Шевчуку удалось "вложить палец" в самые кровоточащие язвы державы: коррупцию, беспредел властей, удушение инакомыслия. "Мы живем, — сказал Шевчук, глядя Путину в глаза, — в мрачной, коррумпированной, немилосердной и бездуховной стране".
Это слова подлинного поэта, каковым и является Шевчук. О том, что Шевчук — артист par excellence, нельзя забывать. Он никогда не был и не будет "партийным" человеком. Шевчук поет свободно, но не как птичка. Он сумел стать голосом нации, не взбираясь на котурны и не размахивая картонным мечом, а оставаясь "Юрой", русским небритым очкариком с хрипловатым голосом, усмешкой на устах и хитринкой в глазах.
Усади такого в станционном буфете, люди будут проходить мимо, не оборачиваясь. Это на сцене Шевчук преображается в динамо. Бог дал ему дар и поэта, и композитора, и певца, и лидера. Мне Шевчук всегда представлялся законным наследником Шостаковича. Ведь тот был последним социально ангажированным классическим русским композитором, интуитивным продолжателем традиций Мусоргского.
"Борис Годунов" и, особенно, "Хованщина" — величайшие политические оперы. Мусоргский говорил: "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей". И настаивал, что цель музыки — это "правда, как бы ни была солона, смелая искренняя речь к людям..."
Такова была и художественная программа Шостаковича. Шевчук сделал этот девиз своим и тем переместил центр тяжести и социальной ответственности с классической музыки на рок. Ему удалось это сделать не только потому, что рок по понятным причинам доступней и популярней, чем классика. Вон, попса еще популярней. А Шевчука давно уж отжимают и с радио, и с телевидения.
Нет, Шевчук выиграл за счет качества своей работы. Знаю, изрядное число моих знакомых с этим не согласится. Когда я ставлю им записи выступлений Шевчука, многие знатоки поэзии морщатся, а поклонники классической музыки кривятся, указывая на "шероховатость", "грубость" тех или иных образов, строк, мелодических оборотов.Бывает, композиторы называют Шевчука дилетантом, а поэты — эпигоном и вульгаризатором. Я в ответ напоминаю им, что так же в свое время атаковали Мусоргского.
Творчество Шевчука — это, по термину Вагнера, Gesamtkunstwerk, совокупное произведение искусства. В нем стихи, музыка, исполнение слиты нераздельно.
То же, как мы знаем, происходит и в опере. Но в бардовской песне и рок-музыке роль личности автора-певца возрастает неизмеримо. Попробуйте разложить на составные элементы наследие Высоцкого, и вы поймете, о чем я говорю.
Рискуя навлечь на себя гнев фанатов Высоцкого, скажу, что лично на меня Шевчук всегда производил более сильное впечатление, чем Владимир Семенович (которого мне тоже посчастливилось слышать и видеть live).
Да, Высоцкий — крупнейшая веха в истории русской культуры второй половины XX века. Но широчайший appeal Высоцкого во многом коренится в щедром использовании им блатной лексики. В свое время это был смелый шаг — и с художественной, и с политической стороны. Но сейчас, когда на блатном жаргоне публично изъясняются руководители страны...
Высоцкий работал в образе "блатаря". Шевчука на сцене я воспринимаю как интеллигента с богемным оттенком, сохранившего, тем не менее, тесную подпочвенную связь с народом. Его поэтические метафоры смелы, иногда изысканны, часто откровенно сюрреалистичны. Они свидетельствуют о том, что Шевчук впитал достижения русской поэзии от Вознесенского до Бродского.
В его глубоко национальной музыке слышны отзвуки Мусоргского и Свиридова. Шевчук — один из немногих рокеров, способных создать яркую, выразительную, запоминающуюся мелодию. (Этим он отличается не только от большинства своих собратьев по року, но и от того же — кстати, боготворимого им — Высоцкого.)
Это чувствуют наиболее чуткие "незашоренные" академические музыканты. Вспоминаю такой эпизод. В 1998 году в Нью-Йорке меня навестил близкий друг юности Юрий Кочнев, музыкальный руководитель Саратовского оперного театра. В разговоре я упомянул Шевчука, о котором Кочнев, конечно, слышал, но чьей музыки не знал. Кочневу, как он выразился, было все одно — что Валерий Леонтьев, что Шевчук. Я тут же предложил ему послушать записи Шевчука (у меня дома — его "полное собрание сочинений" на дисках, и мы с моей женой Марианной заводим эти записи чуть ли не каждый день).
Кочнев сразу оценил талант Шевчука и пригласил его выступить на престижном Собиновском фестивале, ежегодно проводящемся в Саратове. Это было не только первое выступление ДДТ в оперном театре, но и вообще первый концерт рок-группы в опере где бы то ни было: событие для книги мировых рекордов Гиннеса.
Тогда, в мае 1999 года, саратовская публика приняла Шевчука на-ура, хотя не всем музыкальным критикам пришлось по душе мое эссе в фестивальном буклете "От Шостаковича до Шевчука", где впервые были озвучены вышеизложенные идеи. Им сравнение рок-музыканта с великим симфонистом, хотя бы и в социальном плане, показалось чрезмерным и надуманным.
Что ж, в данном случае я продолжаю стоять на своей позиции 1999 года. Какое-то время тому назад я подал идею Юрию Темирканову, главному дирижеру ЗКР Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, пригласить Шевчука выступить на филармонической сцене, где живут великие тени Чайковского, Шаляпина, Стравинского, Шостаковича. Шевчук дал там два концерта в ноябре 2010 года. И на сей раз это никого не оскорбило. В чем причина такой подвижки в общественном мнении?
В романтические эпохи герои на общественной сцене появляются один за другим: вспомним Пушкина, декабристов, Лермонтова... Но бывают безгеройные, скучные, серые времена. Тогда обычно возникают разговоры о том, что можно-де обойтись совсем без героев, они и не нужны. И вдруг появляется фигура, о которой хочется сказать, что она, как выражаются американцы, larger than life — "больше жизни". Таким сейчас видится нам Юрий Шевчук.
В Шевчуке счастливо сочетаются качества поэта, бунтаря и правдолюбца. Он честен без морализирования, совестлив без ханжества и артистически неподкупен. Он талантлив, весел, трудолюбив, упорен и говорит вслух то, о чем нынче в России предпочитают помалкивать. Он представляет лучшее в России. Вот почему сегодня Шевчук — "наше все". Как сказал некогда о Высоцком Андрей Вознесенский:
Какое время на дворе — таков мессия.
Добавить комментарий