В театре Acorn в Нью-Йорке идет спектакль «Сапожник». В главной роли Дэнни Айеллло. Этот актер — лауреат премии «Эмми», певец, записавший 4 альбома и часто выступающий со своим джаз-ансамблем, но больше всего он известен как киноактер, сыгравший в 80 фильмах. Это «Крестный отец» (2-я серия), «Пурпурная роза Каира», «Однажды в Америке», «Власть луны», «Мэрия», «Последний дон». А за роль в картине «Делай как надо» Дэнни Айелло был выдвинут на премию «Оскар». На театральной сцене его видят редко. Далеко не все киноактеры способны играть в театре. В том, что Дэнни Айелло выдающийся театральный актер, можно убедиться, посмотрев его работу в роли манхэттенского сапожника Джузеппе. По его собственным словам, такой роли он ждал очень долго и дождался только на 78-м году жизни.
У актера и его героя — итальянского еврея-сапожника Джузеппе — много общего. Они примерно одного возраста, оба живут в Нью-Йорке, оба любят итальянскую оперу, оба в детстве испытали нужду, оба — любящие отцы. Дэнни Айелло недавно потерял одного из своих четверых детей: сына, умершего от рака поджелудочной железы...
Основное действие пьесы происходит 11 сентября 2001 года. Страшное событие этого дня вызывает в памяти старого сапожника другое страшное событие — немецкую оккупацию Италии и расправу над евреями. Джузеппе было 9 лет, когда отец успел отправить его морем в Америку, а сам погиб в концентрационном лагере. Вся еврейская семья Джузеппе погибла.
Воспоминания о давнем прошлом, детская обида на отца, который обещал последовать за сыном, но не успел, нахлынули на Джузеппе с невероятной силой после того, как утром 11 сентября в мастерскую зашла девушка, сдала в ремонт туфли, ушла на работу во Всемирный торговый центр, обещав вернуться, и не вернулась... Ее туфли он положил в красный мешок. В такие мешки сапожник складывал туфли, за которыми не пришли и вряд ли придут. Он даже хотел их отдать учительнице, которая зашла в мастерскую, но та отказалась их брать...
Роль у Дэнни Айелло трудная, но он сумел найти удивительно искренний, естественный тон. Простота его игры при трагичности ситуации потрясает. Поразительна заложенная в пьесе параллель между нацизмом и исламо-фашизмом, между 1943-м годом и 2001-м. За что убивали евреев тогда и за что убили почти 3 тысячи американцев теперь? И те, и другие были мирными жителями. Апофеозом спектакля становится его финальная сцена, когда Джузеппе берет в руки туфли погибшей девушки, прижимает их к груди, как ребенка, садится у двери мастерской, приоткрывает ее, слышит сирены пожарных машин, полицейских и машин «Скорой помощи». На эти звуки контрастом накладывается ария из оперы по радио. И сапожник Джузеппе начинает раскачиваться, как еврей во время молитвы. Это и есть молитва. Заупокойная.
Потрясенные зрители после этого минуту молчали и только потом стали аплодировать.
В зрительном зале оказался очень влиятельный конгрессмен-республиканец из Лонг-Айленда, председатель Комитета Конгресса по внутренней безопасности Питер Кинг. Он поделился с нами своими впечатлениями:
— Пьеса феноменальная. Спектакль волнует до слез. Дэнни Айелло — потрясающий актер, и для меня честь, что он считает меня своим другом. А главная мысль спектакля, которую я полностью разделяю, что зло всегда было, есть и будет в мире, зло многолико, часто носителями его являются религиозный и идеологический фанатизм. Лучший способ противостояния этому злу — не прятаться от него, не отступать перед ним. Я под сильным впечатлением от спектакля и пока не могу проанализировать увиденное. Поразительно, как Дэнни Айелло может столько сил, чувств, энергии, сердца и души вкладывать в свою роль. Я, зритель, к концу спектакля был как выжатый лимон от эмоций. А он, актер, в свои 78 лет способен каждый вечер играть такую сложную роль. Я бы с ним не поменялся. Впрочем, наверно, как и он со мной. У каждого своя роль. Феноменальный спектакль. Я не театральный критик, но я бы дал этой работе наивысшую оценку: пять звездочек.
С автором пьесы Сьюзен Шарлотт Дэнни Айелло познакомился в клубе драматургов под названием «Пища для ума». К тому времени Сьюзен Шарлотт была автором десятка одноактных пьес. Сначала Айелло стал просто читать зрителям «Сапожника». Потом по этой пьесе был поставлен фильм «Разбитая душа». После этого актер уговорил драматурга сделать из одноактной пьесы двухактную. И вот — премьера. Сама Сьюзен Шарлотт говорит:
— Премьера — очень напряженный момент для театра, однако актеры играли превосходно.
— Спектакль заканчивается сценой без слов, когда Джузеппе как бы молится. Это заложено в пьесе или это находка режиссера?
— Ни то, ни другое. Это нашел сам Дэнни Айелло. Это его идея. Сильнейшая сцена.
— Параллель между нацизмом и исламо-фашизмом не слишком популярна сегодня в Америке, при нынешней администрации в Белом доме. Но эта параллель — главная тема пьесы?
— У меня это получилось как бы само собой. Подсознательно. Я не задавалась этой темой изначально. Я следовала за характером сапожника, за его мыслями и чувствами. Пьеса была задумана под впечатлением трагедии 11 сентября. Сначала Джузеппе был у меня просто итальянцем, а не итальянским евреем. В процессе работы над пьесой он стал евреем, потерявшим родных в Холокосте. Тут-то и возникла параллель в подсознании самого героя, сапожника, на стене мастерской которого висит фотография горы обуви евреев, погибших в нацистском лагере смерти.
Режиссер спектакля Энтони Марселлис рассказал, что потратил на постановку ровно одну неделю:
— Дэнни Айелло пришел на первую репетицию совершенно готовым, со знанием текста и с готовым характером. Развести актеров по мизансценам хватило двух дней, остальные дни ушли на постановку света и звука. Фактически, режиссура была заложена драматургом в самой пьесе. Работать было очень легко. Мне, как режиссеру, оставалось только не мешать Дэнни Айелло.
В роли Луизы, девушки, отдавшей в починку туфли — Люси Де Вито, дочь популярного актера и режиссера Дэнни Де Вито:
— Играть с Дэнни Айелло очень легко. Он совершенно не давит своим опытом, своей известностью, своим мастерством и, наконец, своей мощью. Наоборот, он очень заботлив, внимателен, добр. И мы быстро стали просто друзьями, несмотря на разницу в возрасте. Одновременно я постоянно учусь у него естественности поведения на сцене, спокойствию, умению быть хорошим партнером, получать удовольствие от актерской игры, как своей, так и партнеров по сцене.
Разговор с Дэнни Айелло я начал с вопроса, какая девичья фамилия его матери?
— Петракова. В ее жилах текла и русская кровь. Значит, немного русской крови течет и в моих жилах.
— Теперь о спектакле. Что для вас главное в нем?
— Главное — привлечь внимание людей к тому злу, что нас окружает. И окружало всегда. Это и антисемитизм, который был еще в древнем Риме, это и германский нацизм... И все это зло остается с нами по сей день, накладывает отпечаток на нашу сегодняшнюю жизнь. Исламо-фашизм и теракты 11 сентября — наследие антисемитизма и нацизма. Мы нашим спектаклем хотим предостеречь людей от забывчивости, мы хотим, чтобы люди, особенно молодые, подростки знали, что был Холокост. Они даже не слишком знают, что произошло всего 10 лет назад, где был Всемирный Торговый Центр, и где погибло почти 3 тысячи американцев. Обычно когда высказывают мнение о Холокосте, о войне, о терроризме, пытаются не слишком драматизировать, уходят от наиболее страшных моментов. Я же готов кричать изо всех сил за всех тех, кто потерял самых близких людей и в башнях-близнецах, и в Холокосте...
Дэнни Айелло не трудно было играть еврея. Его жена Сандра — еврейка. Сам Дэнни вырос в еврейском квартале Бронкса, в Нью-Йорке. Но он играет еврейского сапожника без всякого нажима: он играет Человека!
Спектакль воспринимается еще острее в дни, когда приближается 10-я годовщина трагедии 11 сентября.
Добавить комментарий