Музей находится в городе Саратога-Спрингс, штат Нью-Йорк. Куратор музея Сарра Холл повела меня в Зал славы американского танца. На стенах — портреты самых знаменитых американцев, связавших свою жизнь с классическим балетом, с современным или бальным танцем.
— Это Зал славы именно американского танца, — говорит Сарра Холл. — Поэтому у нас нет таких звёзд российского и советского балета, как Уланова или Плисецкая, Нуриев или Васильев. У нас только американцы, хотя они могли быть выходцами из Европы или, наоборот, родившись в Америке, работать в Европе. Галерея введенных в Зал славы начинается с Джорджа Баланчина, наверно, лучшего хореографа в истории балета. Он очень много сделал для Америки. Созданный им Американский театр балета (АВТ — American Ballet Theatre) каждое лето приезжает в Саратогу и проводит здесь весь июль, давая классы, репетируя, выступая или отдыхая.
— Рядом с Баланчиным Фрэд Эстер?
— Да, Фрэд Эстер, знаменитый киноактёр, танцовщик, хореограф, танцевавший со своей постоянной партнёршей Джинджер Роджерс. А вот Айседора Дункан, которая больше известна в Европе и в России, чем в Америке. Она — создатель свободного, импровизационного танца, жена российского поэта Сергея Есенина... Марта Грэм — легендарная танцовщица, создавшая американский стиль танца модерн. Бронислава Нижинская, которая танцевала вместе с братом Вацлавом Нижинским у Дягилева в парижском «Русском балете», была там и хореографом, а переехав в США в 1938 году, открыла здесь балетную школу. Она была первой в истории балета женщиной-хореографом.
— Пол Тэйлор — один из лучших в Америке, да и в мире, ныне действующих хореографов...— Он — продолжатель традиций Марты Грэм. Создатель собственной балетной труппы. Ещё одна эмигрантка из России, хореограф Анна Соколоу. Выражала в танце жизнь современного города. Хореограф Джером Роббинс тоже эмигрант из России. Там он был Рабинович. Не так давно в Зал славы был введён и Майкл Джексон, который был не только певцом, но и танцором, автором танцевального хода «Гуляющий по Луне».
— Я вижу в Зале славы танца и композиторов?
— Да, например, Игорь Стравинский. Здесь не только танцовщики и хореографы, но любой, кто оказал большое влияние на американский балет или танец. Написанные Стравинским балеты до сих пор вдохновляют хореографов на новые постановки.
В музее танца отдельная выставка посвящена Американскому театру балета и костюмам, в которых танцевали солисты этой знаменитой труппы. Костюм принца из «Спящей Красавицы» был подарен Михаилом Барышниковым. Барышникова ещё не ввели в Зал славы. Специальное жюри вводит лишь одного человека в году. До Барышникова очередь ещё не дошла. Неожиданностью для меня стала выставленная здесь афиша на русском языке, сообщающая о гастролях Американского театра балета в 1966 году на сцене Дворца культуры Ленсовета.
Кроме Зала славы и зала АВТ, в музее можно осмотреть выставку под названием «Хвост и Терпсихора». Она посвящена изображению животных в танце, а также танцам самих животных, птиц, рыб... Очень познавательная экспозиция. Другая выставка посвящена балетным тапочкам — пуантам. Целая коллекция с автографами тех, кто танцевал в них. Здесь я узнал, что лучшие в мире пуанты создаёт компания Николая Гришко. Она выпускает 360 тысяч пуантов ежегодно.
— Зачем так много?
— Профессионалы, как правило, танцуют в одних пуантах только один раз, — объясняет Сарра Холл. — Малейшее изменение в пуантах опасно для ног танцовщика. Пары пуантов хватает лишь на один спектакль. Поэтому их нужно много.
На отдельном стенде пуанты, декорированные детьми. Это результат конкурса на лучшее украшение балетных тапочек.
При музее есть балетная студия, где юные танцовщики берут класс у солистов и педагогов АВТ. Ученицы балетной школы, пришедшие на выставку, говорят, что среди автографов на пуантах нет пока их собственных. В будущем появятся, возможно. Одна из девочек хотела бы танцевать как солистка балета Большого театра Наталья Осипова. Другая девочка — поклонница таланта прима-балерины Нью-Йоркского городского балета Меган Файерчайльд.
...В старом фильме «Золушка» придворный танцмейстер на вопрос «Что делать?» всегда отвечал «Танцевать, конечно!»
Добавить комментарий