о чём будет говорить, и кто какой анекдот расскажет.
Он знал, что придёт их общий друг, тусклый, неразговорчивый проктолог Коля Степанов с женой Фирой. Фира будет верещать за двоих, а Коля пить молча, закусывая редко и без страсти.
Придут, конечно, программисты Володя и Наташа Зайдманы. Володя будет острить матом, а Наташа рассказывать про академические успехи их внука, студента Колумбийского университета.
Придёт художник Сушняк, то ли холостой, то ли разведённый, и будет всем по очереди показывать красочный, на глянцевой бумаге, проспект своей выставки, которая прошла два года назад в городе Монтиселло.
Придут ещё две-три пары, с которыми Блейзеры знакомы десятки лет и про которых знают всё, включая то, что эти люди усердно скрывают.
Дима заранее знал, что сначала будет произнесен тост за встречу («со свиданьицем!»), потом за хозяйку дома, потом за детей и внуков и, наконец, за Америку, после чего возникнет жаркая перепалка на почве политики. Эта перепалка прекратится, когда Жора Финкель, тоже старый друг Собачниковых и Блейзеров, возьмёт гитару и начнёт петь песни советских композиторов времён своей пыльной молодости. И вместе с ним все будут громко петь «Броня крепка и танки наши быстры» и хихикать. И не известно, чего больше будет в этом пении — сарказма или тоски по молодости. Ещё будут петь «Огней так много золотых на улицах Саратова» и «Ой, рябина кудрявая», глядя томными глазами куда-то в несуществующее пространство.
Короче говоря, Дима заранее всё знал, ему было заранее скучно, и очень не хотелось идти в гости к Собачниковым. А его жене Вере не хотелось ещё больше, или хотелось ещё меньше, это уж — как вам будет понятнее, потому что Вера вообще не любила никуда ходить — ни в гости, ни в кино, ни даже по магазинам, чем она отличалась от всех остальных жён их круга. Но отказываться было неудобно. И это создавало мучительную ситуацию.
— Давай скажем, что ты заболела, — предложил Дима. — Допустим, что у тебя болит поясница. Все поверят.
— Нет — сказала Вера, поморщившись. — Поясница у меня на самом деле не болит. Я не хочу врать. Врать некрасиво.
— Давай соврём красиво, — предложил Дима. — Скажем, что у тебя приступ шизофрении.
— Шизофреник — это ты, — сказала Вера. — Я вообще не хочу врать. Давай лучше скажем, что на этот день нас уже пригласил твой троюродный брат из Филадельфии.
— Это тоже враньё, — сказал Дима. — Он нас не приглашал.
— А ты позвони ему и попроси пригласить.
— Ты хочешь поехать в Филадельфию?
— Не дай Бог — сказала Вера. — Мы скажем ему, что не можем приехать, потому что нас уже пригласили Собачниковы.
— Ага. Значит, ты готова соврать и тем, и другим. У тебя что, две неправды взаимно нейтрализуются?
— Это будет правда, — сказала Вера. — Ты скажешь, что нас пригласили, но ты же не будешь говорить, что мы приняли приглашение, правильно?
Дима задумался.
— Нет, это не годится, — наконец сказал он. — Причина должна быть настоящая. Может, поедем в Европу на этот день? Или, хотя бы во Флориду?
— Дешевле пойти к Собачниковым, — сказала Вера.
— Ты права, — вздохнул Дима. — Придётся пойти.
Весь следующий день они не возвращались к этой теме. Вечером Вера вдруг встала со стула и произнесла:
— Ой!
В её глазах светилась значительность.
— Поясница? — с надеждой спросил Дима.
— Она самая.
— Ах, бедняга! — радостно закричал Дима и бросился к телефону звонить Собачниковым.
Узнав, что Вера заболела, и поэтому Блейзеры не придут, Федя Собачников объяснил, что он страшно огорчён. Конечно, из-за страданий Веры, но, главное, из-за того, что он в субботу не увидит у себя Блейзеров.
— Слушай, как же так! — гнусавил он в трубку, — все придут, а вы нет?
— Я сам расстроился, — отвечал Дима, максимально наполняя голос искренностью. — Не из-за Верки, конечно. Ей чего — поболеет и поправится, а мы с тобой из-за неё не сможем выпить по-человечески.
— Жалко, жалко, — продолжал гнусавить Федя. — Ну ладно, что поделаешь. Выпьем в другой раз. Поцелуй Верочку и скажи, чтобы поправлялась.
— Ладно, придётся поцеловать. Пока.
— Пока.
Федя положил трубку и повернулся к жене.
— Нинка, хорошая новость! — сказал он, сияя счастливой улыбой. — Верка Блейзер заболела. Они не придут.
— Ну да! Это прямо вери гуд! — обрадовалась Нина, которая в свою речь всегда подмешивала английские слова. — Они мне прямо до смерти надоели. Кроме того, Дима жрёт прямо нон-стоп, на него прямо не наготовишься.
— Может, пригласить Шмуйловых вместо Блейзеров? — предложил Федя.
— Ты что, киддинг меня? — испугалась Нина. — Они же с Зайдманами враги. Они прямо хэйтят друг друга. Ты хочешь иметь трабл?
— А если Шмуйловы узнают, что их не пригласили, будет ещё хуже.
— Надо, чтоб не узнали. Обзвони всех и предупреди.
Федя не стал спорить с женой и немедленно позвонил Жоре Финкелю.
Жора, помимо музыкального таланта, отличался чуткостью ко всякого рода интригам и секретам. Он сразу уловил деликатность ситуации.
— Не беспокойся, старик! — закричал он в трубку. — Я всё понял. Сегодня же позвоню Шмуйлову и скажу, что ты никакой компании не собираешь и никого в гости не приглашаешь. А все остальные будут?
— Блейзеров не будет. У них Верка заболела.
— Что-нибудь серьёзное?
— Не знаю. Только не звони Шмуйлову.
— Ладно, не буду.
Жора не стал звонить Шмуйлову. Вместо этого, он позвонил Фире Степановой, велел не говорить Шмуйлову, что они идут к Собачниковым, и сообщил, что Вера Блейзер заболела. Непонятно, что с ней, но, похоже, что-то серьёзное.
Фира Степанова позвонила Наташе Зайдман, велела не говорить Шмуйлову, что они идут к Собачниковым, и сообщила, что Вера Блейзер серьёзно больна.
Наташа Зайдман обзвонила всех кого могла. Про Шмуйлова она не стала говорить, потому что другое известие было гораздо важнее и трагичнее. У Веры Блейзер нашли что-то страшное, рассказала Наташа. Сколько ей осталось жить, не говорят, но, наверное, немного. Иначе бы они пришли к Собачниковым.
В конце дня Диме Блейзеру позвонил его старый друг Костя Шмуйлов. Голос его дрожал от страха и сочувствия к ближнему.
— Ну, как ты, старик? — спросил он тихо. — Держишься?
— За что? — не понял Дима.
— А как она? В сознании?
— Ты про кого?
— Я про Веру. Что говорят врачи? Сколько ей осталось?
— Не много, не беспокойся, — заверил Дима. — Дня три-четыре. У неё поясница быстро проходит. Но к Собачниковым мы не сможем пойти. Так что, веселитесь без нас. Всем привет.
На другом конце провода наступило зловещее молчание. Дима понял, что сказал что-то страшное и непростительное, но было уже поздно.
В тот же вечер разразился скандал, который в течение последующих суток набирал силу, как ураган Сэнди. Костя Шмуйлов позвонил Феде Собачникову и объявил, что отныне не желает иметь с ним ничего общего. Он узнал, что в субботу все собираются у Собачниковых, а его с женой не пригласили.
— Такого я от тебя не ожидал! — кричал Костя с надрывом.
Федя Собачников позвонил Диме Блейзеру и обложил его матом за то, что Диму кто-то тянет за язык. Дима пытался оправдаться, как мог, но Федя был неумолим в своём гневе. В конце концов, Дима, в знак признания своей вины, сказал, что они с Верой готовы преодолеть боль в пояснице и прийти в субботу к Собачниковым. Узнав об этом, Нина Собачникова обрушилась на своего идиота мужа, которого вечно кто-то тянет за язык. Теперь из-за него, кричала она, надо готовить вдвое больше, потому что Димка Блейзер жрёт, как прорва.
По мере разрастания скандала, он втягивал всё больше и больше народу, как торнадо в зону пониженного давления. Стали выяснять, кто кому звонил, кто кому что сказал, и какой болван не предупредил Блейзера, чтобы тот не говорил Шмуйлову, что у Собачниковых собирается компания. Оказалось, что никто не говорил про Шмуйлова, а говорили только про Веру Блейзер, и то зря говорили, потому что она оказалась не при смерти и вообще не больна. Болвана не нашли, скандал начал затихать сам по себе, и супруги Собачниковы стали думать, что дальше делать со Шмуйловым.
— Наверно, придётся пригласить, — сказала Нина.
— Да, придётся, — вздохнул Федя. — Посадим их подальше от Зайдманов.
... В субботу, расточая улыбки и поцелуи, все собрались у Собачниковых. Пришёл тусклый проктолог Степанов с женой Фирой. Пришли программисты Зайдманы. Пришёл художник Сушняк. Пришли Дима и Вера Блейзеры. Все расспрашивали Веру о здоровье, и каждый делился своим личным опытом лечения поясницы. Последними пришли супруги Шмуйловы, которых никто не любил. Их посадили с краю, на самом дальнем от Зайдманов конце стола. Провозгласили тост за встречу, потом за хозяйку дома, потом за детей и внуков и, наконец, за Америку. До политических споров дело не дошло, потому что Жора Финкель вовремя схватил гитару, и все запели «Броня крепка и танки наши быстры». Потом пели «Ой, рябина кудрявая» и «Огней так много золотых на улицах Саратова». Вера Блейзер с чувством подпевала, игнорируя боль в пояснице. Под конец вечера Володя Зайдман рассказал два матерных анекдота, и все хохотали до слёз.
По пути домой машину вела Вера, потому что Дима выпил.
— Люблю я бывать у Собачниковых, — медленно шевеля языком, говорил Дима. — Хорошо, что у тебя прошла поясница.
— Поясница не прошла и не пройдёт, — сказала Вера со вздохом. — Ты что, забыл, что в следующую субботу мы званы на день рождения Зайдмана?
Иллюстрации Вальдемара Крюгера
Добавить комментарий