Комментарий к подборке цитат Елены Глуховской Ахматова и Маяковский: друзья или враги?
Подбор цитат убедителен. Маяковский часто расчетливо говорил не то, что ощущал, а то что, как ему казалось,следовало говорить по фракционным соображениям. С этой точки зрения ценны воспоминания Лили, в данном случае не вравшей, и драгоценно свидетельство Симона Чиковани (который был грузинским футуристом - что это на дело значило, мне трудно сказать). Маяковский, кажется, и не раз говорил впечатляюще о "хрупкости" стих Ахматовой., способных выдержать давление веков. Что касается Ахматовой, то в ее кругу часто ругали Маяковского (и его поступки и даже более того его стихи) и она это выслушивала. Но было замечено, что не любит, когда ругают уж слишком. По-видимому, ее отношение все же исчерпывается одной фразой. На вопрос о Маяковском проникшего к ней молодого маяковеда С.С. Лесневского она ответила: "До революции - Лермонтов, а после революции - плакат!" Не буду скрывать, лично я не люблю Маяковского. Но знаю силу некоторых набатных его слов и чувствую калибр орудия. Я бы сказал, что это была громадная пушка, выпалившая в пустоту. И взорвавшаяся. Но почтенный А.В. Луначарский неправ в своем противопоставлении: Ахматова не осталась в своем "старом мире", а превратилась в величайшего поэта и советского времени. Я не вижу и антагонистической противоположности двух поэтик: стих Ахматовой не менее революционен. Ее дольник - новое слово, и потом многое у нее идет от частушки. Что касается стиха Маяковского(испытавшего, конечно, воздействие грузинской версификации - от слышанных в багдадском детстве песен; он и вообще был агентом грузинского стихосложения в русском - и чаровала эта причудливость звучания), то только некоторые безмозглые литературоведы (не буду сейчас называть имен) могли полагать, что Владимир Владимирович совсем не писал ямбом и хореем... Что касается осужденных Маяковским стихов Асеева, обращенных к Ахматовой, то это одно из немногих его прочувствованных и действительно хороших стихотворений.