День памяти Николая ДОБРОЛЮБОВА (1836 - 1861). Его знаменитые статьи - эпоха русской общественной жизни. Времена так изменились, что этот жертвенный пыл, безапелляционность суждений, прямолинейность и недальновидность, эти призывы "К топору" теперь воспринимаются неприязненно и иронически (в духе главы о Чернышевском в набоковском романе). "Какой урыльник разума угас!", хохоча, восклицал Тарковский, переделав строку известного некрасовского стихотворного некролога.
Но Добролюбов был ещё и поэтом, чьё творчество в основном развивалось в русле некрасовского фельетона, был явным предшественником и поэтов "Искры" и мастеров "Сатирикона". Однако и некоторые его лирические стихотворения пронзительны и не заслуживают забвения. В нескольких неожиданно возникают ноты, родственные Случевскому, казалось бы, далекому от поэта-народника. Та же насыщенность прозой, та же неутешительная прямота. Какие-то отзвуки лирики Добролюбова прозвучали и в ХХ веке; в стихах о детстве в деревне ("Всё мне мерещится поле с гречихою..."), в лучшем, как я думаю, своём стихотворении Дмитрий Кедрин явно заимствовал тему, интонацию и ритмический рисунок добролюбовского стихотворения "В церкви"...
Всё же самая изысканная игра словами, совершенство пустотелой формы ничего не стоят перед возникающей в простых на первый взгляд стихах глубиной самого болезненного переживания.
***
Пускай умру — печали мало,
Одно страшит мой ум больной:
Чтобы и смерть не разыграла
Обидной шутки надо мной.
Боюсь, чтоб над холодным трупом
Не пролилось горячих слез,
Чтоб кто-нибудь в усердьи глупом
На гроб цветов мне не принес,
Чтоб бескорыстною толпою
За ним не шли мои друзья,
Чтоб под могильною землею
Не стал любви предметом я,
Чтоб всё, чего желал так жадно
И так напрасно я живой,
Не улыбнулось мне отрадно
Над гробовой моей доской.
1861