Голубой жасмин
Blue Jasmine
(в российском прокате «Голубоглазая Жасмин»)
Сценарист и режиссер Вуди Аллен
Окидывая взглядом то, что успел сделать Аллан Стюарт Кенигсберг за свои 77 лет, испытываешь изумление. В 15-летнем возрасте он начал писать юморески для газет, потом для телевидения. («Кто такой лицемер? Автор книги про атеизм, который молится Богу, чтобы книга продавалась».) Быстро стал зарабатывать больше обоих своих родителей (мама — бухгалтер, папа — гравер, официант, таксист и прочее). Один прадед у него был из России.
Мама Кенигсберг дожила до 96 лет, а папа — до ста.
Потом их сын сам вышел на эстраду со своими комическими монологами и стал называть себя Вуди Алленом. Потом начал писать театральные пьесы. Когда ему было 30, началась его карьера в кино. Написал и поставил 44 фильма, имел 23 номинации на «Оскара» и получил трех «Оскаров» за сценарии и одного за режиссуру. В 31 собственном фильме снимался как актер.
В 2004 году на американском телеканале Comedy Central, составляя список из ста лучших комиков, поместили его на 4-ое место (после Ричарда Прайора, Джорджа Карлина и Ленни Брюса), а таким выдающимся артистам как Билл Косби и Боб Хоуп отвели 8-ое и 25-ое места. В том же году составили свой список англичане. У них Вуди на 3-м месте (после Питера Кука и Джона Клиза), а Чаплин на 18-ом!
Аллен также опубликовал три сборника рассказов, сейчас все они собраны в одной 300-страничной книге. Еще он любит джаз и профессионально играет на кларнете.
В кино он начинал с фарсовых комедий, но в 1977 году поставил «Энни Холл» — комедию-драму, или, по американскому выражению, «драмедию», и с тех пор его фильмы стали более глубокими, а иногда и мрачными (как одна из моих любимых его картин «Проступки и преступления» — Crimes and Misdemeanors). Из киномастеров больше всех чтит великого Ингмара Бергмана, влияние которого ощущается в некоторых его картинах. («Обедая с Бергманом, — как-то сказал он, — я чувствовал себя маляром, обедающим с Пикассо».)
В своих комедиях Аллен создал себе маску интеллигента-неврастеника, живущего в страхе перед смертью. То, что маска сильно отличается от настоящего Вуди, показало его поведение в 1991 году, когда 56-летний Аллен влюбился в 19-летнюю Сун-Йи Превен. Кореянка Сун-Йи была приемной дочерью «герлфренд» Аллена, актрисы Мии Фэрроу, и ее второго мужа композитора Превена (первым был Фрэнк Синатра). Аллен и Фэрроу были вместе с 1980 по 1991 год, Фэрроу снялась в 12 его фильмах, у них был ребенок и двое приемных детей, но брак они не заключили и жили отдельно. Когда Фэрроу узнала про связь Вуди и Сун-Йи, она подняла чудовищный скандал на весь мир. Аллену стали приписывать кровосмесительство, хотя Сун-Йи ни с какой стороны не приходилась ему родственницей, а Фэрроу даже обвинила его в сексуальном насилии над их семилетней приемной дочерью. Аллен стойко и достойно выдержал весь этот кошмар, не переставал работать, они с Сун-Йи поженились в 1997 году, удочерили двух девочек и пребывают в счастливом браке.
При таком гигантском объеме работы нельзя ожидать, чтобы все фильмы были шедеврами, но замечательных картин у Аллена очень много, а проходных, не слишком удачных — мало. Да еще что считать проходными. Я, например, в восторге от двух фильмов, получивших в Америке прохладный прием — «Годится все» (Whatever Works, 2009) и «Вы встретите высокого брюнета» (You Will Meet a Tall Dark Stranger, 2010), а фильм «Полночь в Париже» (2011), принесший Аллену неслыханный для него коммерческий успех, кажется мне совершенно очаровательным — но пустяком.
«Голубой жасмин» можно перевести и как «Печальная Жасмина» — так зовут героиню. Всем ясно, что ее прототипом послужила Рут Мэдофф, жена невероятного жулика Берни Мэдоффа, создавшего финансовую «пирамиду» и похитившего у своих клиентов 65 миллиардов долларов. 70-летний Берни в 2009 году получил 150 лет тюрьмы.
Жасмина после ареста мужа остается без средств к существованию и приезжает жить в тесную квартирку, где ютится ее пролетарская сестра Джинджер с двумя сыновьями. Аллену пришлось придумать, что они не родные сестры, а удочеренные. Все равно — поверить, что эти две женщины выросли вместе, невозможно. Жасмина не умеет и не хочет работать, но все-таки устраивается регистраторшей к дантисту. Увы, из-за сексуальных поползновений дантиста попытка поработать проваливается. Затем Жасмине удается познакомиться с блестящим дипломатом, у которого по отношению к ней серьезные намерения, но тут все дело портит случайная встреча на улице с бывшим мужем Джинджер. Он клеймит Жасмину за то, что ее жулик-муж украл у них с Джинджер деньги, выигранные в лотерею, чем не только разорил их, но и вызвал их развод. Выслушав это обличение, дипломат тут же порывает с Жасминой, и она впадает в безумие.
Эта история рассказана с частыми возвращениями в прошлое.
К сожалению, все это плохо написано — слишком прямолинейно и поверхностно. Например, жулик-муж не только жулик, но не пропускает ни одной юбки, а перед арестом объявляет Жасмине, что он ее бросает и женится на другой. Жасмина слишком одномерна. Все критики захлебываются восторгом от игры Кейт Бланшетт. Актриса, может быть, не виновата в том, что ее роль неудачно написана, но играет она наредкость монотонно.
Я испытала большое разочарование, которое смягчилось только тем, что все актеры второго плана играют прекрасно. Англичанка Салли Хокинс в роли Джинджер — это такая британская Лия Ахеджакова.
Надо надеяться, что Аллен в следующий раз поставит нечто замечательное. Конечно, ему принадлежат слова: «Хочешь рассмешить Бога — поделись с ним своими планами». Но будем думать, что у него есть интересные планы, и что они осуществятся нам на радость.
Я очень рада, что на сайте «Гнилые помидоры» картину хвалят 90 процентов критиков и 85 процентов зрителей, а Бланшетт сулят «Оскара». Аллену нужен успех. Но присоединиться к похвалам не могу.
***
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
*— кошмарный
Добавить комментарий