Что достается ангелам
The Angels’ Share
Режиссер Кен Лоуч
Очень знаменитому, увенчанному многими премиями и докторскими степенями английскому режиссеру Лоучу 76 лет. Свой талант он с юности поставил на борьбу с капитализмом и службу бедному, угнетенному народу. Работает он в стилистике, близкой к документальной, и делает это весьма искусно. Творчество сочетает с политической деятельностью. В 2004 году покинул лейбористскую партию и вступил в новую социалистическую партию Respect Coalition. Ее программа: все, что возможно, национализировать и не давать ничего приватизировать. Повысить минимальную зарплату и налоги на богатых. Защищать права нелегальных иммигрантов. Поддерживать борьбу палестинцев с «израильским террором», отделение Чечни от России и разоблачительные публикации Джулиана Ассанжа на его WikiLeaks. Лоуч считает, что Израиль сам виноват в растущем в мире антисемитизме, и бойкотирует это зловредное государство где только может. Недавно поместил в «Обзервере» письмо с осуждением лондонского театра «Глобус», допустившего на свои подмостки спектакль израильской труппы.
Почти в каждом своем фильме Лоуч что-то клеймит. Я смотрела несколько его картин, и все они слились у меня в единый образ несчастной жизни рабочих и бездомных, преступников и проституток в жестокой капиталистической Англии. Впрочем, Англией он не ограничивается. Когда в Лос-Анджелесе была забастовка гостиничных уборщиц, Лоуч в порядке классовой солидарности пересек океан и снял про них фильм «Хлеб и розы». Лучше других мне запомнилась его картина 1995 года «Земля и свобода». Это рассказ про английского коммуниста, который едет на гражданскую войну в Испании и там, к своему изумлению, обнаруживает, что испанскую компартию раздирает дикая вражда. Эту вражду инспирировал Сталин, приказавший уничтожить марксистско-троцкистскую партию ПОУМ. Ее руководитель Андреас Нин был запытан досмерти агентами НКВД в Мадриде. Лоуч (в отличие от Хемингуэя, написавшего во славу республиканской контрразведки позорную пьесу «Пятая колонна»), разобрался в ситуации — впрочем, до него это уже сделал Оруэлл, который воевал в Испании в рядах ПОУМ. «Землю и свободу» — антисталинский (но прокоммунистический) фильм Лоуча — было интересно смотреть, потому что я про это почти ничего не знала.
В фильме «Что достается ангелам» с любовью изображен задиристый и ушастый паренек по имени Робби. За драку его приводят в суд. Но узнав, что у его «партнерши» Леони только что родился ребенок, гуманное британское правосудие заменяет тюрьму общественными работами. Рождение сына оказывает волшебное воздействие на Робби. Он желает начать новую жизнь. Бросает свою прежнюю банду, хотя его за это жестоко лупят. Не соглашается на предложение отца Леони — оставить его дочь в покое в обмен на пять тысяч фунтов, хотя за отказ его лупят братья Леони. Его не смущает, что у его новорожденного сына действует только половина мозга. Словом, он мгновенно перековался. Счастливый человек Лоуч — он в эти перековки верит.
В Англии, окончательно потерявшей рассудок, оказывается, есть такая воспитательная процедура: социальные работники сводят преступника с потерпевшим, и они беседуют. Видимо, хотят пробудить в преступнике человечность. На этой встрече выясняется: пьяный и обкуренный Робби так избил парня, нечаянно задевшего его машиной, что тот потерял глаз. Зачем этот инвалид рассказывает свою горестную повесть, сидя за одним столом с искалечившим его хулиганом, мне было трудно понять. После беседы «раскаявшийся» Робби в разговоре с Леони делает свой вывод: «Если бы кто-нибудь так побил моего сына Люка, я бы хотел, чтобы его повесили».
На общественные работы (малярничанье и прочее) осужденных сопровождает добрый надсмотрщик Гарри. Там собирается теплая компания — клептоманка Мо, хулиган Носорог и клинический идиот Альберт. Желая их развлечь, Гарри везет их на винокурню, где делают шотландский виски. Вместе с ними мы присутствуем на экскурсии и знакомимся с очень интересным процессом изготовления знаменитого напитка. Экскурсовод рассказывает, что два процента виски неизбежно улетучивается — «это достается ангелам».
На экскурсии во время дегустации обнаруживается, что у Робби острое обоняние и вкус, так что он мог бы работать в этой области. Мы также узнаем, что некоторые редкие сорта виски продаются на аукционах за бешеные деньги.
Робби знакомится с торговцем этими сортами.
У перековавшегося бандита созревает план, как добыть денег на честную жизнь. Тут фильм начинает превращаться в фарс.
Теплая компания, переодевшись в шотландские юбки, едет туда, где производят самый дорогой виски. Смышленый Робби придумывает, как при помощи шланга отсосать из бочки и украсть три бутылки драгоценной жидкости. На аукционе за бочку, стоящую больше миллиона, борются два покупателя: американец и русский (этого претендента мы не видим, он звонит из России по телефону). Побеждает американец. Но Робби удается выгодно сбыть через знакомого торговца одну бутылку проигравшему русскому. (В результате сюжетных перипетий две другие бутылки в продажу не поступают). Робби делится деньгами с товарищами и уходит навстречу предположительно честной жизни.
Сделано все это хорошо, а кое-что и смешно. К сожалению, я не смогла вызвать в себе симпатий к героям, но это уж моя проблема. На сайте «Гнилые помидоры» 89 процентов критиков и 80 процентов зрителей фильм одобряют. На Каннском фестивале его наградили Специальным призом жюри.
****
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
*— кошмарный
Добавить комментарий