Вышел на экраны 38-ой фильм Вуди Аллена. Замечательный писатель и кинематографист работает в кино уже 43 года. Судя по его последнему интервью (которые он обычно дает редко и неохотно), 72-летний Аллен отнюдь не страдает манией величия. По его словам, он пишет потому, что у него нет других интересных занятий. "Одни, - говорит он, - собирают марки, другие возятся со своими лодками". Аллен пишет. Все семь дней в неделю. Но не считает это трудной работой. Его занимает сам процесс писательства и создания фильмов, доставляющий ему большое удовольствие. Но он равнодушен к тому, как принимают его картины. Никогда не читает рецензий.
Когда ему задали вопрос о месте, которое он занимает в кинематографе, Аллен сказал: "Место? Мое место состоит в том, что мне безмерно повезло. По-моему, у меня есть скромный талант, и мне очень повезло, потому что мне удалось найти этому небольшому таланту полное применение".
Аллен скептически настроен по отношению к культурной жизни Америки.
"Я чувствую, что не связан с современной культурой. И не хочу быть связанным, потому что она мне не нравится. Сегодняшняя культура не вызывает во мне интереса". Он не считает, что каждое следующее поколение глупее предыдущего, но видит, как все изменилось. Когда ему было 20 лет, молодежь жадно стремилась к тому, чтобы быть умнее и образованнее, у нее были сложные запросы, вкус к иностранному кино и авангардизму. Теперь он видит, что среди двадцатилетних господствует невежество в области кино и любовь к грубейшему юмору. Хорошие американские фильмы, по его мнению, попадаются всего три-четыре раза в год. "Остальные глупы, стандартны, инфантильны, полны идиотского "туалетного" юмора и неоригинальны".
Конечно, не все поставленные Алленом картины - это шедевры. Среди них немало так называемых "проходных" фильмов, которые не запоминаются. Но и они всегда сделаны высоко профессионально и с хорошим вкусом. Не все его фильмы - комедии. К числу его драматических работ принадлежит и новая картина, действие которой, как и предыдущего фильма Аллена Match Point, происходит в Лондоне.
"Мечта Кассандры" - это название небольшой яхты, которую купил себе автомеханик Терри на деньги, выигранные на собачьих бегах. Терри - человек легкомысленный и пьющий, но у него, по крайней мере, есть работа и любящая его подружка. Его брат Иэн, который помогает родителям в их скромном ресторанном бизнесе, мечтает продвинуться в обществе. Взяв из гаража Терри чужой "Ягуар", он знакомится с актрисой, влюбляется в нее и выдает себя за богатого торговца недвижимостью в Калифорнии. Теперь, чтобы действительно заняться бизнесом и сохранить возлюбленную, ему очень нужны деньги.
Когда Терри по своему легкомыслию проигрывает все "доходы" от собачьих бегов и залезает в долги, на сцену является дядюшка, давний благодетель семьи. Он и теперь не отказывается помочь родственникам, но выдвигает условие. Племянники должны совершить убийство...
В одной рецензии написано, что в этой "посредственной драме" Аллен возвращается к своим излюбленным темам: классовая принадлежность, деньги, секс и убийство. Пусть так, но там есть и другое. В своей притче, как мне показалось, Аллен ставит очень важный вопрос, не имеющий ответа. А именно - что такое совесть, и почему она есть у одних и начисто отсутствует у других, хотя гены у них могут быть одни и те же?
Критики сравнивают фильм Аллена с фильмом Сидни Люмета "Пока дьявол не узнал, что ты умер", причем почти все склоняются в пользу Люмета. Там тоже рассказано о двух братьях, которые вступают на путь преступлений.
Мне фильм Аллена понравился больше - он более скромный, но более серьезный и наводит на размышления. Люмет хорошо смотрится, но не наводит ни на что.
Неприязнь Аллена к нынешней культуре трудно не разделить. Некоторое одичание, по-моему, распространяется и на критиков. Известный критик Джеймс Берардинелли фильмом Аллена очень недоволен и торжествующе объявляет, что, "как мы давно подозревали, время величия Аллена позади". Сравнивая "Мечту Кассандры" с предыдущим фильмом Аллена "Выигрыш по очкам", который ему нравится больше, критик считает, что "Мечта" - просто плохое повторение "Выигрыша". "Мечта Кассандры", - пишет он, - возвращается к теме "Выигрыша", аки пес на свою блевотину".
Да, да, мы знаем, что этот пес заимствован из Библии (кажется, из "Притчей Соломоновых", что-то вроде - "глупец повторяет свою глупость, аки пес возвращается на свою блевотину"), но все же - неужели у критика совсем не дрогнула рука, когда он применил эту метафору к Аллену? Слава Богу, что Вуди не читает рецензий.
****
МЕЧТА КАССАНДРЫ
Cassandra's Dream
Art houses
Режиссер и сценарист Вуди Аллен
Добавить комментарий